Методические указания к практическим занятиям
для студентов 5-го курса дневной формы обучения и
6-го курса заочной формы обучения специальности
7.100302 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Керчь, 2010
Автор: Попов В.В., ст. преподаватель кафедры СЭУ КГМТУ
Рецензент: Крестлинг Н.А., к.т.н., доцент кафедры СЭУ КГМТУ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры СЭУ КГМТУ,
протокол № 3 от 26.10.2010г.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии МФ КГМТУ,
протокол № 3 от 16.02.2011г.
Методические указания утверждены на заседании Методического совета КГМТУ,
протокол № 2 от 10.03.2011г.
© Керченский государственный морской технологический университет
Содержание
Введение 4
1. Задание 5
1.1. Задания для эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВФШ 12
Практическое занятие №1 12
Практическое занятие №2 12
Практическое занятие №3 13
1.2. Задания для эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВРШ 14
Практическое занятие №4 14
Практическое занятие №5 14
Практическое занятие №6 15
Практическое занятие №7 15
Практическое занятие №8 16
Практическое занятие №9 17
2. Примеры эксплуатационных расчетов ходкости судна 18
2.1. Примеры эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВФШ 18
Практическое занятие №1 18
Практическое занятие №2 19
Практическое занятие №3 20
2.2.. Примеры эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВРШ 22
Практическое занятие №4 22
Практическое занятие №5 23
Практическое занятие №6 24
Практическое занятие №7 26
Практическое занятие №8 27
Практическое занятие №9 28
3. Рисунки 30
|
4. Рекомендуемая литература 42
Введение
Техническая эксплуатация СЭУ судов, в первую очередь, вахтенным персоналом, (уровень эксплуатации) в сущности сводится к решению ситуационных задач двух видов, связанных с обеспечением высокой надежности действия судовых технических средств (СТС), а следовательно безопасности мореплавания, а также задач совершенствования теплоэнергетических процессов в элементах СЭУ и снижение эксплутационных затрат (расходов на горючесмазочные материалы (ГСМ)) на уровне управления.
Анализ работы СЭУ ставит целью выявить уровень эффективности ее работы в целом и ее отдельных составляющих: ГЭУ, СЭС, ВПК.
Длительная эксплуатация СЭУ в той или иной степени сопровождается либо неудовлетворительной работой отдельных ее элементов, либо отказами и неполадками. Анализ причин, порождающих эти явления, разработка и выполнение мероприятий, исключающих их повторение, возможны только на базе глубокого понимания закономерностей всего комплекса теплоэнергетических процессов, происходящих с СЭУ.
Эффективная эксплуатация СЭУ - это не только грамотное использование инструкций и рекомендаций, но и непрерывный поиск резервов, в первую очередь, оптимизации режимов ее работы, что относится к эксплуатируемой и перспективной технике.
Задание
Варианты заданий по выполнению практических заданий выбираются из таблиц 1, 2.1. и 2.2. по двум последним цифрам шифра зачётной книжки. (Если число от 51 до 99, то необходимо отнять 50 для получения варианта задания).
В практических заданиях на рисунках 1.1.-2.15. необходимо произвести графические построения для нахождения соответствующих величин.
|
Варианты заданий по выполнению практических заданий
по дисциплине «Техническая эксплуатация СЭУ »
Таблица 1 для эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВФШ
№ Вари анта | 1.2. | 1.3. | 1.5. | 1.6. | 1.9. | 1.10. | 1.11. | 1.12. | 1.13. | 1.14. | 1.15. | 1.16. | 1.17. | 1.18. | 1.19. | 1.21. | |
n | погода | n | n | n | трал | n | n | n | h | ||||||||
т.п. | 2,5 | ||||||||||||||||
3 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
6 б. | |||||||||||||||||
т.п. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
3 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
6 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
т.п. | 3,5 | 3,5 | |||||||||||||||
3 б. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
6 б. | |||||||||||||||||
т.п. | 2,5 | 3,5 | 3,5 | ||||||||||||||
3 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
6 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
т.п. | 3,5 | ||||||||||||||||
3 б. | |||||||||||||||||
6 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
т.п. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
3 б. | 2,5 | 3,5 | |||||||||||||||
6 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
т.п. | 2,5 | ||||||||||||||||
3 б. | 3,5 | 3,5 | |||||||||||||||
6 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
т.п. | 3,5 | ||||||||||||||||
3 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
6 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
т.п | 3,5 |
Продолжение таблицы 1
|
№ Вари анта | 1.2. | 1.3. | 1.5. | 1.6. | 1.9. | 1.10. | 1.11. | 1.12. | 1.13. | 1.14. | 1.15. | 1.16. | 1.17. | 1.18. | 1.19. | 1.21. | |
n | пог | n | n | n | трал | n | n | n | h | ||||||||
3 б. | 3,5 | 3,5 | |||||||||||||||
6 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
т.п | 2,5 | ||||||||||||||||
3 б. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
6 б. | |||||||||||||||||
т.п | 2,5 | ||||||||||||||||
3 б. | 2,5 | 2,5 | |||||||||||||||
6 б. | 3,5 | 3,5 | |||||||||||||||
т.п | |||||||||||||||||
3 б. | 2,5 | 3,5 | |||||||||||||||
6 б. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
т.п | 2,5 | ||||||||||||||||
3 б. | |||||||||||||||||
6 б. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
т.п | 3,5 | ||||||||||||||||
3 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
6 б. | |||||||||||||||||
т.п | 2,5 | 2,5 | |||||||||||||||
3 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
6 б. | 2,5 | ||||||||||||||||
т.п | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
3 б. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
6 б. | 3,5 | ||||||||||||||||
т.п | 2,5 | ||||||||||||||||
3 б | 3,5 |
Таблица 2.1. для эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВРШ
№ Вар иа нта | 2.2. | 2.9. | 2.11. | 2.14. | 2.15. | 2.16. | 2.17. | 2.18. | 2.20. | 2.21. | 2.24. | |||
n | n | тр | n | n | n | |||||||||
0,65 | 0,2 | 0,65 | 0,938 | |||||||||||
59,6 | 0,98 | 0,65 | 0,75 | 6,5 | 0,71 | 0,1 | ||||||||
0,675 | 0,25 | 11,75 | 0,6 | 0,869 | 0,9 | |||||||||
55,6 | 0,94 | 0,625 | 7,5 | 0,35 | 0,755 | 0,2 | ||||||||
0,7 | 0,3 | 11,5 | 0,55 | 5,5 | 0,8 | 0,8 | ||||||||
59,6 | 0,9 | 0,6 | 11,25 | 0,3 | 0,938 | 0,3 | ||||||||
0,75 | 0,35 | 0,94 | 0,8 | 0,7 | ||||||||||
55,6 | 0,85 | 0,55 | 0,45 | 4,5 | 0,71 | 0,4 | ||||||||
0,98 | 0,4 | 11,5 | 0,6 | 0,869 | 0,6 | |||||||||
55,6 | 0,85 | 0,50 | 11,25 | 0,85 | 5,5 | 0,755 | 0,5 | |||||||
0,7 | 0,45 | 0,98 | 0,938 | 0,1 | ||||||||||
0,94 | 0,2 | 0,625 | 0,755 | 0,4 | ||||||||||
59,6 | 0,8 | 0,4 | 11,75 | 0,3 | 6,5 | 0,869 | 0,2 | |||||||
0,675 | 0,6 | 11,5 | 0,9 | 0,71 | 0,5 | |||||||||
55,6 | 0,9 | 0,25 | 0,75 | 6,5 | 0,8 | 0,3 | ||||||||
0,75 | 0,45 | 0,65 | 0,938 | |||||||||||
59,6 | 0,65 | 0,675 | 0,25 | 0,8 | 0,1 | |||||||||
0,85 | 0,3 | 0,7 | 5,5 | 0,71 | 0,9 | |||||||||
55,6 | 0,6 | 0,45 | 11,5 | 0,45 | 0,869 | 0,2 | ||||||||
0,8 | 0,6 | 0,2 | 0,755 | 0,8 | ||||||||||
59,6 | 0,7 | 0,35 | 0,98 | 4,5 | 0,938 | 0,3 | ||||||||
0,9 | 0,55 | 11,5 | 0,675 | 0,71 | 0,7 | |||||||||
55,6 | 0,65 | 0,25 | 0,25 | 5,5 | 0,869 | 0,4 | ||||||||
0,94 | 0,65 | 11,5 | 0,65 | 0,755 | 0,6 | |||||||||
59,6 | 0,75 | 0,045 | 0,75 | 0,8 | 0,5 |
Продолжение таблицы 2.1.
№ Вари анта | 2.2. | 2.9. | 2.11. | 2.14. | 2.15. | 2.16. | 2.17. | 2.18. | 2.20. | 2.21. | 2.24. | |||
n | n | n | n | n | ||||||||||
0,94 | 0,4 | 11,5 | 0,85 | 6,5 | 0,71 | 0,2 | ||||||||
59,6 | 0,8 | 0,50 | 0,98 | 0,869 | 0,8 | |||||||||
0,675 | 0,45 | 11,75 | 0,625 | 6,5 | 0,755 | 0,3 | ||||||||
55,6 | 0,9 | 0,2 | 0,3 | 0,938 | 0,7 | |||||||||
0,75 | 0,4 | 11,5 | 0,9 | 0,755 | 0,4 | |||||||||
59,6 | 0,65 | 0,6 | 11,5 | 0,75 | 5,5 | 0,869 | 0,6 | |||||||
0,85 | 0,25 | 0,65 | 0,71 | 0,5 | ||||||||||
55,6 | 0,65 | 0,45 | 0,25 | 0,8 | 0,1 | |||||||||
0,85 | 0,675 | 0,94 | 4,5 | 0,71 | 0,5 | |||||||||
59,6 | 0,6 | 0,3 | 0,7 | 0,869 | 0,3 | |||||||||
0,8 | 0,45 | 11,5 | 0,45 | 5,5 | 0,755 | |||||||||
55,6 | 0,7 | 0,675 | 0,2 | 0,938 | 0,1 | |||||||||
0,9 | 0,3 | 11,5 | 0,98 | 0,71 | 0,9 | |||||||||
59,6 | 0,65 | 0,45 | 0,675 | 0,869 | 0,2 | |||||||||
0,94 | 0,6 | 0,25 | 6,5 | 0,755 | 0,8 | |||||||||
55,6 | 0,75 | 0,35 | 11,5 | 0,65 | 0,8 | |||||||||
0,65 | 0,55 | 11,25 | 0,75 | 0,938 | 0,1 | |||||||||
0,98 | 0,25 | 0,65 | 5,5 | 0,71 | 0,9 | |||||||||
59,6 | 0,675 | 0,65 | 0,35 | 0,869 | 0,2 | |||||||||
0,94 | 0,45 | 0,55 | 0,755 | 0,8 | ||||||||||
55,6 | 0,7 | 0,2 | 0,3 | 5,5 | 0,8 | 0,3 | ||||||||
0,9 | 0,65 | 0,94 | 0,938 | 0,1 | ||||||||||
59,6 | 0,75 | 0,25 | 0,45 | 0,8 | 0,4 | |||||||||
0,85 | 0,625 | 11,5 | 0,6 | 4,5 | 0,71 | 0,2 | ||||||||
55,6 | 0,98 | 0,3 | 0,9 | 0,938 | 0,5 |
Таблица 2.2. для эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВРШ
№ Вари анта | 2.25. | 2.27. | 2.30. | 2.31. | 2.32. | 2.33 | 2.35. | 2.37. | 2.39. | 2.40. | 2.41. | |||
0,5 | 7,75 | 5,5 | 0,37 | 3,5 | ||||||||||
0,1 | 5,5 | 4,5 | 0,72 | 4,5 | ||||||||||
0,4 | 6,25 | 0,512 | 3,5 | |||||||||||
0,2 | 7,75 | 0,66 | 54,5 | |||||||||||
0,3 | 5,5 | 7,75 | 0,37 | 5,5 | ||||||||||
0,1 | 7,75 | 6,25 | 0,512 | 3,5 | ||||||||||
0,4 | 6,25 | 5,5 | 0,66 | 5,5 | 3,5 | |||||||||
0,2 | 6,25 | 4,5 | 0,72 | 4,5 | ||||||||||
0,5 | 7,75 | 5,5 | 0,938 | |||||||||||
0,3 | 7,75 | 4,5 | 0,512 | 4,5 | ||||||||||
0,5 | 5,5 | 0,72 | ||||||||||||
0,3 | 5,5 | 0,938 | 4,5 | |||||||||||
0,1 | 6,25 | 7,75 | 0,37 | 3,5 | ||||||||||
0,4 | 0,72 | 3,5 | ||||||||||||
0,2 | 7,75 | 5,5 | 0,512 | 5,5 | ||||||||||
0,1 | 7,75 | 4,5 | 0,66 | 3,5 | ||||||||||
0,4 | 5,5 | 6,25 | 0,37 | 3,5 | ||||||||||
0,2 | 7,75 | 5,5 | 4,5 | 0,66 | 4,5 | |||||||||
0,3 | 5,5 | 0,938 | 54,5 | |||||||||||
0,4 | 5,5 | 7,75 | 0,512 | 5,5 | ||||||||||
0,2 | 6,25 | 0,72 | 3,5 | |||||||||||
0,5 | 6,25 | 5,5 | 0,938 | 5,5 | 4,5 | |||||||||
0,3 | 5,5 | 4,5 | 0,37 | 3,5 | ||||||||||
0,5 | 7,75 | 0,72 | ||||||||||||
0,1 | 6,25 | 5,5 | 0,512 | 4,5 |
Продолжение таблицы 2.2.
№ вар иа нта | 2.25. | 2.27. | 2.30. | 2.31. | 2.32.. | 2.33 | 2.35. | 2.37. | 2.39. | 2.40. | 2.41. | |||
0,4 | 7,75 | 5,5 | 0,37 | 4,5 | ||||||||||
0,2 | 7,75 | 5,5 | 4,5 | 0,66 | 3,5 | |||||||||
0,3 | 6,25 | 0,938 | ||||||||||||
0,4 | 7,75 | 0,512 | 4,5 | |||||||||||
0,2 | 5,5 | 0,72 | 54,5 | 3,5 | ||||||||||
0,5 | 6,25 | 7,75 | 0,938 | 5,5 | ||||||||||
0,3 | 6,25 | 5,5 | 0,37 | 3,5 | ||||||||||
0,1 | 4,5 | 0,72 | 5,5 | |||||||||||
0,4 | 7,75 | 0,512 | 3,5 | |||||||||||
0,2 | 7,75 | 4,5 | 0,66 | 4,5 | ||||||||||
0,5 | 5,5 | 5,5 | 0,37 | 4,5 | ||||||||||
0,3 | 5,5 | 0,512 | ||||||||||||
0,5 | 7,75 | 6,25 | 0,66 | |||||||||||
0,4 | 5,5 | 0,72 | 4,5 | |||||||||||
0,2 | 6,25 | 4,5 | 0,938 | 3,5 | 3,5 | |||||||||
0,5 | 7,75 | 0,37 | 5,5 | |||||||||||
0,3 | 6,25 | 5,5 | 0,66 | 3,5 | ||||||||||
0,5 | 7,75 | 5,5 | 0,938 | |||||||||||
0,1 | 7,75 | 4,5 | 0,512 | 3,5 | ||||||||||
0,5 | 6,25 | 0,72 | 54,5 | 4,5 | ||||||||||
0,1 | 7,75 | 6,25 | 0,938 | 5,5 | ||||||||||
0,4 | 0,37 | 3,5 | ||||||||||||
0,2 | 5,5 | 0,72 | 5,5 | |||||||||||
0,3 | 5,5 | 7,75 | 5,5 | 0,512 | 4,5 | |||||||||
0,1 | 7,75 | 6,25 | 4,5 | 0,66 | 3,5 |
Задания для эксплуатационных расчетов ходкости судна с ВФШ
Практическое занятие №1
Задача 1.1.
Определить номинальную расчётную скорость хода МРТР "Карелия" (см. рис. 1.1, а).
Задача 1.2.
Определить скорость МРТР "Карелия" и нагрузку по мощности на его двигатель при частоте вращения гребного винта об/мин (см. рис. 1.1, а, б).
Задача 1.3.
Решить задачу, обратную предыдущей: определить необходимую частоту вращения и нагрузку по мощности двигателя МРТР «Карелия" при движении на свободном ходу со скоростью уз (см. рис. 1.1. б).
Задача 1.4.
Определить предельную тягу гребного винта, допустимую частоту вращения и мощность двигателя МРТР «Карелия» на швартовах (см. рис. 1.1, а, б).
Задача 1.5.
Определить достижимую скорость, допустимую частоту вращения гребного винта и потребляемую мощность двигателя СРТР «Океан» при встречном ветре 6 баллов (рис. 1.2, а, б).
Задача 1.6.
Определить полезную тягу гребного винта и нагрузку по мощности на двигатель СРТР «Океан» на швартовах при частоте вращения об/мин (рис. 1.2, а, б).
Задача 1.7.
Пользуясь тяговыми характеристиками МРТР «Карелия» (см. рис. 1.3) определить номинальную расчетную скорость свободного хода судна.
Практическое занятие №2
Задача 1.8.
По рис. 1.3. определить предельную тягу и допустимую частоту вращения гребного винта МРТР «Карелия» на швартовах.
Задача 1.9.
По рис. 1.3. найти полезную тягу винта на швартовах при частоте вращения об/мин.
Задача 1.10.
По рис. 1.3. найти скорость свободного хода судна при об/мин.
Задача 1.11.
Пользуясь тяговыми характеристиками СРТР «Океан» (рис. 1.4), найти максимальную скорость траления и допустимую частоту вращения двигателя при работе с 23-метровым тралом.
Задача 1.12.
Определить режим работы главного двигателя СРТР «Океан» (рис. 1.4) при тралении 19-метровым тралом со скоростью уз.
Задача 1.13.
При скорости траления уз двигатель СРТР «Океан» (рис. 1.4) развивает частоту вращения об/мин. Определить ориентировочное значение агрегатного сопротивления трала.
Задача 1.14.
Определить буксировочный КПД СРТР «Океан» (рис. 1.4) на ходу с 19-метровым тралом при скорости уз.
Практическое занятие №3
Задача 1.15.
По ходовым характеристикам ТР «Татарстан» (рис. 1.5), следующего на промысел ( м) в тихую погоду, установить ожидаемую скорость судна и потребляемую мощность, если частота вращения главного двигателя об/мин.
Задача 1.16.
Определить потерю скорости ТР «Татарстан» (рис. 1.5) на полном ходу ( об/мин) в тихую погоду при возвращении с промысла ( м) по сравнению со скоростью при переходе на промысел ( м).
Задача 1.17.