Основные психолого-педагогические качества вожатого детского
Одно из значений слова «вожатый» – проводник, указывающий дорогу.
Вожатый – это человек, достигший 18 лет, который координирует действия детей относительно распорядка и следит за их «качеством», количеством и физическим состоянием.
Вожатый детского лагеря — педагог,руководитель детского коллектива, педагог, работающий с детским объединением.
Это ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка и на него должны ориентироваться в своей работе все службы детских центров.
Профессиограмма вожатого, складывается из ряда модулей:
В основе каждого модуля лежит объективно необходимая профессиональная задача.
Каждый модуль состоит из компонентов, необходимых для реализации поставленной профессиональной задачи:
• профессиональные знания;
• профессиональные умения и навыки;
• психологические знания;
• личностные качества, необходимые для выполнения профессиональной задачи;
• личностные качества, которые мешают выполнению профессиональной задачи. (Шаламова Л., Ховрин А. Московский студенческий педагогический отряд: единство практической и образовательной деятельности // Народное образование. - 2004. - №3. - С.68-78.)
Какими качествами должен обладать вожатый:
1. Доброжелательность.
2. Требовательность.
3. Справедливость.
4. Искренность и честность.
5. Бодрость и жизнерадостность.
6. Терпеливость и сдержанность.
7. Уверенность в себе, находчивость.
8. Дисциплинированность и ответственность
9. Работоспособность и организованность, трудолюбие
10. Тактичность, вежливость, культура общения
11. Умение держать себя в обществе
12. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
|
13. Здоровье, привычка к активному образу жизни
14. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
15. Разносторонняя образованность
16. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
17. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
18. Знание практической психологии, этики
19. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
20. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
21. Творческое отношение к деятельности в лагере
22. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
23. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
24. Сознательность, вежливость, аккуратность
25. Эмоциональная устойчивость
26. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
27. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
28. Инициативность, самостоятельность
29. Соблюдение демократических принципов
30. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
31. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт
В настоящее время эффективность профессиональной деятельности оценивается с точки зрения компетентностного подхода.Структура социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря включает:
- когнитивный компонент, отражающий социально-педагогические знания;
- личностный, смысл которого заключается в развитии внутренней готовности осуществлять социально-педагогическую деятельность;
- технологический, отражающий способность вожатого находить средства в работе с детьми разного возраста и разных социальных групп.
|
II .Когнитивный компонент (теоретический) выражается в социально-
педагогических знаниях; знаниях основ социально-культурной и досуговой деятельности; знаниях основ оказания первой медицинской помощи, особенностях охраны здоровья и техники безопасности; знаниях возрастных особенностей детей, особенностях поведения детей различных социальных групп, детей с проблемами в развитии, и методов работы с ними; знаниях индивидуально – психологических особенностей личности, группы, коллектива; знаниях нормативно – правовой базы деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря; информированности о требованиях к личности вожатого; общепедагогических и психологических знаниях.
II. Личностный компонент выражается во внутренней готовности
осуществлять социально-педагогическую деятельность; педагогическом оптимизме вожатого; гуманистической позиции; альтруизме; милосердии; осознании своих профессионально-личностных ориентаций; толерантности; эмпатии; устойчивой мотивации к осуществлению социально-педагогической деятельности; развитой личностной и профессиональной рефлексии; открытости; коммуникабельности; общепрофессиональной культуре личности; ответственности; инициативности; креативности.
III. Технологический компонент выражается в умении взаимодействовать с детьми различных социальных групп; умении организовывать досуг детей; профессиональной мобильности; умении выполнять социально-педагогические функции; умении оказать педагогическую поддержку воспитанникам; применять социально-педагогические знания на практике в условиях лагеря; овладении методами развития у детей навыков толерантного, творческого поведения, самопознания, ценностных ориентаций и формирования мотивации к здоровому образу жизни, а также методами, способствующими адаптации ребенка к новым условиям, успешной его интеграции в микросоциуме, компенсации и реабилитации; умении создавать каждому ребенку ситуации успеха и ощущение принятости.
|
Выделяют т ри уровня социально-педагогической компетентности вожатых детского оздоровительного лагеря ( Чагина Н.С.):
- низкий (начальный): вожатый проявляет интерес к профессиональной деятельности; но трудно ориентируется в сложных педагогических ситуациях, организаторские способности проявляет редко; эмпатия и рефлексия проявляются также достаточно редко, что мешает налаживанию тесных контактов с детьми, родителями и коллегами, слабо развита креативность, не стремится к самосовершенствованию и самореализации;
- средний (репродуктивный): предполагает наличие теоретических знаний, но применять их на практике вожатый не готов; его умения ограничены применением знаний лишь в рамках конкретной ситуации; общителен, но не всегда гибок в отношениях с детьми, родителями и коллегами; организаторские качества проявляются в недостаточной степени; интерес к выбранной профессиональной деятельности выражен недостаточно; обладает достаточно высоким уровнем развитости эмпатии и рефлексии; творческая деятельность осуществляется под воздействием стимулирующих извне факторов; невысока потребность к самосовершенствованию и самореализации;
- высокий (креативный): у вожатого сформированы общие социально-педагогические знания, умения, навыки, способы решения профессиональных задач; ярко выражена способность и готовность к научно-исследовательской работе; в контактах с детьми, родителями, коллегами проявляет открытость, общительность, гибкость, умеет устанавливать доброжелательные отношения; обладает организаторскими способностями; проявляет постоянное стремление к творчеству, к самопознанию, самосовершенствованию и самооценке.
Таким образом, успешная работа вожатого детского лагеря зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями.
Профессия вожатого детского лагеря относится к группе профессий с относительной профпригодностью, т.е. отсутствие необходимых качеств может компенсироваться набором других качеств и свойств, мотивацией, опытом человека и обеспечить успешность выполнение деятельности. В ситуации профессионального консультирования будущих вожатых следует обратить внимание на выраженность тех личностных качеств, которые будут препятствовать их профессиональной деятельности, являясь нежелательными. Это может стать основанием для их личностного развития и коррекции выявленных особенностей, что в будущем позволит им стать вожатыми в детских лагерях.
Для психологической диагностики личностных качеств вожатого предлагается батарея методик.