С любовью и благодарностью




Более 30 лет прошло со дня окончания консерватории, но воспоминания о годах учебы и о педагогах еще достаточно живы и свежи…

По результатам сдачи приемных экзаменов и поступления на специальность «Хоровое дирижирование» Алма-атинской государственной консерватории им. Курмангазы я была распределена в класс к Владимиру Эммануиловичу Шиллеру. Первое впечатление – молодой, красивый, энергичный, интеллигентный, он буквально с первых минут очаровал нас – своих первокурсников. Далее, все пять лет обучения в классе специальности у Владимира Эммануиловича укрепляли этот имидж и дополняли портрет нашего педагога.

Вышедший из семьи, глава которой (Э.И. Шиллер) был хоровым дирижером, создателем и руководителем хоровых коллективов в Новосибирском крае, а затем в Павлодаре, Владимир Эммануилович Шиллер унаследовал от родителей не только музыкальный дар, но также мягкость, тактичность, доброжелательность, сердечность, которые неоднократно проявлял в общении с нами – студентами. Талантливый и тонкий музыкант, на занятиях в классе это был, чуток и внимателен к индивидуальным качествам и проявлениям каждого своего студента.

Уроки в классе хорового дирижирования у Владимира Эммануиловича, как и положено, включали исполнение хоровой партитуры на фортепиано, пение хоровых голосов, анализ произведения, формирование общей исполнительской концепции и определение художественно-исполнительских задач, воплощение исполнительского замысла в звуковую реальность, дирижирование хоровой партитурой под аккомпанемент концертмейстеров. Одной из особенностей занятий было то, что каждый из студентов не только дирижировал свою программу, но мог присутствовать на уроке своих однокурсников и старших товарищей, слушать, смотреть, анализировать исполнение друг друга, что создавало обстановку творчества и живого общения.

Что касается занятий смешанного хора консерватории под руководством В.Э. Шиллера, то первое, о чем хочется и важно сказать, это его подход к формированию хорового репертуара. Будучи руководителем студенческого хора (с 1987 по 1994 год), Владимир Эммануилович составлял учебный репертуар как полноценный хоровой концерт. Уже первая программа хора под руководством В.Э. Шиллера включала два полноценных отделения – в первом были исполнены хоровые произведения русских и советских композиторов на темы революционных песен, а во втором – новые сочинения современных композиторов Казахстана. Эта программа была представлена слушателям на сцене Большого зала АГК.

Позднее на этой сцене в исполнении студенческого хора звучали: кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сценическая кантата «Кармина Бурана» К. Орфа, «Коронационная месса» и «Торжественная вечерня для проповедника» В.А. Моцарта, хоровые сочинения И. Брамса, Ф. Шуберта, И.Ф. Стравинского и др., ставшие вершинами в разных жанрах хоровой музыки.

Кроме того студенческий хор под управлением В.Э. Шиллера открывал слушателям новые или возрождал заново забытые страницы хоровой музыки. Именно мы – студенческий хор Алма-атинской консерватории – первыми в Казахстане (в 1988 году) представили на концертной сцене, а затем и в концертном зале Кафедрального собора Алма-Аты «Литургию Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского. Это событие стало исторически важным и знаменовало собой возрождение огромного пласта хоровой культуры – русской духовной музыки. И именно Владимир Эммануилович Шиллер, его энтузиазм, его эстетические воззрения, музыкальный вкус во многом способствовали тому, что музыка русской духовной традиции стала достоянием Алма-атинских слушателей.

Студенческий хор Алма-атинской консерватории в 1989 году первым в республике спел «Реквием» выдающегося композитора XX века Альфреда Шнитке – сложнейшее сочинение для хора, органа, группы ударных (две части из которого – «Requiem aeternam» и «Dies irae» – были моей дипломной работой). Думаю, Владимир Эммануилович проявил огромную смелость, доверив первое исполнение «Реквиема» А. Шнитке студенческому хору, с чем тот, надо сказать, успешно справился, представив «Реквием» государственной экзаменационной комиссии и слушателям.

Владимир Эммануилович Шиллер, как настоящий энтузиаст хорового дела, пропагандист, просветитель и популяризатор новой музыки, руководил камерным хором при Союзе композиторов Казахстана. К участию в хоре привлекал и нас – студентов своего класса, для которых это было чрезвычайно ответственно и профессионально значимо. Нам посчастливилось участвовать в исполнении премьерных программ из сочинений композиторов Казахстана так называемой «новой волны», открывая для себя и для слушателей новые имена и новые страницы казахской хоровой музыки.

Важнейшей заботой для Владимира Эммануиловича всегда было создать такое звучание хора, в котором все элементы должны были быть слышны, выразительны и убедительны.

В целом, в своей творческой, дирижерской и педагогической деятельности в годы преподавания в Алма-атинской государственной консерватории, Владимир Эммануилович Шиллер – большой мастер, прекрасный педагог и тонкий музыкант – демонстрировал преемственность отечественной, российской и мировой классической дирижерской школы, концептуальный и новаторский подход к формированию репертуара и его художественной трактовке, всячески старался привить студентам любовь к профессии, показать красоту хорового звучания, пробудить интерес к познанию нового.

Дорогой Владимир Эммануилович! Я горда и счастлива тем, что Судьба дала возможность быть знакомой с Вами и учиться у Вас! С огромной любовью и благодарностью, пожеланиями здоровья, долгих лет жизни и творчества, реализации самых смелых планов, проектов и идей!

Гаркуша Кира, выпускница АГК 1989 года, ныне – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики

Карагандинского университета им. Е.А. Букетова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: