Вопрос 2 – Дизайн магазина




Лекция 10 «Планировка и дизайн торгового зала»

Вопросы:

1 - Планировка торгового зала

2 - Дизайн магазина

3 - Общетехническое оснащение магазина

Вопрос 1 - Планировка торгового зала

Основным помещением магазина является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников. От планировки торгового зала во многом зависят качество торгового обслуживания покупателей, пропускная способность магазина и нормальные условия его работников. Устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей. Торговые залы магазинов могут иметь различную форму: наиболее удобным являются торговые залы, форма которых приближается к квадрату. В таких магазинах покупатели лучше ориентируются, им обеспечиваются кратчайшие пути движения. Допускается также соотношение ширины и длины 1:2 или 1:3.

Торговый зал должен иметь как можно больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны, или площади: установочную, выкладки товаров, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.

Установочная площадь магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27–30% площади торгового зала. Установочную площадь торгового зала определяют как сумму площадей оснований торгово-технологического оборудования, размещенного в торговом зале.

Установочную площадь единицы торгово-технологического оборудования определяют умножением длины его основания на ширину. В общую установочную площадь включают площадь, занятую оборудованием для размещения товаров и оборудованием, связанным с процессом выбора товаров (примерочные кабины, зеркала и др.). Важно правильно определить площадь для торгового оборудования

Показателем эффективности размещения оборудования на площади торгового зала является коэффициент установочной площади. Он определяется отношением установочной площади к площади торгового зала по следующей формуле:

Ку = Sу / Sт.з,

где Ку — коэффициент установочной площади;

Sу — установочная площадь, м2;

Sт.з — площадь торгового зала, м2.

Площадь выкладки (экспозиционная, демонстрационная) рассчитывают, как сумму площадей торгово-технологического оборудования (полок, корзин, кассет, контейнеров и др.), предназначенного для выкладки товаров. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем эффективности использования площади выкладки товаров является коэффициент демонстрационной (экспозиционной) площади, который рассчитывается по формуле

Кд = Sд / Sт.з,

где Кд — коэффициент демонстрационной площади;

Sд — демонстрационная площадь, м2.

Для отдельных видов оборудования применяется различная методика расчета размера площади для выкладки товаров. Так, демонстрационная площадь островных и пристенных горок определяется путем суммирования площади всех полок оборудования, вешал — как произведение длины кронштейна на высоту демонстрируемых товаров, принимаемую за 1 м для одноярусных вешал и 2 м — для двухъярусных (для двусторонних вешал это произведение удваивается); контейнеров — как произведение площади их основания на высоту, деленное на 0,3 м (среднее расстояние между полками); столов, лотков, подиумов — как произведение их ширины на высоту. Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров.

Считается, что оптимальная величина коэффициента демонстрационной площади в магазинах самообслуживания составляет 0,7–0,75, или 70–75%. Значение коэффициента демонстрационной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров.

Важным показателем эффективного использования торговой площади является коэффициент использования емкости торгового оборудования, который представляет собой отношение площади выкладки товаров к установочной площади. Он показывает, насколько эффективно используется номинальная емкость оборудования. Чем выше это соотношение, тем больше товаров может вместить соответствующее оборудование при прочих равных условиях. Коэффициент емкости оборудования в зависимости от его типа составляет 2,2–3. Коэффициент использования емкости торгового оборудования рассчитывается по формуле

Кемк = Sт × 100 / Sу,

где Кемк — коэффициент использования емкости торгового оборудования;

Sт — площадь товарной выкладки, м2.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается в соответствии с ГОСТ Р 51773–2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т.е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя. Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

В магазинах, где применяется индивидуальное обслуживание покупателей, а также при наличии прилавков обслуживания в магазинах самообслуживания выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее определяют умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места (ширина прилавка + проход + глубина торгово-технологического оборудования).

Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь для установки кассовых кабин и столов упаковки, площадь, предназначенную для хранения закупочных корзин и тележек, а также площадь проходов между кассовыми кабинами и стеной, витриной или нерабочей стенкой торгово-технологического оборудования. В магазинах самообслуживания площадь узлов расчета должна составлять 8–10% площади торгового зала.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу

Кк = П ´ в / п ´ 3600 ´ к,

где Кк — количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П — площадь торгового зала, м2; в среднем время расчета с одним покупателем (на считывание цен, получение денег, выдачу сдачи и т.д.), с;

п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (2,5 м2 согласно СНиП, п. 5.8), м2; 3600 — количество секунд в 1 ч;

к — коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,7.

В зависимости от размера и формы торгового зала, особенностей

ассортимента товаров и формы продажи в магазинах применяют

различные варианты технологических планировок торгового зала.

Основными из них являются линейная, боксовая, выставочная

и смешанная.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников. При линейной планировке хорошо просматривается торговый зал, эффективно используется торговая площадь, увеличивается товарная насыщенность, возрастают коэффициенты установочной и демонстрационной площадей.

Линейная планировка может быть с продольным, поперечным размещением оборудования и смешанная. В прямоугольных торговых залах шириной 7–12 м применяют линейную расстановку с продольным размещением оборудования, при ширине 13–24 м — с поперечным, более 24 м — смешанную или комбинированную (продольную с поперечной).

Боксовая планировка применяется в магазинах, планировка помещений которых требует разделения торгового зала на отдельные части (отделы). Бокс представляет собой изолированную зону со своим узлом расчета. Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. При боксовой планировке нерационально используется торговая площадь и усложняется торгово-технологический процесс.

Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (ювелирных, меховых изделий и т.д.). Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин, мебели, ковров и др. Товары демонстрируются на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

Торговое оборудование размещают в торговом зале таким образом, чтобы покупатели по возможности проходили мимо всех выставленных товаров. Примерочные кабины устанавливают в конце линии вешал, а в крупных специализированных магазинах и отделах универмагов они сконцентрированы в одной зоне и создают салоны примерки. Банкетки для обуви размещают параллельно линии горок на расстоянии 2 м от оборудования с товаром.

Важным показателем работы магазинов является объем розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади, который определяют путем деления среднегодового товарооборота на торговую площадь. Этот показатель характеризует эффективность ее использования. Торговые работники должны постоянно изыскивать дополнительные резервы увеличения объема розничного товарооборота на единицу площади.

Вопрос 2 – Дизайн магазина

Дизайн магазина — деятельность архитекторов, инженеров и мерчендайзеров, занимающихся планировкой торговой площади.

Дизайн и внутреннее оформление магазина зависят и от продаваемого товара. Если название магазина под старину, то дизайн и оформление помещений следует выдерживать в этом стиле.

На оформление магазина оказывают влияние различные факторы — планировка помещений, оформление помещений, торговое оборудование, цвет и освещение.

При планировании помещений начинают с технологии обслуживания: необходимо представить маршруты, по которым движется покупатель, которые совершает каждый продавец на своем рабочем месте (в том числе и при пополнении запаса товара), а также маршруты вспомогательного персонала, рабочих. При изучении маршрутов следует рассмотреть возможность их оптимизации, например поменять местами две секции, передвинув к складскому помещению с наиболее ходовым товаром.

Внутри каждой секции анализ маршрутов продавцов и покупателей поможет наиболее оптимально расположить прилавки и витрины, выделить небольшое место для хранения определенного запаса товара.

Оптимальные маршруты позволят экономить силы персонала, сократить время на доставку товара к месту продажи, а значит, сократят время обслуживания покупателей, что часто играет большую роль при выборе покупателями того или иного магазина.

При планировании вспомогательных помещений необходимо предусмотреть комнату для переодевания персонала, уголок отдыха и т.п.

При оформлении помещений следует придерживаться нескольких правил:

• слишком большое количество элементов, особенно в небольших помещениях, плохо воспринимается, так как не считывается человеком;

• избыток контрастных цветов вызывает чувство утомления;

• учитывать значение и влияние цвета на человека;

• выбор цвета для оформления должен соответствовать назначению товара;

• главный элемент, на который должно быть обращено основное внимание покупателя, должен выделяться, поэтому его размещают отдельно.

Торговое оборудование — это основной элемент оформления любого магазина, оно предназначено для того, чтобы наилучшим образом представить товар покупателю. С одной стороны, его состав, назначение связаны с ассортиментом товара, с его свойствами, условиями хранения и выкладки, с другой стороны, это одно из важнейших составляющих всего образа магазина, того впечатления, которое складывается у покупателя. Стиль, цвет, материал и дизайн оборудования должны быть увязаны с товаром: например, дорогой товар будет выглядеть лучше, если его представить на оборудовании, сделанном из экзотических материалов, таких как мрамор, орех, эбеновое дерево. Продукты питания красиво смотрятся в плетеных корзинах. Одно из главных условий успеха — сочетание практической и эстетической сторон при выборе и расстановке оборудования.

При выборе торгового оборудования необходимо руководствоваться общим направлением в оформлении. Торговое оборудование не должно противоречить остальным элементам: если магазин выдержан в купеческом стиле, то современные стеллажи (из стекла и металла) с этим стилем сочетаться не будут, а подойдет вариант деревянных стеллажей (с соответствующими декоративными элементами под старину).

Торговое оборудование должно соответствовать:

• товару, условиям его хранения;

• цветовой гамме, выбранной для оформления;

• методу обслуживания, технологии обслуживания;

• форме обслуживания.

Торговое оборудование должно обеспечить удобство:

• покупателю при знакомстве с товаром;

• работы продавца при взаимодействии с покупателем.

Хорошо спроектированное торговое оборудование значительно облегчает продавцам процесс инвентаризации и продажи товаров. Грамотно составленный план помогает продавцам аккуратно организовать товарные группы и обеспечить им максимальную видимость. При таком плане продавец, быстро осмотрев торговую площадь, может сразу определить, достаточно ли товаров в торговом зале. Если товары размещены в строго определенном порядке, то такую быструю «инвентаризацию» можно провести в любой момент.

Менеджеры магазинов с большим товарооборотом по достоинству оценивают пользу от торгового оборудования и ежегодно выделяют средства на его модернизацию и замену. Крупные магазины, как правило, содержат небольшой штат рабочих, которые чинят, отделывают и модернизируют оборудование.

Цвет — это первое, что замечает покупатель. Он является одним из самых важных инструментов дизайна, способен передавать стиль и настроение магазинных выставок. Цвет в значительной степени воздействует на выбор товара покупателем. Яркие цвета привлекают внимание и оживляют магазин, что способствует продажам.

Освещение помогает покупателям лучше рассмотреть товар, а также улучшает внешний вид экспонатов и выставок. Освещение определяет качество, настроение, чистоту и природу цвета. Дорогие ювелирные украшения требуют освещения, отличного от подсветки бижутерии. Выпечка на прилавке булочной при соответствующем свете выглядит более свежей. Хорошее освещение в магазине позволяет покупателям подобрать вещи в тон, представить, как они будут сочетаться. Например, мебельный отдел должен быть освещен так же, как жилые апартаменты, чтобы клиенты могли представить, как будет смотреться мебель у них дома.

Освещение каждого отдела магазина требует индивидуального подхода. Следует начинать с оценки дизайна, настроения и характера магазина, затем подобрать свет, подходящий ему по стилю. Общее освещение необходимо в проходах и на открытых участках. В специализированных зонах требуется специфическое осветительное оборудование, например в обувном отделе размещают светильники на уровне пола, чтобы осветить ноги клиента. В каждом случае необходим свой подход с разработкой конкретного плана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: