Экзаменационная работа по русскому языку и культуре речи
Студента 1 курса заочного отделения группы 20 «Б»
Дусембаевой Жанны Мухтаровны
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Ответ: катАлог
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ: дипломатичный
3.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ: прочитав
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
5.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ответ: инерционный
6.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ: исцелить воспеть
7.Найдите ряд слов, в котором оба выделенных слова пишутся С МЯГКИМЗНАКОМ. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Ответ: печь пирог, русская печь
8.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Ответ: 1234
9.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Ответ: рулевой
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Ответ: прославишься
11.Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ответ: непрочитанные
12. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Ответ: также вскоре
13.Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить ТИРЕ.
Ответ: Любовь- как солнце после долгого беспросветного ненастья
14.Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в ко-торых нужно поставить ОДНУ запятую.
Ответ: 34
15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ответ:1234
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото-рых в предложениях должны стоять запятые.
Ответ:1234
17.Укажите номер предложения, в котором дано правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Ответ: 1
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ответ: 24
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ответ: 34
Часть 2. Работа с текстом.
20. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
Ответ: 2
21. Перечисленных утверждений является верным?
Ответ: 4
22.Из предложения 19 выпишите слово в переносном значении.
Ответ: горение
23. Среди предложений 5-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и частицы. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 5
24.В каждом предложении выберите средство выразительности речи. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А | Б | В | Г |
25. Проведите анализ содержательной стороны текста:
1) Рассуждение
2) Место подвига в жизни
3) Невозможность совершения подвига в обыденной жизни
4) В простой работе тоже есть место подвигу
5) Идея в том, что каждый человек сам решает для себя,что для него есть подвиг
В современной жизни с ее комфортом и безопасностью, напрямую связанной с достижениями высоких технологий, казалось бы нет места подвигу. Да в настоящее время трудно открыть неизведанную землю, обнаружить новый вид бактерий, открыть инновационное лекарственное средство, тем самым запечатлеть свое имя в истории. Но как мне кажется в любой профессии и в любой сфере деятельности есть место подвигу! Ведь человек всегда стремится составить о себе хорошее мнение и добрую память у окружающих. Каждый человек сам определяет для себя - что есть подвиг. Мать, воспитавшая достойных детей; плотник, изготавливающий красивую мебель; а по моему мнению любой отзывчивый, добрый и честный человек уже герой, совершающий свой простой и незаметный подвиг!
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Ответ: 14
2.Какой стиль и тип речи представлен в тексте? Напишите номера правильных ответов
Ответ:
Стиль | Тип речи |
3.Подберите синонимичное словосочетание к выражению «техника экономии» из 5-го предложения.
Ответ: экономичность
4. Из предложения 6-го выпишите слова в переносном значении.
Ответ: губить
5.Выпишите примеры принципов написания.
6. Разберите фонетически слова, отмеченные в тексте буквой Ф.
Ответ:
1. пропадает — слово из 4 слогов: про-па-да-ет. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [прападай’ит]
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[и] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 9 букв и 10 звуков
2. разумного — слово из 4 слогов: ра-зум-но-го. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [разумнава]
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
г — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
В слове 9 букв и 9 звуков.
3. временем — слово из 3 слогов: вре-ме-нем. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [вр’эм’ин’им]
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [и] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
В слове 8 букв и 8 звуков.
4. ожидания — слово из 5 слогов: о-жи-да-ни-я. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [ажыдан’ий’а]
о — [а] — гласный, безударный
ж — [ж] — согласный, звонкий парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
и — [ы] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[а] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.
7. Проведите морфемный и словообразовательный анализ слов, отмеченных в
тексте буквой М.
Ответ:
1. потребителя
Корень-потреб
суффикс- и, тель
2. становиться
корень - станов
суффикс - и
глагольное окончание – ть
постфикс – ся
3. пользоваться
Корень – польз
суффикс – ова
глагольное окончание – ть
постфикс – ся
4. воспитывать
Корень – воспит
суффикс – ыва
глагольное окончание – ть