Уровни усвоения и качество знаний.




ЛЕКЦИЯ № 6

ТЕМА: «Дидактические основы теории и методики физического воспитания и спорта»

 

План

1. Сущность и специфика обучения в физическом воспитании и спорте. Основные понятия.

2. Уровни освоения двигательного действия в процессе обучения: двигательное умение, двигательный навык, двигательное умение высшего порядка.

3. Реализация принципов обучения в физическом воспитании и спорте.

4. Структура обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

5. Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом воспитании и спорте.

 

ОТВЕТ № 1.

В физическом воспитании главным и наиболее специфичным является активная двигательная деятельность человека. Познание здесь осуществляется через физическую активность. Отличительная черта обучения в физическом воспитании состоит в том, что предметом обучения служат двигательные действия и качества, как средства физического совершенствования человека, воздействия на его психику и волевую сферу. Результатом обучения является общее физкультурное образование, содействие гармоничному развитию личности, спортивные достижения.

Составные части обучения:

- двигательные действия;

- преподаватель;

- ученик-учение;

- двигательный навык, суперумение (результат).

Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств.

Суть методологии развития двигательного действия в процессе обучения состоит в передаче знаний, умений и навыков от обучающего к обучаемому. Развитие двигательного действия направлено на переход к высшей деятельности через развитие физических качеств обучаемого в определенной последовательности:

1) ознакомление с будущим двигательным действием;

2) осуществление совместной деятельности (на уровне умении);

3) освоение двигательного действия на основе двигательного навыка;

4) освоение двигательного действия на уровне двигательного умения высшего порядка.

В процессе обучения решается группа задач - образовательных, воспитательных, оздоровительных.

Образовательные задачи:

1) процесс овладения учебным материалом связан с активной двигательной деятельностью, ведущий компонент - физическая активность;

2) формирование систем двигательных навыков, определяющих характер и уровень физической подготовленности человека;

3) связь с развитием комплекса двигательных (физических) качеств.

Воспитательные задачи:

1) обучение носит воспитывающий характер, воспитывающее воздействие физических упражнений, физкультурно-спортивных занятий полностью зависит от качества процесса обучения;

2) методика решения воспитательных задач через специфику обучения в физическом воспитании (воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями);

3) воспитание умения преодолевать физические трудности;

4) воспитание гигиенических навыков и умения;

5) воспитание правильных взаимоотношений в процессе выполнения ДД;

6) воспитание самостоятельности, ответственности за свои действия.

Оздоровительные задачи:

1) укрепление здоровья обучаемых – это связано с интенсивным воздействием на все функции организма обучаемых;

2) дифференсация обучения в соответствии с медицинскими показателями;

3) дифференсация содержания учебного материала и нагрузки по возрасту, полу и подготовленности;

Для обучения в физическом воспитании характерно обязательное наличие медицинского контроля (врачебно-педагогического), соблюдение установленных гигиенических норм.

Учет всех факторов позволяет правильно оценивать неравномерность хода овладения двигательным действием и открывает возможности варьирования условиями обучения; обеспечивает грамотное построение систем уроков и подводящих упражнений с использованием эффекта переноса навыков; помогает определить наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Воспитание и образование служат для передачи от предшествующих поколений к последующим поколениям, от человека к человеку социально значимого накопленного опыта, норм поведения, идей, знаний, умений и навыков.

Воспитание и образование носят исторический характер, они возникли в процессе становления человека, развития общества.

Воспитание – процесс целенаправленного и систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к социально значимым видам деятельности и гармоничного формирования.

Образование – процесс и результат передачи и усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Получение образования происходит главным образом в образовательных учреждениях в процессе обучения и в единстве с воспитанием.

Обучение – организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого, цель которого - формирование рациональных приемов познавательной деятельности, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности, овладение знаниями, умениями и навыками. В этом процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение.

Преподавание – деятельность обучающего по отбору знаний, умений и навыков, необходимой информации и управлению процессом их усвоения обучаемым в процессе обучения.

Учение – деятельность обучаемого по усвоению учебной информации (объекта изучения, содержания учебной дисциплины).

Воспитание, образование, обучение тесно взаимосвязаны. Обучение представляет собой основной путь получения образования, а вместе они создают важнейшие предпосылки и условия для осуществления воспитания.

 

ОТВЕТ № 2.

Двигательное действие (ДД) – целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решаются двигательные задачи.

Двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания называют физическими упражнениями. Применительно к обучению двигательным действиям (физическим упражнениям - ФУ) выделяют понятие «техника и структура двигательного действия». Техника - это способ выполнения двигательного действия, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Структура двигательного действия – это упорядоченный состав взаимосвязанных частей целостного двигательного акта, система, ориентированная на успешное решение двигательной задачи.

Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических (двигательных) качеств являются одной из ведущих задач физического воспитания и спорта.

В процессе обучения у обучаемых формируются двигательные умения и навыки и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы, кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.

Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспитанием физических качеств проявляется в трех аспектах:

- обучение некоторым двигательным действиям невозможно осуществлять без достижения должного уровня физических качеств. Например, обучение лазанью требует достаточно высокого развития силы мышц рук;

- формирование двигательного умения протекает одновременно с повышением уровня соответствующего физического качеств (например, обучение метанию малого мяча сопровождается ростом скоростно-силового качества);

- результативность сформированного умения зависит от уровня других качеств, а они в свою очередь, зависят от уровня сформированности умения (например, при обучении спринтерскому бегу развиваются скоростные возможности, но их развитие будет более эффективны при оптимальном уровне силы и выносливости).

Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития.

Двигательные умения, навыки и суперумения – это функциональные образования в организме человека, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий при обучении. Поэтому основные положения обучения двигательным действиям и развития физических качеств опираются на физиологические и психологические закономерности формирования навыков.

Алгоритм (лат. последовательность действия) освоения (развития) двигательных действий в процессе обучения:

- незнание, неумение;

- знание об изучаемом двигательном действии, двигательная задача;

- представление об изучаемом двигательном действии (его «образ»);

- двигательное умение;

- двигательный навык;

- суперумение (двигательное умение высшего порядка).

Данный алгоритм создает благоприятные условия для эффективного построения и осуществления процесса обучения: определение задач, выбора средств, методов и т.д. В конечном счете, создаются неограниченные возможности совершенствования двигательной деятельности.

ДУ – это способность выполнить ДД (решить двигательную задачу) при условии ДД (езда на велосипеде, элементы танца и т.п.).

Двигательное умение это уровень овладения двигательным действием, который отличается концентрацией внимания обучаемого на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие, невысокой быстротой выполнения, нестабильностью итогов, неустойчивостью к воздействию внешних факторов.

Характерные признаки двигательного умения:

1. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, не автоматизировано, сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно, при значительной степени утомления.

2. Способ решения двигательной задачи — нестабильный. Происходит поиск способа наилучшего ее решения.

Двигательное умение, как первый уровень владения двигательным действием, не может миновать ни один обучающийся. Длительность перехода двигательного умения к уровню двигательного навыка различна. Она зависит от способности ученика, совершенства методики обучения, сложности двигательного действия.

В процессе дальнейшего освоения двигательного умения, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения формируется двигательный навык.

Двигательный навык — это уровень овладения двигательным действием, который отличается концентрацией внимания обучаемого на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

Характерные признаки двигательного навыка:

1. Выполнение движений, входящих в двигательное действие, происходит без сосредоточения внимания на них обучаемого, т.е. автоматизировано при ведущей роли сознания: автоматизируется процесс исполнения движений, составляющих структуру двигательного действия.

2.Автоматизация выполнения движений является приобретенной в результате обучения двигательному действию.

3.Выраженная системность в движениях, которые объединены в целостное двигательное действие с устранением лишних движений, экономная затрата сил.

4.Автоматизация не снижает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия.

5.Сознание обучаемого направлено в основном на узловые компоненты двигательного действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

Физиологические фазы формирования двигательного навыка:

- преобладание возбудительных процессов в коре головного мозга, которые приводят в вовлечение в работу обширные группы мышц (утомление, формирование умений);

- усиление тормозных процессов в коре головного мозга, уточнение движений (рациональная техника, формирование навыка);

- формирование динамического стереотипа, баланс (равновесие) возбудительных и тормозных процессов.

Двигательное умение высшего порядка (суперумение) - это уровень овладения двигательным действием, который отличается способностью эффективно выполнить отдельное двигательное действие или их сочетание в сложных и экстремальных условиях. Отличительная черта суперумения – эффективное применение системы навыков в сложных, изменяющихся условиях и при ограниченном времени.

Характерные признаки двигательного умения высшего порядка и суперумения:

1. Суперумение всегда отличается повышенной ролью сознания: анализ ситуации, нередко при ограниченном времени и выбор целесообразного ДН и его своевременное выполнение.

2. Движения двигательного навыка совершаются автоматизировано, но под контролем сознания – внесение коррективов в действия, если этого требует обстановка.

3. Суперумение всегда проявляется в целостной двигательной деятельности, состоящей из комплекса двигательных действий на уровне навыков: примером служат игровые виды спорта, единоборства, комплексные виды (многоборье, биатлон, дуатлон, триатлон и т.п.).

4. Повышение роли двигательного анализатора, мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями, зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результаты деятельности.

Разновидности умения высшего порядка :

1). Умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности в соответствии с требованиями окружающей обстановки.

2). Умение использовать одновременно два или несколько сформированных навыков. Пример: метание при беге.

3). Умение эффективно использовать последовательно два или несколько сформированных навыков. Пример: после кувырков выполнить упражнение в равновесии.

 

ОТВЕТ № 3.

Принцип (лат: основа, начало) – первооснова, основное правило деятельности. Применительно к обучению – основные теоретико-практические положения, отражающие общие научно- педагогические закономерности (дидактические принципы). Они служат главным ориентиром практических обучающих действий.

В физическом воспитании принципы обучения или методические принципы отражают общие закономерности педагогики, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания, к особенностям обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

Основные принципы обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности.

Принцип сознательной активности предписывает руководствоваться следующими положениями:

1. Формировать у обучаемых осмысленное отношение и устойчивый интерес (цели ближние и отдаленные, воздействие на организм, прикладное значение, структура двигательного действия и т.д.).

2. Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконтроль (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь – срочная отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, действие).

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Сочетание руководящей, направляющей роли обучающего и самонаправленной активности обучаемых.

4. Стимулировать активность на основе заинтересованности посредством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятия), достижение реального результата.

5. Формировать простейшие методические умения и навыки самоконтроля, умения корректировать свои действия по освоению двигательного действия. Активность должна «выходить» за пределы занятий под руководством обучающего, формировать физическую активность как основу здорового стиля жизни.

Принцип наглядности. Наглядность – создание в процессе обучения двигательному действию и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у обучаемых более полного и точного чувственного образа техники, тактики, физических способностей, условия выполнения двигательного действия и его результатов. Наглядность – не цель, а средство для успешного обучения двигательному действию и развития физических качеств.

Для этого принципа характерны основные положения:

1. Наглядность как необходимая предпосылка освоения двигательного действия (создание представления, «образа»). Все анализаторы помогают «строить» образ. Выделяют комплексный анализатор («чувство воды», «чувство ракетки», мяча и т.д.).

2. Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная – зрительный, двигательный анализаторы, опосредованная – слово; аудиовизуально – сочетание зрения и слуха.

Принцип доступности и индивидуализации. Его называют еще принципом учета особенности обучаемых и посильности предлагаемых им заданий. Это залог оздоровительного эффекта обучения (не вредить здоровью).

Суть этого принципа выражена в следующих положениях:

1. Определение меры доступного – одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания и спорта. Здесь можно выделить два аспекта: возрастно-половой (многолетний) и с учетом индивидуальных особенностей (на любом уровне многолетнего периода).

2. Методические условия доступности: оптимальная преемственность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств, подводящие упражнения и пр.).

Правило: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. Чем богаче двигательный опыт обучаемых, тем лучше предпосылки для успешного овладения двигательным действием.

Условие: от простого к сложному, от легкого к трудному (развитие специальных качеств, подводящие упражнения, целостное выполнение двигательного действия в постепенно усложняющихся условия, сочетание двигательных действий, переключение и т.д.).

Особое значение имеют подготовительные и подводящие упражнения, «методические лесенки» – системы упражнений (ведение мяча в баскетболе и т.п.).

3. Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности обучаемых при использовании средств и методов, при построении занятий и осуществлять индивидуальный подход к обучаемым. При этом создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Как бы не подбирались обучаемые в группу, даже двух лиц с одинаковыми возможностями не найти. Индивидуализация широко используется в спорте: в процессе спортивной ориентации и отбора; при выборе специализации, например, вида в легкой атлетике; выбора игрового амплуа в командно-игровых видах спорта и т.д.

Принцип систематичности (греч. Sistematikos), построенный по определенному плану, постоянно повторяющийся – образующий систему (упорядоченную целостность). Здесь существуют следующие положения:

1. Непрерывность и преемственность процесса обучения, оптимальное чередование физической нагрузки и отдыха (длительные перерывы и др. могут привести к утрате положительного эффекта занятий).

2. Повторяемость и вариативность. Повторяемость необходима для формирования двигательных умений, навыков и суперумений, а вариативность обеспечивает формирование навыков, эффективных в различных условиях.

3. Последовательность занятий, средств, методов. Она тесно связана с требованием доступности, которая во многом определяет последовательность. Последовательность изучения очень важна, например, в игровых видах спорта и единоборствах, где имеет место обширный арсенал технико-тактических действий (атакующих и оборонительных). Последовательность играет важную роль в развитии физических качеств (нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам, требующим проявления выносливости, а не наоборот, хорошо сочетаются скоростные и силовые нагрузки).

Принцип постепенности. Он выражается в следующем:

1. Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденцией к увеличению нагрузок.

2. Усложнять задания и формы повышения нагрузок. Это необходимо для того, чтобы избежать отрицательного влияния адаптации к однообразным нагрузкам, что уменьшает сдвиги и может привести к застою результатов. Это может произойти в спорте, когда основное внимание уделяется совершенствованию техники и мало обращают внимания на специальную физическую подготовку, способствующую повышению двигательного потенциала, от которого зависит уровень спортивного результата.

Принципы обучения тесно взаимосвязаны, ни один из них не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

 

ОТВЕТ № 4.

Структура (лат. строение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.

Развитие двигательного действия в процессе обучения, путь от незнания и неумения до освоения ДД на уровне суперумения сложный, многоэтапный и составляет относительно завершенный целостный цикл.

Структура обучения ДД и развития физических качеств – целостный цикл, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы, отражающие психофизиологические закономерности формирования навыков.

Процесс обучения можно рассматривать как систему, состоящую из четырех основных компонентов (рис.1): «двигательное действие – обучающий - обучаемый – двуединая деятельность субъектов обучения». Эта информация имеет важное познавательное значение для специалистов физической культуры и спорта, для их профессионального становления. ДД является предметом обучения, овладение им в совершенстве – главная цель и результат обучения. Для обучающего ДД является предметом преподавания, для обучаемого ДД будет предметом учения. Здесь этапы обучения как бы проецируются на этот процесс; на предметной основе физического воспитания и спорта отражаются положения дидактики, сведения из различных дисциплин учебного плана профессионального физкультурного образования.

В качестве составляющих системы обучения ДД можно выделить: 1 – двигательное действие и качества; 2 – обучающий и преподавание; 3 – обучаемый и учение; 4 – двигательный навык, суперумение как результат совместной деятельности субъектов обучения.

В процессе обучения происходит развитие ДД от незнания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе развертываются во времени: 1 – фиксация в сознании обучающего позиции «чему учить» и «как учить»; 2 – фиксация в сознании обучаемого позиции «чему учиться» и «как учиться»; 3 – совместная деятельность обучающего и обучаемого по освоению, знаний, умений; 4 – фиксация результата: уровень освоенности ДД, комплекса специальных знаний (рис.2).

В этой системе обучаемый является не только объектом, но и субъектом обучения, от активного участия, своеобразного проявления профессионализма в учении зависит эффективность обучения. Особенно это относится к спортсменам высокой квалификации и профессионалам, а также к студентам и работающим специалистам.

 

ОТВЕТ № 5.

Без усвоения знаний о закономерностях движений, способах выполнения физических упражнений и тактических действий невозможно полноценное овладении двигательными действиями.

Только на основе полученных знаний деятельность может быть творческой, позволяющей находить эффективные нестандартные решения в проблемно-поисковых ситуациях.

Источником знаний является не только информация учителя, но и сама двигательная активность занимающихся.

Знания успешнее усваиваются при активной мыслительной деятельности, осуществляемой в системе умственных операций, при этом они прочнее фиксируются в сознании обучаемого.

Знания становятся руководством к действию при условии, что они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых физических упражнений и, во-вторых, органически включены в практическую деятельность.

Уровни усвоения и качество знаний.

Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. Выделяют три уровня усвоения знаний:

Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксации в памяти полученной информации. На данном уровне явно проявляется полнота знаний, измеряемая отношением количества усвоенных сведений к совокупной информации, предложенной учителем.

Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Дидактическим условием развития оперативности знаний является ознакомление учащихся с большим количеством ситуаций, в которых могут применяться данные знания и разнообразными способами их применения в каждой ситуации.

Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой освоенных упражнений, так и условиями их выполнения, а также особенностями деятельности учеников.

На первом уровне усвоения знаний признаком глубины знаний является способность ученика обнаруживать прямые связи между структурой двигательного действия и термином, обозначающим его.

На втором уровне глубина знаний характеризуется умением осознавать наличие связей между знаниями и двигательным действием.

На третьем уровне глубина знаний проявляется в умении раскрывать связи между техникой действия и биомеханическими закономерностями движений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: