физического воспитания и психологии спорта.




Возникновение и современное состояние педагогики

Курсовая работа по психологии слушателя курсов

«Специалист в области физической культуры и спорта»

Шмуклера В.А., тренер по ориентированию, к.ф.-м.н.

 

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие личности, формирование потребностей занятием физической культурой и положительного отношения к физической культуре и спорту. Исходя из общепсихологической теории деятельности как специфической активности, занятия физической культурой (по А.Леонтьеву) включают следующие три компонента: мотивацию, спортивные упражнения, результаты деятельности. Возможно, что спортсмен хорошо мотивирован, может он обладает прекрасным (виртуальным) комплексом спортивных упражнений, но результаты деятельности его не радуют. В чем дело?

Поскольку физическая культура и спорт сопряжены с большим количеством спортивных упражнений от простых до сложных – здесь очень важна теория деятельности. Как научить правильным двигательным действиям, как быстрее овладеть данным упражнением? Создателями первой научной теории научения были зарубежные исследователи Т.Гоббс и Гартли (XVII,XVIII вв.). Согласно этой теории (ассоциативной) появление у человека новых действий обусловлено образованием и проявлением соответству-ющих связей (ассоциаций).

В России первым исследователем проблемы научения был И.Сеченов. Он показал, что в основе двигательного акта лежит рефлекс, соотнесенный с чувствованием (мышечное чувство), выступающий регулятором движения. Затем, академик И.Павлов (СССР) с учениками установили на опытах с животными, что в основе научения лежат условные рефлексы, которые образуются при повторении и подкреплении. Двигательная реакция формируется при многократном сочетании условного раздражителя (стимула, условного сигнала – зажигании лампочки) и нужной реакции – движения. В результате формируется динамический стереотип. Здесь выделяются 3 стадии: первая – иррадиация, которая характеризуется излишним напряжением и лишними движениям, а также закрепощением отдельных мышц. Вторая стадия – концентрация, когда процессы возбуждения и торможения концентрируются в нервных центрах, обеспечивающих выполнение движений. И, наконец, третья стадия – стабилизация, которая характеризуется формированием стабильно существующих и стабильно чередующихся сочетаний очагов возбуждения. Недостаток теории И.Павлова заключался в том, что исследования проводились на животных, у которых нет сложных движений. Человек же имеет возможность управлять сложными движениями и вносить коррекцию по самому ходу выполнения движения. Такой недостаток в теории И.Павлова устранил советский физиолог П.К.Анохин. П.К.Анохин обосновал существование специального органа «акцептора действия » и наличие «обратной афферентации » при выполнении движений (рис. 1). Это позволило П.Анохину объяснить способности предвидеть результат действия и корректировать его по ходу выполнения исполнения упражнения.

Существенный вклад в теорию построения и управления двигательным действием внесли исследования, проведенные в 30-40 гг. XX века Н.А.Бернштейном (СССР). В основе его теории лежит осознанное подчинение среды, её перестройка в соответствии с потребностями человека. Движение программируется смыслом, выступающим основой «образа потребного будущего », формирующего широко обобщенную, целесообразную матрицу управления. Такой кольцевой процесс, - основа механизма управления, содержит не только ответ на раздражение, но и оценку ответа (количественную величину), сигнал о котором поступает в управляющий орган по каналам обратной связи и сопоставляется с программой. На основе сличения и выявления величины расхождения формируется корректирующий сигнал и процесс повторяется до полного совпадения действия с программой. Согласно теории Н.А.Бернштейна управление движениями представляет собой многоуровневый процесс (5 уровней). Высший уровень «Е» определяет целесообразность движения, его смысл (например, преодолеть снаряд при выполнении опорного прыжка).

Уровень «С» определяет пространственные и временные последовательности необходимых операций (шаги разбега, отталкивание, фазу полета и т.д.). Уровень «С» управляет пространственными и временными характеристиками операций и действия в целом, т.е. регулирует усилия. Уровень «В» управляет мышечными координациями, согласуя работу мышц – синергистов и антагонистов. Уровень «А» управляет тонусом, уровнем возбудимости отдельных мышц. Разумеется, низшие уровни дают информацию высшим, которые руководят работой низших.

В последние годы интенсивное развитие получило принципиально новое направление в психологии обучения – усвоение знаний и умений на основе теории поэтапного формирования действий, которую развивали советские ученые психологи А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, З.А. Решетова, М.М. Боген. Эта концепция, выступающая в настоящее время как теоретическая основа отечественного варианта программированного обучении, - закономерный этап развития психологической науки и может полностью стать, как полагают ученые, теоретической предпосылкой для построения рационализированных методов формирования навыка.

В качестве центрального звена теории выдвигается задача исследования строения самой деятельности и её перехода из внешнего, материального плана во внутреннюю психическую деятельность. Важна последовательность этих переходов.

Устанавливаются последовательные этапы перехода внешних, материальных действий во внутренние, психические. Действие, согласно данной теории, представляет собой совокупность трех компонентов: ориентировочного, исполнительного и контрольно – ориентировочного

(рис. 2.).

Ориентировочная часть – такая система условий, на которую человек опирается при выполнении действия. Благодаря ей человек ориентируется в условиях деятельности, программирует свои действия и осуществляет рациональный выбор одного из множества возможных исполнений. Такая ориентировка происходит не только перед началом исполнительной деятельности, но и самом процессе выполнения. Ориентировочная основа действий может быть полной и тогда будет безошибочное овладение двигательным действием. В случае неполной ориентировочной основы действий – двигательное действие будет исполнено с ошибками. Например, спортсмен - ориентировщик при анализе путей движения от одного контрольного пункта (КП) к другому не смог оценить все варианты пробегания или упустил какой – то вариант (в режиме цейтнота времени), т.е. он заранее запрограммировал неполную ориентировочную основу действий. И ошибки последуют не только перед началом исполнительной деятельности, но и в процессе выполнения. Правда, опытнейший ориентировщик сможет в самом начале исполнительной деятельности сделать коррективы, но на это уйдет какое – то время, что может лишить его высокого итогового места. Учитывая данное обстоятельство, тренеры совместно со спортсменом отрабатывают на полигоне или на тренировочных стартах сложные варианты (желательно более трех) пробегания от одного КП до следующего КП с лимитированием времени.

То – есть, тренировка ориентировочного компонента дает существенный вклад в успех при выполнении действий, порядок выполнения действий.

Исследования, проведенные в спортивной деятельности В.П.Мерлинкиным и В.М. Шадриным, показали, что процесс обучения спортивным действиям можно резко сократить за счет преднамеренной организации ориентировочной деятельности обучаемых. При этом большой эффект дает организация обратной связи, заключающаяся в том, что мало подотчетные кинестетические ощущения выделяются благодаря ассоциации их со зрительными и слуховыми раздражителями, непрерывно сигнализируя о ходе действия.

 

Очень важно представлять этапы ориентировочной части действия спортсмена:

- создание представления о движении (что ждет ориентировщика в пространстве до КП, какие основные ориентиры или препятствия на пути действия)

- мысленное проговаривание элементов движения (аналогично GPS- треку)

- ощущения и восприятии спортсмена перед выполнением упражнения, а также во время выполнения движения (совпадают или не совпадают представляемые объекты движения, снос (нужно внести коррективы) или идти строго по азимуту и т.д.)

- система знаний о технической основе движении (бег в гору, с горы, равнина, болото, высокотравье, скалы).

Исполнительной основой деятельности служит выполнение самого движения и результаты выполнения. Одновременно осуществляется контроль (контрольно – ориентировочная часть действия). Успех будет при создании полной и адекватной ориентировочной части действия с организацией контроля за ней (аналогично отрицательной обратной связи в системе автоматизации – «гребенка» на графике отклонений в заданном коридоре величины отклонения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: