Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий




 

Аддитивность — additivity свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям при любом возможном разбиении объекта на части

Асимметрия информации (asymmetric information) — различия в информации о предмете сделки, которой располагают ее участники.

Безрисковый эквивалент (risk-free equivalent) — гарантированный выигрыш, приводящий к полезности богатства, равной математическому ожиданию полезности богатства при случайном выигрыше.

Бюджетная линия — budget line линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Бюджетное ограничение — budget constraint ограничение покупательной способности потребителя величиной его дохода.

Варианты производства технически эффективные (technical effeciency) — варианты, которые нельзя улучшить ни увеличением производства продукции без увеличения расходов ресурсов, ни сокращением расхода какого-либо ресурса без снижения выпуска и без увеличения расхода других ресурсов.

Варианты производства экономически эффективные (economical effeciency) — варианты производства, которые нельзя улучшить ни путем выпуска продукта без увеличения зат­рат на ресурсы, ни путем снижения затрат без уменьшения выпуска.

Внешние эффекты (externalities) — прямые (не опосредованные рынком) воздействия производства или потребления одного субъекта на потребление или производство другого. Благоприятные воздействия называются положительными в.э. (внешними выгодами), неблагоприятные — отрицательными в.э. (внешними затратами).

Внешние эффекты/затраты — external benefits (costs) процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии.

Внутренние эффекты, интерналии (internalities) — проявления собственных целей организации, служащей обществу.

Второе наилучшее (second best) — лучшее из состояний, достижимых в ситуации, когда из-за некоторого неустранимого препятствия условия парето-оптимума («первого наилучшего») не могут быть полностью выполнены.

Выручка — revenue сумма денег, полученная от продажи товара.

Выручка общая — total revenue (TR) выручка от продажи всего объема товара.

Выручка предельная — marginal revenue (MR) увеличение общей выручки, вызванное реализацией дополнительной единицы товара.

Выручка средняя — average revenue (AR) средняя выручка на единицу товара — результат деления общей выручки (TR) на количество проданных товаров (Q).

Двусторонняя монополия (bilateral monopoly) — структура рынка, характеризующаяся наличием всего одного продавца и одного покупателя.

Диверсификация (diversification)— проникновение фирм в разнородные, технологически не связанные между собой отрасли.

Дисконтирование (discounting) — определение сегодняшней ценности сумм, которые будут получены или затрачены в будущем.

Дифференциация продукта (product differentiation) — процесс, имеющий место в случае, когда товар, продаваемый на рынке, не является стандартизованным.

Длительный период — long-run period период времени, в который все факторы производства рассматриваются как переменные.

Дополняемые продукты — complementary products продукты, которые не могут использоваться один без другого и совместно удовлетворяют одну потребность.

Достойные блага (merit goods) — блага, потребление которых общество считает нужным поддерживать и потребности в которых у индивидов не сформированы должным образом. Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы.

Доход — income (I) сумма денег, полученная за определенный период времени.

Доходрасполагаемый доход — disposable income доход за вычетом налогов.

Доход номинальный — nominal income сумма денег, получаемая в единицу времени.

Доход реальный — real income количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести на свой номинальный доход.

Естественная монополия (natural monopoly) — отрасль, в которой продукт может быть произведен единственной фирмой при меньших средних затратах, чем если бы его производством занимались несколько фирм (обычно вследствие экономии от масштаба). Закон убывающей предельной производительности (law of diminishing marginal returns) — положение, утверждающее, что с ростом объема любого используемого переменного ресурса при неизменности расхода других ресурсов его предельный продукт падает.

Заменяемые продукты — substitute products продукты, удовлетворяющие одну потребность и способные заменить при этом один другой.

Затраты общие — total costs (TC) сумма переменных и постоянных затрат.

Затраты предельные — marginal costs (MC) увеличение общих затрат, вызванное производством дополнительной единицы продукта.

Затраты средние общие — average total costs (АТС) сумма средних переменных и средних постоянных затрат.

Затраты средние переменные — average variable costs (AVC) результат деления общих переменных затрат на количество единиц произведенной продукции.

Затраты средние постоянные — average fixed costs (AFC) результат деления общих постоянных затрат на количество единиц произведенной продукции.

Затраты альтернативные (упущенных возможностей; opportunity costs) — оценка наилучшего из альтернативных способов использования ресурсов.

Затраты необратимые (sunk costs) — безвозвратные постоянные затраты, которые нельзя вернуть, сократив или прекратив производство.

Затраты неявные (implicit costs) — стоимость потребляемых ресурсов, принадлежащих фирме (например, земли, оборудования, предпринимательского таланта).

Затраты общие (total costs; TC) — денежная оценка расхода всех факторов, необходимых для производства нужного количества продукта.

Затраты переменные (variable costs; VC) — составляющая общих затрат, которая изменяется при изменении объема производства.

Затраты постоянные (fixed costs; FC) — составляющая общих затрат, которая не изменяется при изменении объема производства.

Затраты предельные (marginal costs; MC) — увеличение общих затрат, вызванное производством дополнительной единицы продукта.

Затраты трансакцонные (transaction costs) — затраты, связанные с совершением сделки (затраты поиска информации, затраты на ведение переговоров и заключение контракта, затраты по контролю за соблюдением условий договора).

Затраты экономические (economic costs) — затраты, включающие в себя как явные, так и неявные.

Затраты явные (explicit costs) — затраты, сопряженные с прямым расходованием денежных средств (например, затраты на приобретение оборудования, материалов, рабочей силы).

Затраты общие переменные — variable costs (VC) затраты, которые изменяются при изменении объема производства.

Затраты общие постоянные — fixed costs (FC) затраты, которые не изменяются при изменении объема производства.

Затраты упущенных возможностей (альтернативные) — opportunity costs потери от неиспользования ресурсов в наилучшей из оставшихся альтернатив.

«Заяц», безбилетник (free rider) — потребитель, сознательно искажающий свои потребности для того, чтобы платить за общественное благо меньшую цену, чем при его честном выражении предпочтений.

Излишек потребителя – consumer's surplus разница между максимальной суммой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара, и его фактическими затратами на приобретение.

Излишек производителя — producer's surplus разница между фактической выручкой от реализации и минимальной суммой, за которую производитель готов производить данное количество товара.

Изокванта (isoquant) — в теории производства — линия, графически отображающая множество всех комбинаций количества ресурсов, соответствующих различным эффективным способам производства данного объема выпуска.

Изокоста (isocost line) — в теории производства — линия, графически отображающая множество всех комбинаций ресурсов, которые могли бы быть приобретены фирмой при определенной сумме денежных расходов.

Индекс концентрации (concentration index) — показатель, характеризующий долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка (в процентах).

Индекс Линда (Linda index) — показатель, характеризующий неравенство долей рынка, приходящихся на каждую из нескольких крупнейших фирм.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) — consumer price index (CPI) показатель изменения стоимости потребительской корзины

Индекс стоимости жизни (ИСЖ) — living cost index то же, что и индекс потребительских цен.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Hегfindahl-Hirshman index) — показатель концентрации рынка, рассчитываемый как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме.

Кардинализм — cardinalism подход к определению полезности благ на основе предположения о том, что каждый набор благ обладает количественно определенной мерой полезности для дан­ного потребителя (ср. Ординализм).

Карта безразличия — indifference map множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень удовлетворения или полезности.

Карта изоквант (isoquant map) — совокупность изоквант для различных объемов выпуска продукции.

Картель (cartel) — группа фирм, сотрудничающих для координации решений по объему производства с целью контроля за ценами.

Коллективный выбор (collective choice) — процедура согласования индивидуальных предпочтений при выработке решения группой лиц.

Контрактная кривая (contract curve) — множество эффективных сделок между двумя субъектами, при которых невозможно достичь увеличения выгоды для одного из участников без уменьшения выгоды для другого. В частности, для двусторонней монополии контрактная кривая — множество таких комбинаций «объем-цена», что увеличение прибыли продавца возможно лишь за счет уменьшения прибыли покупателя, и наоборот.

Коробка Эджуорта (Edgeworth box) — диаграмма, показывающая возможности взаимовыгодного обмена между двумя индивидами. Представляет собой прямоугольник, в котором совме­щены карты безразличия обоих индивидов таким образом, что начала координат этих карт находятся в противоположных вершинах прямоугольника; на осях координат отложены количества имеющихся у индивидов благ. На аналогичной диаграмме для производства совмещены карты изоквант, а на осях координат отложены количества факторов производства. В этом случае к. Э. показывает возможности эффективного замещения ресурсов.

Короткий период — short-run period период времени, в котором часть факторов производства является переменной, а другая часть — постоянной.

Кривая безразличия — indifference curve в теории потребления линия, графически отображающая множество наборов продуктов, которые имеют для потребителя одинаковую полезность.

Кривая предложения (offer curve)— графическое представление количества блага, которое индивид предлагает к обмену на другое благо при различных уровнях относительных цен.

Кривая роста (grows curve) — линия, характеризующая экономически эффективные пути расширения производства, т.е. перехода с более низкой на более высокую изокванту.

Кривая Энгеля — Engel curve графическое представление зависимости затрат потребителя на какое-либо благо или группу благ от его дохода.

Мгновенный период — immediate-run period период времени, в котором все факторы производства являются постоянными.

Меры Эрроу-Пратта (Arrow-Pratt measures) — количественные меры неприятия риска. Абсолютная м. Э.-П. — скорость убывания предельной полезности богатства; относительная м. Э.-П. — эластичность полезности по богатству, взятая с обратным знаком.

Монополистическая конкуренция — monopolistic competition одна из форм несовершенной конкуренции, при которых незначительно различающиеся между собой продукты производятся большим количеством независимых друг от друга производителей

Монополия — monopoly структура рынка, при которой данный товар производится одним производителем, что позволяет ему контролировать цену этого товара.

Монопольная власть (monopoly power) — способность монополиста воздействовать на цену товара, изменяя объем его предложения на рынке.

Монопсония — monopsony структура рынка, при которой данный товар потребляется одним потребителем, что позволяет ему контролировать цену этого товара.

Нащупывание (tatonnement) — механизм достижения равновесия, который заключается в следующем: вначале реализуется некоторый произвольный вектор цен, не соответствующий рав­новесному, что вызовет излишек на одних рынках и дефицит на других. Это состояние приведет к росту цен на тех рынках, где наблюдается дефицит, и снижению цен на тех рынках, где наблюдается излишек. Изменение цен будет продолжаться до тех пор, пока не будет «нащупан» равновесный вектор цен.

Недостойные блага (merit bads) — блага, потребление которых общество считает нужным ограничивать.

Неопределенность (uncertainty) — ситуация выбора, в которой известно лишь множество возможных исходов, но им нельзя приписать никаких значений вероятностей.

Несовершенная конкуренция (imperfect competition) — структура рынка, при которой два или более продавца конкурируют на рынке, обладая некоторым контролем над ценой.

Общее равновесие (general equilibrium) — состояние экономики, в котором все рынки и все субъекты хозяйства одновременно находятся в равновесии.

Общественная кривая безразличия (community indifference curve, CIC) — кривая, объединяющая точки, в которых благосостояние общества будет одинаковым, т.е. функция общественного благосостояния принимает фиксированные значения.

Общий продукт ресурса (total product; TP) — максимальный объем продукта, который может быть произведен при использовании данного количества ресурса.

Олигополия — oligopoly одна из форм несовершенной конкуренции, при которой данный товар производится несколькими производителями, что позволяет им оказывать существенное влияние на рыночную цену товара, но требует от них принимать во внимание возможную реакцию конкурентов.

Олигопсония — oligopsony одна из форм несовершенной конкуренции, при которой данный товар потребляется несколькими потребителями, что позволяет им оказывать существенное вли­яние на рыночную цену товара, но требует от них принимать во внимание возможную реакцию конкурентов.

Оптимум по Парето, парето-оптимум (Pareto optimum) — состояние экономики, при котором невозможно парето-улучшение.

Ординализм — ordinalism подход к определению полезности благ, основанный на предположении о том, что потребитель может» сопоставить любые наборы благ и определить, какой из них в большей степени удовлетворяет его потребности. Ординализм не использует количественного представления потребности (ср. Кардинализм)

Отдача от масштаба производства (return of scale) — степень увеличения выпуска продукта при увеличении применения всех видов ресурсов.

Отдача от масштаба производствавозрастающая (increasing return of scale) — увеличение выпуска в относительно большей степени, чем приращение объема применяемых ресурсов.

Отдача от масштаба производстваубывающая (decreasing return of scale) — увеличение выпуска в относительно меньшей степени, чем приращение объема применяемых ресурсов.

Отрасль (industry) — группа фирм, продающих на рынке определенный вид товара.

Парето-несравнимость (Pareto non-comparability) — отношение между двумя состояниями экономики, ни одно из которых не является предпочтительным по Парето (см. парето-улучшение) по отношению к другому: в результате перехода от одного из них к другому положение одних индивидов улучшается, а других ухудшается.

Парето-улучшение (Pareto improvement) — переход от одного состояния экономики к другому (предпочтительному по Парето), в результате которого положение по крайней мере одного индивида улучшается без ухудшения положения какого-либо другого индивида.

Период длительный (long-run) — период времени, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные.

Период короткий (short-run) — период времени, в котором часть факторов производства рассматриваются как переменные, а другая часть — как постоянные.

Период мгновенный (immediate-run) — период времени, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные.

Полезность — utility удовлетворение, получаемое от потребления блага.

Полезностьобщая — total utility (TU) полезность всего объема продукта.

Полезность — предельная — marginal utility (MU) увеличение общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицы продукта.

Полезность — средняя — average utility (AU) результат деления общей полезности на количество единиц продукта.

Полезность по фон Нейману-Моргенштерну (von Neumann-Morgenstern utility) — полезность богатства, математическое ожидание которой стремится максимизировать субъект.

Потребительская корзина — consumer goods basket набор товаров, соответствующий некоторому стандартному уровню потребления и используемый при расчете индекса стоимости жизни.

Предельная выручка от предельного продукта ресурса, предельная выручка ресурса (marginal revenue product; MRP) — приращение общей выручки, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.

Предельная норма замены — marginal rate a/substitution (MRS) количество единиц одного товара, которое потребитель согласен отдать за единицу другого товара, так, чтобы уровень его удовлетворения остался прежним

Предельная норма технической замены (marginal rate of technical substitution; MRTS) — дополнительное количество единиц одного ресурса, компенсирующее изменение расхода на единицу другого ресурса так, чтобы уровень выпуска остался неизменным.

Предельная норма трансформации (marginal rate of transformation, MRT) — величина, показывающая, на сколько единиц нужно сократить производство одного блага, чтобы увеличить производство другого на единицу.

Предельная общественная выгода (marginal social benefit, MSB) — сумма предельной частной выгоды и предельной внешней выгоды.

Предельные внешние затраты (marginal external cost, MEC) — дополнительные затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями.

Предельные затраты на ресурс (marginal resource cost; MRC) — приращение общих затрат, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.

Предельные затраты на фактор (marginal factor cost; MFC) — см. Предельные затраты на ресурс.

Предельные общественные затраты (marginal social cost, MSC) — сумма предельных частных затрат производителя и предельных внешних затрат.

Предельные расходы (marginal expenditure; ME) — см. Предельные затраты на ресурс.

Предельный продукт ресурса (marginal product; MP) — приращение общего продукта, обусловленное увеличением на единицу объема использования данного ресурса при постоянных объемах использования прочих ресурсов.

Предложение — индивидуальное — individual supply желание субъекта предложить товар при данных условиях.

Предложение — кривая предложения — supply curve графическое изображение функции предложения.

Предложение — объем предложения — quantity of supply (Qs) максимальное количество товара, которое желает предложить субъект в единицу времени при данной цене и условиях.

Предложение — рыночное — market (aggregate) supply совокупность всех индивидуальных предложений на данном рынке.

Предложение — функция предложения от цены — supply function for ргн^ зависимость объема предложения от цены при неизменности прочих факторов.

Предложение — функция предложения — supply function зависимость объема предложения от определяющих его факторов.

Предложение — цена предложения — supply price (Ps) минимальная цена, по которой субъект согласен предложить данное количество товара в единицу времени.

Прибыль — общая — total profit прибыль от продажи всего объема товаров.

Прибыль — предельная — marginal profit увеличение общей прибыли, вызванное реализацией дополнительной единицы товара.

Прибыль — средняя — average profit результат деления общей прибыли на количество единиц товара.

Прибыль бухгалтерская (accounting profit) — разность между общей выручкой и бухгалтерскими затратами.

Прибыль нормальная (normal profit)— бухгалтерская прибыль, получаемая при равенстве общей выручки общим затратам, исчисленным как альтернативные затраты для всех использован­ных ресурсов;

Прибыль средняя (average product; АР) — результат деления общего продукта на количество единиц данного ресурса.

Прибыль экономическая (economic profit) — прибыль, получаемая при превышении общей выручки над альтернативными затратами для всех использованных ресурсов.

Прибыль — profit (П) разность между выручкой и затратами.

Провал рынка (market failure) — неспособность рыночного механизма достичь эффективного размещения ресурсов. В этой ситуации рыночная система не может обеспечить производство определенного блага либо не может обеспечить его производство в оптимальном объеме.

Продукт — общий — total product (TP) продукт, получаемый от использования всего объема ресурсов.

Продукт — предельный — marginal product (MP) увеличение общего продукта, вызванное использованием дополнительной единицы ресурса.

Продукт — средний — average product (АР) результат деления общего продукта на количество единиц товара.

Производственная функция (production function) — зависимость максимально возможного выпуска продукции от затрат производственных ресурсов, используемых в любом сочетании при данном уровне технологии.

Равновесие потребителя — equilibrium of consumer состояние потребителя, когда он покупает товары при данных ценах в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и достигается максимально возможная полезность набора этих товаров Равновесие производителя — equilibrium of producer устанавливается в точке пересечения изокванты с бюджетной линией

Равновесие стабильное/нестабильное/ — stable (unstable) equilibrium если в экономической системе, выведенной по каким-то причинам из состояния равновесия, возникают силы, возвращающие систему в исходное равновесное состояние, то такое состояние равновесия называется стабильным. В противном случае равновесие называется нестабильным. Рациональность — rationality реализуемая в акте выбора способность человека сопоставить все доступные ему комбинации благ и выбрать наиболее предпочтительную со своей точки зре­ния

Редкость (scarcity) — ограниченность, нехватка ресурсов для удовлетворения в полной мере всех желаний людей.

Риск (risk) — ситуация выбора, последствия которого носят случайный характер, т. е. характеризуются не только набором возможных исходов, но и вероятностью каждого из них.

Риск недобросовестности (moral hazard) — возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды.

Рисконейтрал (risk neutral) — индивид, нейтральный по отношению к риску, для которого равноценны варианты поведения с одинаковыми математическими ожиданиями богатства.

Рискофил (risk-attracted) — индивид, склонный к риску, для которого рискованный вариант поведения предпочтительнее безрискового с тем же самым математическим ожиданием достигаемого богатства.

Рискофоб (risk-averse) — индивид, не склонный к риску, для которого безрисковый вариант поведения предпочтительнее рискового с тем же самым математическим ожиданием достигаемого богатства. Сегментированный рывок (segmented market) — рынок, на котором можно выделить группы потребителей с различными характеристиками спроса.

Сигнал (signal) — метод преодоления асимметрии информации, который состоит в выделении данного товара из общей массы товаров на рынке.

Смешанные блага (mixed goods) — блага, не являющиеся ни чистыми общественными, ни чистыми частными. Выделяются две категории смешанных благ: перегружаемые (или переполня­емые) (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости).

Совершенная конкуренция — perfect competition структура рынка, при которой товар производится и потребляется большим количеством независимых друг от друга субъектов, что не позволяет им оказывать какое-либо влияние на рыночную цену этого товара.

Спрос — demand — функция спроса — demand function зависимость объема спроса от определяющих его факторов

Спроскривая спроса — demand curve графическое изображение функции спроса.

Спрос— объем спроса — quantity of demand (QD) максимальное количество товара, которое желает приобрести субъект в единицу времени приданной цене и условиях.

Спрос — рыночный — market demand совокупность всех индивидуальных опросов на данном рынке.

Спрос— цена спроса — demand price (Ро) максимальная цена, по которой субъект согласен приобрести данное количество товара в единицу времени.

Спрос индивидуальный — individual demand желание субъекта приобрести товар при данных условиях.

Спрос индивидуальный — individual demand желание субъекта приобрести товар при данных условиях.

Товар Гиффена — Giffen good товар, на повышение цены которого потребитель реагирует увеличением покупок (при неизменности дохода и цен других товаров).

Товар низкого качества — inferior good товар, спрос на который при росте дохода уменьшается, а при падении дохода — увеличивается.

Товар нормальный — normal good товар, который потребитель покупает в большем количестве как при росте дохода, так и при падении его цены.

Товары дополняемые — complementary goods товары, которые совместно удовлетворяют одну потребность.

Товары заменяемые — substitute goods товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность и способные заменить при этом один другой.

Трансформация — transformation замещение одного блага другим в пределах возможностей субъекта.

Удерживающий доход (transfer earnings) — минимальный уровень оплаты услуг фактора, достаточный для того, чтобы удержать его в данной области применения.

Факторный доход (factor income) — вознаграждение за услуги фактора производства, используемого в производственном процессе.

Функция общественного благосостояния (social welfare function) — функция, описывающая зависимость благосостояния общества от переменных, характеризующих состояние экономики. Функции благосостояния подразделяются на индивидуалистические и патерналистские. Индивидуалистические функции основываются на предположении о зависимости благосостояния общества от благосостояния отдельных индивидов («каждый индивид — лучший судья своего счастья»). Патерналистские функции строятся в предположении, что индивиды не всегда могут правильно оценить, повышает или снижает их благосостояние определенное действие (событие), и кто-то лучше может судить, что для них благо, а что нет.

Х-неэффективность (X-unefficiency) — неполное использование ресурсов, имеющее следствием избыточные затраты, так что производство осуществляется внутри (а не на границе) множе­ства производственных возможностей.

Ценность предельного продукта ресурса (value of marginal product; VMP) — денежное выражение предельного продукта ресурса.

Ценовая дискриминация — price discrimination отношения между продавцом и покупателем, когда продавец продает различные единицы одного товара покупателям по разным ценам по причинам, не связанным с различием затрат

Ценовая дискриминация на сегментированном рынке — установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка);

Ценовая дискриминация по объему покупки (quantity price discrimination) — установление разных цен для различных объемов покупки данного товара (назначение скидок при покупке партии товара);

Ценовая дискриминация совершенная (perfect price discrimination) — установление разных цен на каждую продаваемую единицу товара.

Частичное равновесие (partial equilibrium) — равновесие отдельного рынка, рассматриваемого изолированно, т.е. без учета влияния цены данного товара на цены других товаров, включая факторы производства, и обратного влияния этих цен на рассматриваемый рынок.

Чистые частные блага (pure private goods) — блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю; никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существование чистого частного блага предполагает отсутствие внешних эффектов.

Экономика обмена (exchange economy) — модель, в которой происходит распределение фиксированного количества благ между индивидами. В этой модели количества благ заданы заранее, и изменения благосостояния индивидов могут иметь место только в результате обмена.

Экономия от разнообразия (economy of scope) — сокращение затрат, достигаемое соединением в рамках одной фирмы нескольких видов производства.

Эластичность спроса (предложения) — demand (supply) elasticity

Эластичность спроса (предложения) — перекрестная — cross elasticity степень реакции объема спроса (предложения) на данный товар при изменении цены другого товара.

Эластичность спроса (предложения) — по доходу — income elasticity степень реакции объема спроса (предложения) на данный товар при изменении величины дохода его потребителя (производителя).

Эластичность спроса (предложения) — по цене (прямой) — price elasticity степень реакции объема спроса (предложения) на данный товар при изменении его рыночной цены.

Эффект дохода (income effect) — составляющая изменения объема спроса на продукт или предложения фактора при изменении цены продукта (фактора), обусловленная изменением реального дохода при постоянном соотношении цен.

Эффект замены — substitution effect составляющая изменения объема спроса на товар при изменении его цены, обусловленная изменением соотношения цен данного товара и всех остальных.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: