Навигационные приборы, инструменты, оборудование для получения местоположения и удержания самолёта на заданном курсе.




Полёт самолёта Н-209, 12 – 13.08.1937, глазами инженера-гидрографа – штурмана санно-тракторных поездов в Арктике.

В качестве исходных данных использую сведения из материалов, опубликованных в интернете, в частности, статью «Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского» автора Евгения Костарева:

Предполагаемый маршрут полёта Н-209.

Цитата: «Леваневский долго вырабатывал маршрут полета. Остановился на следующем варианте: Щёлково – Архангельск (985 км.) – Баренцево море – о. Рудольфа (Земли Франца-Иосифа;1960 км. от Архангельска до о. Рудольфа и 919 км. от о. Рудольфа до Северного полюса) – географический полюс – вдоль 148 меридиана пролететь над районом полюса относительной недоступности – Фербенкс (Аляска, США; 2187 км., из них от берега Аляски до Фербенкса-612 км.). В Фербенксе машина должна была дозаправиться и следовать далее в Эдмонотон (Канада;2300 км.) – Чикаго (около 3000 км.) - Нью-Йорк (более 1000 км.) с посадками в Эдмонтоне, Чикаго, и Нью-Йорке. Решение о продолжении полета будет принято после перелета в Фербенкс. Допускалась и посадка в Торонто».

Возможно, существовало «Полётное задание» в письменном или устном виде, что делать в случае форс-мажорной ситуации, если такового не было, то данный маршрут становился основным документальным источником, по которому следовало организовывать поиски пропавшего самолёта.

Например, при полёте В.П. Чкалова через Северный полюс, имелись строгие указания Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности и председателя Правительственного комитета по дальним перелетам: «при первой появившейся неисправности материальной части – немедленно возвращаться домой».

Картографическая изученность по маршруту полёта.

Конкретных сведений о картах использовавшихся на Н-209 не видел, поэтому предполагаю, что они имели аналогичный комплект карт, что и М.М. Громов, в июле 1937 года, а именно – карта «десятиверстка» от Москвы до Новой Земли, а от Новой Земли через полюс до берегов Северной Америки, была использована морская карта арктического бассейна с Северным полюсом в центре, издания 1905 года, масштабом 1:5000 000, она была удобна для нанесения Сомнеровых линий по данным астрономических наблюдений. Данной карты найти не удалось поэтому, для обзора, помещаю карту «АРКТИКА», М 1:10000000, издания 1934 года, в несколько увеличенном виде, составленную из двух частей. Верхняя – участок Северный полюс – Фэрбенкс, нижняя – участок Архангельск – Северный полюс.

3. Комплект пилотажно-навигационных приборов на самолёте Н-209.

Навигационные приборы, инструменты, оборудование для получения местоположения и удержания самолёта на заданном курсе.

1. Самолёт Н-209 оборудован «астролюком», в котором был установлен солнечный указатель курса (СУК) и была возможность выполнять астрономические наблюдения. Для этого на его борту были: два секстанта (секстана), звездный и солнечный хронометры, астрономические таблицы, штурманские журналы. Для расчетов имелись навигационная линейка, ветрочет, масштабная линейка, транспортир, циркуль, карандаши и другие инструменты. (Сведений об «искусственном горизонте» не видел, но предполагаю, что он был). В приполюсном районе 13.08.1937 года, когда нужно было сделать поворот и проложить курс по меридиану 148° W, навигация с помощью астрономических наблюдений способом Сомнера – это достаточно точный и единственно возможный вариант. Суть этого способа – определение географической широты и долготы местоположения самолёта по измеренным высотам небесных светил (в данном случае Солнца), путём построения высотных линий положения на карте в проекции Меркатора. После поворота. удержание на заданном курсе происходит при помощи солнечного указателя курса – это прибор, позволяющий по данным о положении Солнца непрерывно указывать заданный курс. Во время полета визир прибора, приводимый в действие часовым механизмом, остается всегда направленным на Солнце, а специальный указатель показывает курсовой угол – угол между направлением на светило и линией заданного курса.

2. Магнитный компас – это навигационный прибор, реализующий физический принцип способности магнитной стрелки ориентироваться вдоль магнитных линий Земли, при помощи которого определяется курс самолёта, он указывает направление на север вдоль магнитного меридиана Земли, проходящего через магнитные полюса. Точность магнитных компасов уменьшается по мере приближения к магнитным полюсам, выше 82° параллели он работает плохо, а выше 85° использовать его практически невозможно.

3. Гиромагнитный компас – это гирополукомпас, который непрерывно корректируется с помощью магнитного чувствительного датчика с подвижной магнитной системой. Гироскоп в этом компасе является элементом, усредняющим показания магнитного чувствительного элемента.

Данный компас удовлетворительно работал до параллели 85°.

4. Радиокомпас с поворотной рамкой-антенной – это прибор, позволявший штурману и летчику вести самолет на работающую радиостанцию, стоящую на маршруте, а также измерять пеленг боковых работающих радиостанций, соответственно если на карте были нанесены эти радиостанции, то можно было получить своё местоположение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: