Психологические основы творчества




Введение

 

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность:

глубоко знающую себя и владеющую собой;

активно проявляющую свою индивидуальность;

способную принимать решения и нести за них ответственность;

способную и стремящуюся к саморазвитию, при котором эта задача выступает как внутренняя необходимость развития физических и духовных сил;

способную жить в гармонии с самим собой, обществом, природой;

способную противостоять усредняющему воздействию окружающего мира.

Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.

Преобладание урочной формы занятий и репродуктивных методов обучения, трансляция безличных, чисто объективных знаний и способов деятельности приводит к тому, что учащиеся не могут проявить себя в соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном возрастании ее объема приводит к физической и психической перегрузке учащихся и, как следствие, возникновения у них различных психосоматических расстройств. Молодым людям, воспитанным в таких условиях, свойственна низкая культура, ригидность поведения и мышления, социальная пассивность и безответственность, повышенная тревожность и неуверенность в завтрашнем дне.

В связи с этим возникает необходимость развития базовой культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили преодолеть отчужденность и потребительское отношение ребенка, развить его лучшие личностные качества и востребовать его творческий потенциал.

Цель данной работы - изучение проблемы развития творческой личности в современной системе образования.

Задачи:

выявить определение творчества, творческих способностей и творческой личности в психологической, педагогической и философской литературе;

изучить процесс развития творческой личности в современном обществе и системе образования.


Психологические основы творчества

 

К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании человекам является сквозной в работах Н.А. Бердяева, который рассматривает проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит о том, что творчество создает особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определяет цель творчества как искание смысла, "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу" [Бердяев 1993: 53-54]. Понятие творчества у него тесно связано с идеей внутренней свободы и поиском смысла жизни. "Недовольство конечностью и закованностью этого мира, устремленность к тому, что лежит за пределами рационального порядка" - устремляет человека к творчеству, цель которого не столько оформление в конечном результате, творческом продукте, сколько "раскрытие" бесконечного потенциала человеческих возможностей.

Стендаль также писал, что "у человека нет более благородного занятия, которое оправдало бы его существование на земле, подтверждая высокое звание человека, давая ему самое глубокое и непреходящее наслаждение с ранней юности до преклонных лет, чем творчество" [Стендаль 1989: 151].

В свете психологической науки феномен творчества был подробно рассмотрен и изучен Л.С. Выготским. Творческую деятельность он определяет как такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-то "вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [Выготский 1997: 15]. В этой связи он выделил два основных вида деятельности:

воспроизводящий или репродуктивный вид детальности, где человек воспроизводит уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения;

комбинирующая или творческая деятельность, где человек создает в своем воображении что-то до сих пор не существовавшее в мире, свой образ, свою картину и реализует ее вовне.

Мозг человека - это орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов прошлого опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и воспроизводящим свое настоящее.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира [Ушинский 1984: 123].

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам [Столяренко 2005: 196].

Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих способностей, описывая их психологическую специфику.

Зоркость в поисках проблем. В потоке внешних раздражителей люди обычно воспринимают лишь то, что укладывается в "координационную сетку" уже имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и "зоркость связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга". [Лук 1978: 6].

Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н. способность к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждение от первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свертывания мыслительных операций - это, как утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию все более емких в информационном отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление. Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь какие-либо понятия, имеет все более и более абстрактный характер. И Лук А.Н. говорит что, "используя все более и более абстрактные понятия, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон". [Лук 1978: 9].

Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является способность к переносу опыта. Это есть весьма существенная способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить "специфическое зерно проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий необходимое условие переноса навыка или идеи".

В отечественной психологии, прежде всего в трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности [Рубинштейн 1999: 186]. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [Теплов 1997: 28-29].

Зачастую способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

На развитие способностей оказывают влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:

биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [Петерс 2005: 120].

Можно выделить следующую синтетическую структуру творческой одаренности:

доминирующую роль познавательной мотивации;

исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

возможности достижения оригинальных решений;

возможности прогнозирования и предвосхищения;

способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: