1. Методика должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности учащихся.
2. Используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержанию и конкретным задачам формирования знаний.
3. Методика должна предусматривать реализацию межпредметных связей, т.е. использование знаний учащихся по другим предметам (биологии, физиологии).
4. Использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проблемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконтролю, взаимоанализу действий партнеров в парных и групповых упражнениях).
5. Обеспечение оперативного контроля, позволяющего вносить своевременные коррективы в действия занимающихся и используемую методику.
Схематичное представление перехода умения в навык
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ | |||||
Знание Сознательное управление движениями | Мышление Относительная изолированность движений | Двигательный опыт Неустойчивое действие | |||
СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ | |||||
Знание Автоматизированное управление движениями, но при ведущей роли сознания | Мышление Слитность движений | Двигательный опыт Устойчивость (надёжность) действие | |||
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК | |||||
С труктура обучения двигательным действиям и развития физических
Качеств
1этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап |
Название этапов | |||
Создание предпосылок успешного обучения и ознакомление с двигательным действии (ДД) | Разучивание нового двигательного действия, воспроизведение ДД по созданному "образу" | Совершенствование разученного ДД Этап физической тренировки | Интеграция качеств и навыков в сложной двигательной деятельности. Этап спортивных соревнований |
Залачи этапов | |||
1.Создание кондиционной (отвечающей определенным требованиям) базы для обучения. 2.Формирование представления об изучаемом двигательном действии (формирование"образа") | 1.Уточнение "образа" изучаемого ДД. 2.Формирование двигательного умения. | 1..Детализация "образа". 2.Формирование двигательного навыка, эффективное выполнение ДД в различных по сложности условиях | 1.Формирование комплексного "образа" навыков. 2.Формирование "суперумения" (комплекс навыков при высоком уровне развития физических качеств) |
Средства на этапах | |||
1.Обшеразвивающие и подготовительные упражнения. 2.Средства наглядности. 3.Аудиовизуальные средства | 1.Подводящие упражнения. 2."Упражнения по технике. 3.Средства наглядности. 4.Средства 1 этапа | 1.Упражнения по технике и тактике. 2.Подготовительные упражнения. 3.Средства 1 и 2 этапов | 1.Упражнения технико-тактические; на сочетание совершенствования техники и развитие физических качеств; на переключение в движениях. 2. Средства 1, 2 и 3 этапов |
Методы на этапах | |||
1.Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. 2.Методы наглядного восприятия. 3. Словесные методы | 1.Метод расчлененного обучения. 2.Метод целостного обучения. 3.Методы развития физических качеств 4.Методы 1 этапа | 1.Метод целостного выполнения ДД в вариативных условиях. 2.Интеграция навыков и качеств в сложных условиях двигательной деятельности и при высокой интенсивности. 3.Методы 1 и 2 этапов | 1.Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2.Соревновательный. 3.Игровой. 4.Выполнение заданий в вариативных условиях при высокой интенсивности. 5.Методы 1, 2 и 3 этапов |
|
|
Схема 1. Цель и результат обучения как системы.
Формирование комплекса знаний, двигательных умений и навыков любой категории обучаемых.
Двигательное действие – предмет обучения.
![]() | ||
![]() | ||
Двигательное действие – предмет преподавания. Обучающий (субъект обучения), его профессионализм, владение технологией преподавания | ОБУЧЕНИЕ
КАК
![]() | Двигательное действие – предмет учения. Обучаемый (субъект обучения), его способности, владение технологией учения |
![]() | ||
Технология обучения. Двуединый процесс деятельности обучающего и обучающего и обучаемого (субъектов обучения) по «переводу» освоения знаний, умений и навыков от обучающего к обучаемому. |