О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫИ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Мая 2007 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

(в ред. постановлений Минстройархитектуры от 08.01.2009 N 2,

от 31.05.2010 N 17, от 21.10.2010 N 33, от 27.05.2011 N 30,

от 22.12.2012 N 38)

На основании Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 973 "Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь", Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр А.И.Селезнев

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов

Республики Беларусь

Н.П.Корбут

14.05.2007

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства архитектуры

и строительства

Республики Беларусь

14.05.2007 N 10

(в редакции постановления

Министерства архитектуры

и строительства

Республики Беларусь

22.12.2012 N 38)

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

(в ред. постановления Минстройархитектуры от 22.12.2012 N 38)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности (далее - заказчик), застройщика в строительной деятельности (далее - застройщик) стоимости объекта строительства (далее - объект) при возведении, реставрации, реконструкции (далее, если не установлено иное, - строительство) посредством отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций).

2. В настоящей Инструкции используются термины в значении, установленном Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 109, 2/1049), а также следующие термины:

объект учета (часть объекта строительства) - каждое отдельно строящееся здание, сооружение, инженерные сети и другие объекты, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета, а также встроенные и пристроенные объекты;

работа - деятельность по строительству объектов, результаты которой приобретают овеществленную форму;

услуга - деятельность по строительству объектов, результаты которой не приобретают овеществленную форму;

стоимость объекта учета - совокупность затрат на строительство, отраженных в бухгалтерском учете и образующих первоначальную стоимость объекта учета;

хозяйственный способ строительства - организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании строительства. В случае строительства объекта с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика;

объект незавершенного строительства (далее - незавершенное строительство) - объект, строительство которого разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, работы по строительству которого начаты, но не завершены в установленном порядке.

3. Бухгалтерский учет затрат на строительство осуществляется заказчиком, застройщиком.

4. Затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета.

5. Затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее - сводный сметный расчет).

К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет.

К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, не включаемые в сводный сметный расчет. К ним относятся:

начисленные до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию проценты по полученным заказчиком, застройщиком кредитам и займам, направленным на оплату товаров, работ, услуг, непосредственно связанных со строительством. Проценты, подлежащие уплате за пользование кредитами и займами, включаются в стоимость незавершенного строительства ежемесячно (если условиями договора предусмотрена ежемесячная уплата процентов), ежеквартально, но не позднее даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (если условиями договора не предусмотрена ежемесячная уплата процентов);

начисленные до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию проценты по кредитам и займам, полученным подрядчиком и возмещаемым заказчиком в соответствии с условиями договора строительного подряда, заключенного в соответствии с законодательством;

суммы налога на добавленную стоимость, включаемые в стоимость объекта учета в установленном порядке;

суммы земельного налога и арендной платы, исчисленные за земельные участки, предоставленные для возведения объектов строительства;

затраты на управление строительством;

стоимость услуг инженера (инженерной организации) по договору об оказании инженерных услуг;

затраты на консервацию (расконсервацию) незавершенного строительства;

государственная пошлина за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности. Государственная пошлина исчисляется от фактической стоимости строительно-монтажных работ по объекту для статистической отчетности, определенной на дату обращения за выдачей указанного заключения;

ZakonBy.net: примечание.

Порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 N 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц".

курсовые разницы, возникающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством;

разницы в белорусских рублях, возникающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, при расчетах по обязательствам, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством, оплата которых осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах;

другие затраты, непосредственно связанные со строительством.

6. К затратам, не увеличивающим стоимость объекта учета, относятся:

затраты на снос и охрану объекта, прекращенного строительством, кроме случаев, когда затраты на снос и охрану объекта несет новый заказчик, застройщик в целях возведения или реконструкции нового объекта и эти затраты включены в сводный сметный расчет;

затраты по устранению недостатков в проектной документации, в строительных работах, исправлению дефектов оборудования, допущенных по вине организаций-изготовителей и исполнителей, а также повреждений и деформаций оборудования, полученных при его перевозке, и другие аналогичные затраты, которые возмещаются за счет организаций, нарушивших условия поставок, выполнения работ, оказания услуг;

затраты на подготовку и переподготовку кадров для эксплуатации возводимых и реконструируемых объектов, в том числе в случае, когда они предусмотрены сводным сметным расчетом;

затраты на приобретение мебели, инструмента, инвентаря, предназначенных в качестве первого комплекта для вводимых в действие объектов и предусмотренных проектно-сметной документацией на строительство;

суммы налога на недвижимость, исчисленные по зданиям и сооружениям сверхнормативного незавершенного строительства;

суммы земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства.

7. По способу включения в стоимость объекта учета затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, делятся на прямые и косвенные.

Для целей настоящей Инструкции:

к прямым затратам относятся затраты, которые в момент их возникновения можно прямо отнести к конкретному объекту учета;

к косвенным затратам относятся затраты, которые в момент их возникновения нельзя прямо отнести к конкретному объекту учета.

8. В бухгалтерском учете затраты на строительство объекта группируются по технологической структуре и подразделяются на:

строительно-монтажные работы;

работы по монтажу оборудования;

приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в проектно-сметной документации на строительство;

приобретение мебели, инструмента, инвентаря, предусмотренных в проектно-сметной документации на строительство;

прочие работы и затраты.

ГЛАВА 2

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

9. Бухгалтерский учет незавершенного строительства независимо от способа строительства ведется на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" на основании первичных учетных документов по фактическим затратам нарастающим итогом с даты начала строительства до даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию.

10. Затраты, понесенные заказчиком, застройщиком до начала строительства, учитываются по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов". С даты начала строительства понесенные затраты включаются в состав затрат по незавершенному строительству и отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 97 "Расходы будущих периодов".

11. До даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию затраты, учтенные на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" и увеличивающие стоимость объекта (части объекта), составляют в бухгалтерском учете стоимость незавершенного строительства.

12. Аналитический учет затрат по объекту ведется по каждому объекту учета, а именно:

по части объекта основного назначения;

по части объекта вспомогательного и обслуживающего назначения;

по части объекта энергетического хозяйства;

по части объекта транспортного хозяйства и связи;

по наружным сетям и сооружениям водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и другим инженерным сетям и сооружениям;

по благоустройству и другим частям объекта.

13. Аналитический учет затрат по каждому объекту учета должен обеспечить получение данных о затратах:

на строительно-монтажные работы;

на работы по монтажу оборудования;

на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в проектно-сметной документации на строительство.

Аналитический учет прочих работ и затрат, а также затрат на приобретение мебели, инструмента, инвентаря, предусмотренных в проектно-сметной документации на строительство, ведется без распределения по объектам учета.

14. При хозяйственном способе строительства прямые и косвенные затраты на выполнение строительно-монтажных работ и работ по монтажу оборудования (далее, если не установлено иное, - строительные работы) учитываются по статьям "Материалы", "Заработная плата рабочих основного производства", "Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов", "Прочие прямые затраты", "Косвенные общепроизводственные затраты". При этом:

14.1. на статью "Материалы" относится стоимость израсходованных на производство строительных работ строительных материалов по перечню, предусмотренному сметными нормами на строительство, которая отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы");

14.2. на статью "Заработная плата рабочих основного производства" относятся затраты, связанные с оплатой труда основных производственных рабочих по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, дополнительная заработная плата (в том числе надбавки всех видов) и премии за производственные результаты, выплачиваемые рабочим основного производства, которые отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

14.3. на статью "Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов" относятся затраты на содержание и эксплуатацию собственных и арендованных строительных машин и механизмов (далее - техника).

При использовании собственной техники затраты на ее содержание учитываются по дебету счета 25 "Общепроизводственные затраты" и кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и других счетов. По окончании месяца эти затраты с учетом места и времени использования техники отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 25 "Общепроизводственные затраты".

При использовании арендованной техники сумма арендной платы и стоимость услуг по управлению техникой учитываются по дебету счета 25 "Общепроизводственные затраты" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в первичных учетных документах, отражаются по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". По окончании месяца затраты, связанные с использованием арендованной техники, с учетом места и времени использования техники отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 25 "Общепроизводственные затраты";

14.4. на статью "Прочие прямые затраты" относятся иные, не перечисленные в подпунктах 14.1 - 14.3 затраты, прямо относящиеся к конкретному объекту учета. Эти затраты учитываются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других счетов;

14.5. прямые затраты, произведенные при выполнении строительных работ хозяйственным способом, включаются в стоимость строительных работ по объекту учета с учетом сметных норм расходования материальных и трудовых ресурсов, эксплуатации строительных машин и механизмов.

Обоснованность понесенных затрат подтверждается экономическими расчетами, произведенными соответствующими специалистами застройщика (инженерами, экономистами). Решение о включении в стоимость объекта учета затрат, превышающих сметные нормы расходования материальных и трудовых ресурсов, эксплуатации строительных машин и механизмов, принимается руководителем застройщика или иным уполномоченным им лицом;

14.6. на статью "Косвенные общепроизводственные затраты" относятся общепроизводственные затраты, связанные с выполнением строительных работ, которые невозможно прямо отнести к конкретному объекту учета. Эти затраты учитываются на счете 25 "Общепроизводственные затраты" (субсчет "Косвенные общепроизводственные затраты"), распределяются между объектами учета в соответствии с методами, определенными учетной политикой организации, и списываются в дебет счета 08 "Вложения в долгосрочные активы".

15. При финансировании строительных работ, выполняемых хозяйственным способом, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов основанием для получения указанных средств является акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, форма которого установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. N 13 "Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., N 61, 8/23671), составленный в базисных ценах, и бухгалтерская справка-расчет о сумме фактически произведенных затрат в разрезе статей затрат.

16. При подрядном способе строительства стоимость строительных работ, принятых заказчиком, отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Суммы налога на добавленную стоимость, выделенные подрядчиком в первичных учетных документах, отражаются по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При наличии в объекте нескольких частей объекта в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее - акты сдачи-приемки строительных работ) должна быть указана стоимость строительных работ по каждой части объекта.

17. Если в соответствии с договором строительного подряда обеспечение строительства строительными материалами (далее - материалы) полностью или частично возложено на заказчика, то включение стоимости израсходованных подрядчиком материалов в состав затрат по строительству объекта осуществляет заказчик. В соответствии с технологической структурой затрат стоимость материалов заказчика, использованных подрядчиком для выполнения строительных работ, включается в стоимость строительно-монтажных работ или в стоимость работ по монтажу оборудования.

18. В целях формирования стоимости объекта материалами заказчика признаются материалы:

предусмотренные в перечнях к сметным нормам на производство строительных работ на объекте или в ведомости объемов работ и расхода ресурсов;

приобретенные заказчиком;

переданные подрядчику для выполнения строительных работ на объекте без перехода прав собственности.

Материал заказчика, полученный генеральным подрядчиком и переданный субподрядной организации для выполнения строительных работ на объекте заказчика, является материалом заказчика.

Материал, приобретенный или произведенный генеральным подрядчиком и переданный субподрядной организации для выполнения строительных работ, не является материалом заказчика.

19. Материалы, приобретенные заказчиком, застройщиком для строительства объекта, учитываются на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы") по фактической себестоимости.

К фактическим затратам на приобретение материалов относятся:

стоимость материалов по ценам приобретения;

таможенные сборы и пошлины;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;

затраты на страхование;

затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

20. Фактически произведенные затраты на приобретение материалов на счетах бухгалтерского учета отражаются по одному из следующих вариантов, определенному учетной политикой организации:

с использованием счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы");

с использованием счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы") и счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Отклонение в стоимости оборудования и строительных материалов"). При этом на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы") материалы учитываются по учетным ценам, порядок формирования которых определяется учетной политикой организации. Разница между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их стоимостью по учетным ценам отражается на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Отклонение в стоимости оборудования и строительных материалов").

21. Передача материалов заказчика подрядной организации для выполнения строительных работ не является реализацией и отражается по дебету счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Строительные материалы, переданные для производства работ") и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы").

Материалы заказчика учитываются подрядной организацией на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".

22. Передача материалов заказчика подрядной организации для выполнения строительных работ оформляется товарно-транспортной накладной ТТН-1 или товарной накладной ТН-2, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 41, 8/20328). При оформлении этих документов учитываются следующие особенности:

при передаче материалов заказчика для выполнения работ на объекте, работы по строительству которого облагаются налогом на добавленную стоимость, указываются наименование, количество, цена и стоимость материала. Ставка и сумма налога на добавленную стоимость не указываются;

при передаче материалов заказчика для выполнения работ на объекте, работы по строительству которого не облагаются налогом на добавленную стоимость или облагаются налогом на добавленную стоимость частично, указываются наименование, количество, цена, стоимость материала и ставка налога на добавленную стоимость, по которой заказчиком был уплачен налог при приобретении этих материалов.

Стоимость передаваемых материалов заказчика определяется по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете заказчика, с учетом способов оценки материалов при выбытии.

По каждому факту передачи материалов заказчика (за исключением передачи материалов от заказчика генеральному подрядчику) передающая организация обязана письменно уведомить получающую организацию об основаниях и цели передачи, а также подтвердить принадлежность передаваемых материалов к материалам заказчика.

23. Стоимость материалов заказчика, израсходованных подрядной организацией при выполнении строительных работ, включается заказчиком в стоимость строительно-монтажных работ или работ по монтажу оборудования и отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Строительные материалы, переданные для производства работ").

Основанием для включения стоимости материалов заказчика в стоимость строительно-монтажных работ или работ по монтажу оборудования являются принятые в отчетном (расчетном) периоде акты сдачи-приемки строительных работ, к которым прилагается ведомость материалов заказчика, израсходованных подрядчиком при выполнении строительных работ. При этом по каждой позиции наименование, единица измерения и стоимость материала, включенного в ведомость, должны соответствовать наименованию, единице измерения и стоимости этого же материала, указанных заказчиком в накладной на передачу материалов.

24. В случае, когда в бухгалтерском учете заказчика материал учтен в иных единицах измерения, чем те, которые используются в соответствии со строительными нормами, в ведомости материалов заказчика, израсходованных подрядчиком при выполнении строительных работ, инженерными службами должен быть осуществлен перевод количества израсходованных материалов из сметных единиц измерения в единицы измерения, используемые в бухгалтерском учете заказчика.

25. При учете материалов заказчика по учетной цене с учетом отклонений сумма отклонений, приходящаяся на стоимость израсходованных материалов заказчика, включается в стоимость строительных работ и отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Отклонение в стоимости оборудования и строительных материалов").

Сумма отклонений, приходящаяся на стоимость израсходованных материалов заказчика, определяется в сумме, исчисленной с учетом остатка на начало отчетного (расчетного) периода и поступления в отчетном (расчетном) периоде пропорционально стоимости материалов заказчика, списанных в отчетном (расчетном) периоде на счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" по каждому объекту учета.

26. В целях обеспечения сохранности и целевого использования подрядчиком материалов заказчика стороны договора строительного подряда обязаны не реже двух раз в год (в том числе перед составлением годовой отчетности) проводить сверку учетных данных об остатках в натуральном и денежном выражении переданных (полученных) для выполнения строительных работ материалов заказчика с составлением акта сверки.

27. Затраты заказчика, застройщика на хранение материалов и оборудования в организации учитываются на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Затраты на хранение"). Затраты на хранение включаются в стоимость строительных работ по каждому объекту учета, по каждому виду оборудования и отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Затраты на хранение") в сумме, исчисленной с учетом остатка на начало отчетного (расчетного) периода и поступления в отчетном (расчетном) периоде пропорционально стоимости материалов и оборудования, списанной в отчетном (расчетном) периоде на счет 08 "Вложения в долгосрочные активы".

28. Затраты на приобретение оборудования учитываются в разрезе наименований приобретаемого и монтируемого оборудования.

Оборудование подразделяется на оборудование, требующее и не требующее монтажа.

Состав, перечень видов и наименований оборудования определяются проектно-сметной документацией.

29. Оборудование, требующее и не требующее монтажа, оценивается по фактической себестоимости. К фактическим затратам на приобретение оборудования относятся:

стоимость оборудования по ценам приобретения;

таможенные сборы и пошлины;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретено оборудование;

затраты на страхование;

транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением оборудования.

30. Приобретение заказчиком, застройщиком у поставщиков оборудования, не требующего монтажа, отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Суммы налога на добавленную стоимость, указанные поставщиком в первичных учетных документах, отражаются по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

31. Затраты на приобретение оборудования, требующего монтажа, может нести либо заказчик, застройщик, либо подрядная организация, которая в соответствии с условиями договора строительного подряда обязана выполнить работы по монтажу оборудования.

32. Приобретение заказчиком, застройщиком у поставщиков оборудования, требующего монтажа, отражается по дебету счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-1 "Оборудование к установке на складе") и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Суммы налога на добавленную стоимость, указанные поставщиком в первичных учетных документах, отражаются по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

33. Фактически произведенные затраты на приобретение заказчиком, застройщиком оборудования, требующего монтажа, отражаются по одному из следующих вариантов, определенному учетной политикой организации:

с использованием счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-1 "Оборудование к установке на складе");

с использованием счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-1 "Оборудование к установке на складе") и счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Отклонение в стоимости оборудования и строительных материалов"). При этом на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-1 "Оборудование к установке на складе") оборудование учитывается по учетным ценам, порядок формирования которых определяется учетной политикой организации. Разница между фактической себестоимостью приобретаемого оборудования и его стоимостью по учетным ценам отражается на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Отклонение в стоимости оборудования и строительных материалов").

34. Передача заказчиком оборудования, требующего монтажа, подрядной организации для проведения работ по монтажу оборудования отражается у заказчика по дебету счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-2 "Оборудование к установке, переданное в монтаж") и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-1 "Оборудование к установке на складе") и оформляется накладными, формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192.

По каждому факту передачи оборудования, требующего монтажа, заказчик обязан письменно уведомить подрядчика об основаниях и цели передачи.

Оборудование заказчика, принятое в монтаж, учитывается подрядной организацией на забалансовом счете 005 "Оборудование, принятое для монтажа".

35. Передача оборудования заказчика, требующего монтажа, от генерального подрядчика субподрядной организации, выполняющей работы по монтажу оборудования, оформляется накладными, формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192.

По каждому факту передачи оборудования, требующего монтажа, передающая сторона обязана письменно уведомить получающую сторону об основаниях и цели передачи.

36. Стоимость оборудования заказчика, требующего монтажа, работы по монтажу которого закончены и приняты заказчиком, отражается заказчиком по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-2 "Оборудование к установке, переданное в монтаж").

Основанием для отражения стоимости оборудования в составе затрат по строительству являются акты сдачи-приемки строительных работ по монтажу оборудования, в которых за итогом стоимости выполненных работ (справочно) указываются наименование, количество и стоимость установленного оборудования заказчика. Стоимость оборудования в стоимость работ по монтажу оборудования не включается.

37. При учете оборудования заказчика по учетной цене с учетом отклонений сумма отклонений, приходящаяся на стоимость установленного оборудования, включается в стоимость установленного оборудования и отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Отклонение в стоимости оборудования и строительных материалов").

Сумма отклонений, приходящаяся на стоимость установленного оборудования, определяется в сумме, исчисленной с учетом остатка на начало отчетного (расчетного) периода и поступления в отчетном (расчетном) периоде пропорционально стоимости установленного оборудования, списанной в отчетном (расчетном) периоде на счет 08 "Вложения в долгосрочные активы".

38. Стоимость оборудования, требующего монтажа, приобретенного подрядчиком и реализованного заказчику, работы по монтажу которого закончены и приняты заказчиком, включается заказчиком в состав затрат по строительству и отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Суммы налога на добавленную стоимость, указанные подрядной организацией в накладной на реализацию оборудования, отражаются заказчиком по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Основанием для включения в состав затрат по строительству стоимости смонтированного оборудования, приобретенного подрядчиком, являются товарная накладная, форма которой утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192, подтверждающая факт реализации оборудования заказчику, и акт сдачи-приемки выполненных работ по монтажу оборудования, в котором за итогом стоимости выполненных работ (справочно) указываются наименование, количество и стоимость установленного оборудования. Стоимость оборудования в стоимость строительных работ по монтажу оборудования не включается.

39. К прочим работам и затратам относятся затраты на:

проектные и изыскательские работы;

подготовку территории строительства;

управление строительством;

авторский и технический надзор за строительством;

уплату средств, определяемых решениями местных исполнительных и распорядительных органов власти, инвестиционными договорами в связи с предоставлением земельных участков для строительства;

другие косвенные затраты, в том числе указанные в части третьей пункта 5 настоящей Инструкции.

Прочие работы и затраты учитываются по каждому их виду в целом по объекту без распределения по объектам учета. По окончании строительства эти затраты распределяются между отдельными объектами учета и включаются в их стоимость.

Заказчик, застройщик вправе учесть отдельные виды прочих работ и затрат в составе прямых затрат по объекту учета, если из первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы, следует их прямая связь с конкретным объектом учета.

ГЛАВА 3

ФОРМИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА

40. После приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете формируются стоимость объекта (каждой части объекта) и стоимость оборудования путем суммирования прямых и косвенных затрат (доли косвенных затрат).

Доля косвенных затрат, включаемых в стоимость каждой части объекта и в стоимость обору



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: