Лекция 1. Формирование и развитие теорий конфликта




1.1. Социально-философские предпосылки становления теории конфликта

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт – постоянный спутник человека. По сути дела это один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора – важно выиграть его. Но спор – цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения – это уже гораздо больше напоминает животное «стая на стаю». И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот по сути, чисто биологический механизм. Логично поэтому заменить предположение о том, что конфликт – постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт – постоянный спутник всего живого на земле.

Конфликты с незапамятных времён притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса»; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.

Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества.

Первый вопрос, который стоит перед нами: какова природа конфликта?

1. Неудовлетворение потребностей человека (материальных, социальных и духовных).

2. Как реакция на какие либо препятствия (в трудовой деятельности; достижении личных целей).

3. Как реакция на не соответствующее принятым нормам поведения.

4. Личные недоразумения, возникающие из-за индивидуальных особенностей членов группы.

5. Несправедливость в распределении имущества и почестей.

Конфликты в основном рассматривались как психологическое явление.

Но на определенном этапе обсуждений подходов к конфликту социальная психология вплотную сомкнулась с социологией. Выделяется направление анализа организационных конфликтов. Роль конфликта перестает рассматриваться как однозначно деструктивная.

Уже в 1942 г. Маргарет Фоллет достаточно резко замечает: «Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта не избежать, его надо использовать». И дальше – новая стратегия конфликтного поведения: «Интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон при этом ничего не жертвует. Именно интеграция открывает принципиаль­но новые возможности конфликта. В основе интеграции – ясное и открытое выявление всех различий, вычленение наиболее суще­ственных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д.»

Можно считать, что с этого момента конфликтология сдела­ла серьезный шаг в своем развитии, не просто поставив под со­мнение однозначно деструктивную функцию конфликта, но пря­мо указав на его позитивную роль и положительные следствия.

Интересно отметить, что наиболее позитивно относятся к конфликту социальные психологи, работающие над проблемами организаций.

В американской конфликтологии популярным становит­ся следующий сценарий:

1. В конфликте должен быть выигравший и проигравший (победитель и побежденный).

2. Я не должен проиграть.

3. Значит, проиграть должен ты.

4. Но проигравшие могут причинить неприятность и представляют собой угрозу. Следовательно, если ты выражаешь недовольство своим проигрышем, ты есть зло.

1.2. Становление конфликтологии как науки

Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина сложилась к середине ХХ в., благодаря интеллектуальным усилиям Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Левина, Р. Дарендорфа и др. Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х гг. готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается ряд специализированных журналов.

Одной из первых работ по теории конфликта стала работа немецкого философа и социолога Г.Зиммеля (1858 - 1918) «Социология конфликта». Степень интереса к исследованию конфликта значительно менялась – от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX – начале ХХ в. (Г.Зиммель) до минимального внимания к нему со стороны социальных аналитиков, с одной стороны, и попыткой создания в настоящее время специальной дисциплины о конфликтах – конфликтологии, с другой.

Снизившийся в 20-е гг. ХХ в. интерес к проблеме конфликта снова возрос с 40-х гг. Попытку возрождения теории конфликтов связывают с именем Т.Парсонса. Наибольшую известность получили концепция позитивно-функционального кофликта Л.Козера, конфликтная модель общества Р.Дарендорфа, общая теория конфликта К.Боулдинга.

Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-е годы ХХ в. недрах политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг социальных интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные и затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

 

Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использовать общенаучные принципы их изучения.

Принцип развития требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых кболее сложным.

Принцип всеобщей связи ориентирует на то, что, изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а необходимо стремиться исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

Принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов и парных категорий диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.

Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому.

Парные категории диалектики, такие как материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие, позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания. Нарушение оптимального соотношения логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики приводит к снижению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Необходимо рассматривать конфликты как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня.

Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.

Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.

С 70-х годов XX века конфликтология стала развиваться как междисциплинарная наука. Конфликтология пытается синтезировать знания таких наук как: социология, политология, правовые дисциплины, экономика, этнография, история, психология и др.

Со временная конфликтология содержит два раздела:

- теорию конфликта,

- практические технологии управления развитием конфликта.

Вклад, внесенный перечисленными дисциплинами в современную конфликтологию, различен. Социологи разработали теорию и методологию конфликтологии. Психологи традиционно изучали теорию межличностных и личностных конфликтов, применяли психотренинги, политико-правовые дисциплины исследовали в основном международные конфликты, этнополитические столкновения.

В нашей стране конфликтологическое знание развивалось достаточно трудно. В советское время господствовала «теория бесконфликтности» социалистического общества. Конфликты признавались лишь на межличностном и внутриорганизационном уровнях.

Развитие конфликтологии было начато фактически лишь в конце 80-х гг. Российские конфликтологи пытаются синтезировать опыт Запада и специфику России. Отечественной конфликтологии как сформировавшейся науки пока нет. Она представлена в рамках таких отраслей знаний, как военная наука, искусствоведение, история, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Появившиеся в последние годы исследовательские центры, введение в вузах дисциплины «Конфликтология», издание книг и учебных пособий свидетельствуют, что конфликтология находится на этапе становления. Современная российская конфликтология связана с общемировым развитием данной науки. Поэтому на се состояние в некоторой степени влияют тенденции мировой конфликтологии.

Конец 80-х – начало 90-х годов. В эти годы появляется новое направление в изучении социальных конфликтов, получившее название теории разрешения (conflict resolution). Сегодня наибольший интерес у специалистов вызывают методы предотвращения и аналитического разрешения конфликтных ситуаций. Ставится задача перейти к созданию теории и «техники» разрешения конфликтов всех типов. Предотвращение конфликта, управление им и его разрешение в концептуальном отношении представляют собой «адисциплинарную сферу исследований», которая «не признает никакого разграниче­ния знаний».

Объектом конфликтологии является конфликт как социальное явление.

Предметом конфликтологии является исследование закономерностей возникновения, функционирования, развития, управле­ния и разрешения социальных конфликтов.

1.3. Исследовательские методы науки о конфликте

С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. – путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность методов иногда называют методологией, под которой понимаются учение о методах познания, системапринципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения знания.

Объект, теория и метод любой науки тесно связаны между собой. Метод науки как бы «возвращает» нас к ее объекту, углубляет его понимание. Методология базируется на уже полученных так или иначе результатах исследования некоторой сферы реальности и потому зависит от принятых исходных мировоззренческих установок.

В современной конфликтологии выработана универсаль­ная понятийная система описания конфликта, которая вклю­чает 11 основных понятийно-категориальных групп: сущность конфликта; типология; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предотвращение; завершение конфликта; исследование и диагностика.

Основными этапами изучения конфликтов является:

- составление программы;

- определение конкретного объекта изу­чения (выборки);

- разработка методик анализа;

- пилотажное ис­следование;

- доработка программы и методики;

- сбор первичной конфликтологической информации;

- качественная и количественная обработка собранных данных;

- анализ и объ­яснение полученных результатов;

- обоснование и формулиро­вание выводов, практических рекомендаций.

Методология конфликтологии включает в себя определен­ную совокупность методов сбора и анализа информации.

К методам сбора информации в конфликтологии относятся:

1. Наблюдение – прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место. Различают включенное и не включенное наблюдение.

2. Изучение документов — исследование информации о конфликтах, фиксированной в рукописном или печатном тексте, на компьютерной дискете, кинопленке и т. п. Как правило, изучаются материалы СМИ.

3. Опрос — сбор информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Различают анкетирование и интервьюирование.

Методы анализа данных в конфликтологии обычно сво­дятся к следующим:

1. Статистический анализ — выявление математических закономерностей.

2. Системный анализ — выявление взаимосвязей конфликтных элементов.

3. Исторический анализ — хронологическое рассмотрение конфликтов.

4. Компаративный анализ, построенный на сравнении конфликтных ситуаций.

5. Социометрический анализ — выявление напряженных, конфликтных взаимоотношений в малой группе.

Вышеобозначенныс методы сбора и анализа информации используются конфликтологами для исследования организа­ций, малых групп, межличностных отношений. Внутриличностные, личностные и межличностные конфликты часто требу­ют методик совершенно другого рода. К ним относят прежде всего разнообразные тесты, которые пытаются выявить такое интегральное свойство личности как конфликтность, отража­ющее частоту вступления в межличностные конфликты. Существуют и общепризнанные тесты для определения стилей поведения индивида в конфликтной ситуации (например, тест К.Томаса). Конфликтологи пытаются заимствовать некото­рые методики практической психологии и психотерапии, основанные на использовании индивидуальных бесед, осуще­ствляемых с помощью различных техник.

В современной конфликтологии традиционно большое значе­ние придается качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедук­ция и т.п.) появились эмпирические качественные методы:

1. Методика case-study (исследования случая) — изучение единичного конкретного конфликта, и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов.

2. Экспертный опрос – опрос компетентной группы лиц.

3. Очень часто применяется и метод изучения фокус-групп, скажем, собранных воедино представителей различных социальных групп общества (20-25 человек).

Таким образом, конфликтологическая методология пред­ставляет собой сложную систему методов. Современная ми­ровая конфликтология развивается по пути адисциплинарности, это способствует созданию оригинальных методик специфических для науки о конфликте. Для отечественной конфликтологии наиболее важным на настоящем этапе явля­ется междисциплинарный синтез в методологической сфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: