Задачи при изучении личности преступника




 

Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда актуальных задач:

1. Правильная квалификация совершенного преступления;

2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного;

3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности;

4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого;

В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.

1. Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т.п.;

2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.;

3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.

Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).

Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и не процессуального характера.

 


Заключение

 

Характеризовать личность преступника – значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида. Психология личности преступника – это совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного типа и вида.

Можно сделать вывод, что преступления совершаются в результате того, что у данной личности упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает ее извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности.

Оценивая личность человека, совершившего преступление необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности. Человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями личности. Человеческий выбор целей и средств их достижения определяется самосознанием субъекта, самосанкционированием избираемых целей и способов поведения.

Человек ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. О человеке можно судить лишь по его поступкам, в которых проявляется его смысловое отношение к действительности. Сам человек может даже и не осознавать всю систему личностных смыслов, часть из них подсознательна. Однако любое сознательное действие человек санкционирует как действие, полезное и необходимое для себя, т. е. как личностную ценность.

Совершение преступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой преступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностнообразующей сфере их личности.

Самооправдание преднамеренного преступления происходит различными способами:

1) утрированием виновности жертвы;

2) обесцениванием общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных, антисоциальных групп (банды, воровской шайки);

3) перенесением ответственности на других лиц, оправданием сложившимися обстоятельствами.

Беспринципность и корыстолюбие, тщеславие и цинизм ревность и мстительность, а также другие личностные пороки лежат в основе мотивационной направленности преступника

Мотивационнопотребностная сфера преступников крайне примитивна, их действия очень часто совершаются на низком импульсивно-установочном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и создает иногда видимость преступления без мотива.

Потребности большинства преступников также имеют характерные особенности. Социализированная личность не может существовать только на уровне потребления. Ее психическое развитие предполагает смещение центра потребностей на созидание, саморазвитие и самореализацию. Но это существенно важное качество социализированной личности не сформировано у большинства преступников.

Потребности лиц, совершивших преступления, отличаются узостью, ограниченностью, материально-утилитарной односторонностью, недоразвитостью социально-положительных видов потребностей, гипертрофированностью потребностей низшего уровня, превышением среднего стандарта их удовлетворения, извращенностью.

Для многих преступников характерны стихийно возникающие побуждения, их зависимость от случайных ситуаций. Дезинтегрированность целостно-регуляционной системы личности – это основная отличительная особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические устремления преступников, вырываясь из общих социально-позиционных связей, становятся антисоциальными, они могут регулировать поведенческую систему личности на подсознательном, установочном уровне.

Поведение многих преступников полезависимо.[5]

 


Список используемой литературы

 

1. «Юридическая психология», Ю.В. Чуфаровский Москва 2007 г.

2. «Юридическая психология с основами общей и социальной психологии», М.И. Еникеев Москва 2006 г.


[1] Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.

[2] Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 1995.

[3] Васильев В.Л. Юридическая психология М. 1991.

[4] Алимов С.Б., Антонов-Романовский Г.В. Криминологическое значение изучения конфликтности в основных сферах жизнедеятельности. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.

[5] Полезависимое поведение – поведение, при котором субъект импульсивно реагирует на стимулы, обладающие для него релевантной побудительной силой. Оно часто совершается без предварительного формирования целей, без осознанных мотивов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: