Каменск в 18-19 веках, начале 20 века
Общеизвестно, что Каменск в 18-19 веках появился и развивался, как заводской поселок, поселение «при заводе», он так официально и назывался- «Каменский завод». В конце 19-го- начале 20-го веков на передний край в его экономике выходят торговля, транспорт, мелкотоварное производство, что отразилось на увеличении количества капитальных кирпичных жилых домов, купеческих усадеб, появлении водяных мельниц в ближайшей округе. И не случись Октябрьский революционный переворот в стране, развитие поселка шло бы по традиционному пути формирования любых провинциальных городов, конечно, при своих планировочных особенностях. Это- наличие центральной площади с главным собором и зданиями администрации, торговых рядов- торговых улиц с гостиным двором; ярмарочной площади, школы, больницы и кладбищенской церкви на отшибе. Эта инфраструктура с ростом экономики и населения быстро или постепенно обрастала новыми объектами, деревянные постройки сменялись каменными; каменные 1-этажные сменялись 2-3-этажными и более. В крупных городах вырастали кварталы «доходных» многоэтажных домов. Таков был алгоритм роста любого исторического города, формирующегося эволюционным путем. Так развивались, навскидку, Камышлов, Шадринск, Ярославль,,… Москва, большинство европейских городов. В нашем случае (и это характерно для других городов- заводов, в т.ч.- Екатеринбурга) в центре оставался также чугунолитейный завод с плотиной.
Период индустриализации
Но грянула революция, процессы развития поселка поначалу остановилась. Затем- началась индустриализация… Закончился эволюционный путь развития Каменска. Наступила эпоха глобальных сдвигов- демографических, идеологических, цивилизационных.
|
Урал- важнейший центр роста индустрии в СССР в 30-х годах прошлого века. В Каменске в это время строятся два новых крупных завода, ТЭЦ и новые железнодорожные линии. Заводы строятся на отдалении от исторического центра, в нескольких километрах. При заводах вырастают рабочие поселки и спецпоселения, сформированные часто из временного жилья- бараков, времянок, землянок. Рабочие в основном- бывшие крестьяне из окрестных сел Зауралья, бегущие в город от голода и нищеты. Вскоре началась Великая Отечественная война, и в Каменск были эвакуированы еще насколько заводов, и снова они размещались на периферии, со строительством рядом заводских поселков.
Итак, в 30-е-40-е годы Каменск-Уральский представлял из себя растянутую на 20км и разбросанную промышленную агломерацию, расчлененную лесами и реками, с административным центром в Старом Каменске, и небольшими центрами с площадями при заводских поселках. Был ли в те времена полноценный центр города, отвечающий запросам многочисленного тогда уже населения? Думаю, что нет. Старый Каменск не справлялся с функциями центра, соединяющего разрозненные и отдаленные районы города, хотя находился в географическом центре. Именно поэтому в 60-е годы центр города переносится на территорию ближайшего к старой части заводского поселка- Октябрьского. Но переносятся в новый центр только административно- управленческие и «парадные» функции. Центром торговым и культурным он так и не сформировался. И эта проблема- раздробленности, растянутости города при наличии «слабого» и функционально бедного центра оставалась все последующие десятилетия, и остается по сей день.
|
Осознавали ли эту проблему городские власти и градостроители того времени? Возможно, да. Однако сама концепция расселения тех десятилетий и заключалась в подчеркивании ее достоинств как отдаленных друг от друга, связанных между собой магистралями с общественным транспортом «соц-городков». Это даже выдавалось за достижения советского градостроительства. Соцгородки, как связка «поселок-завод», конечно, были удобными для индустриальных городов нововведениями, удобными, в 1-ю очередь, для самих промышленных предприятий. Работники завода могли пользоваться всеми услугами социального-бытового обслуживания (если не принимать во внимание качество и достаточность, вернее, их отсутствие), теоретически, годами не покидая пределы соцгородка. Люди становились подобием «крепостных рабочих». Но вот если человек менял место работы, или переезжал в другой район, это превращалось для него в огромную проблему. И красивая система «социалистического быта» давала сбой. Старшее поколение с содроганием вспоминает давки в автобусах и троллейбусах в «часы пик»- это рабочие и служащие спешили из разных районов на предприятия в отдаленных частях города. Конечно, в любых городах большие предприятия размещены в отдельных промзонах, но разбросанность и растянутость Каменска многократно усугубляла трудности транспортной доступности.
«Оттепель» и период «застоя»
В 60-70-е годы город активно застраивается. Страна решает проблему обеспечения населения жильем. Сносятся бараки, ветхая частная застройка, появляются новые улицы, соединяются районы. А что с центром города? Функционально он по-прежнему, по сути, остается лишь центром пос.Октябрьский, с размещением в зоне, прилегающей к центральной площади города главных административных зданий- Горкома КПСС, Горисполкома, Госбанка, центрального телеграфа. Позже добавится здание ДПП (ныне-СКЦ). Еще позже- спорткомплекс «Олимп», не обладающий общегородскими (зрелищными) функциями. Но настоящей насыщенной городской активности, дающей ощущение полнокровной жизни центра города, здесь нет. Главная причина- отсутствие объектов городского масштаба- крупного торгового центра, театра, дворца спорта. Эти объекты были предусмотрены генпланом, но так и не были реализованы. Еще одна причина- окраинное расположение центральной площади и центральных городских объектов относительно массива жилой застройки. Если традиционно центры исторически сложившихся городов располагаются в гуще жилых районов, то центр Каменска-Уральского наполовину оказался открыт пустырю (впоследствии занятом мототрассой «Юность») и лесопарковой зоне. В таком положении он оставался в эпоху позднего застоя и в 90-е годы, не сильно изменилась ситуация и в наше время.
|
Е годы
Казалось бы, эти очевидные факторы должны были определять для градостроителей направление приложения усилий по формированию полноценного центра города. Однако, видимо, руководство города не видело в этом проблему и не ставило такой цели. Да, были дискуссии по размещению в центре города здания театра среди профессионалов, среди общественности и журналистов. И были проекты размещения театра напротив здания горисполкома, но… Наступила рыночная эпоха. На улицы выплеснулась торговая стихия, экономика «рухнула», денег на строительство не было. Период первоначального накопления капитала породил «павильонно- киосочный» стиль, который в концентрированном виде проявился в строительстве множества торговых рынков. Вот где кипела деловая активность, бурлила городская жизнь… В тот же период торговцы начали скупать первые этажи жилых домов на центральных улицах и вблизи от рынков.
Итак, частные инвестиции были направлены на строительство, как правило, мелких торговых объектов, в дальнейшем- рынков и торговых центров. И прАвил здесь не генеральный план города, а субъективный частный интерес. Этот предпринимательский «инстинкт» диктовал размещение торговых точек отнюдь не в центре города, а там, где выгодно им, населению, и удобно в транспортном отношении. Так появились локальные центры торговой активности, в первую очередь,- рынок у ост. «Щербакова»(бывший Центральный рынок), у остановок «Челябинская», «Московская», на пл.Горького, у Торгового центра по ул.Каменской, в парке железнодорожников, и совсем небольшие- в отдаленных заводских поселках. При этом роль Комитета по архитектуре и градостроительству (КАиГ) заключалась в выделении земельных участков и отслеживании, чтобы новые объекты не были похожи на сараи, чтобы выдерживалось подобие «современной архитектуры» и реклама не превращала экстерьеры улиц в «лоскутное одеяло» (что не всегда удавалось, и не удается по сей день). И здесь часто интересы города не справлялись с давлением потребностей предпринимателей.
Е годы
Самым значимым событием начала 2000-х годов стало приведение в порядок и обновление пл. им.Ленинского Комсомола (со строительством часовни на месте «долгоиграющего» пустыря), исторического сквера (с реконструкцией площади и Троицкого собора), монумента «Пушка». Конечно, город и его центр заметно преобразились. Но… И в последующие годы центр так и не смог выполнять свои «собирающие», «связующие» функции. Да, появились еще новые объекты притяжения. Ими стали «Кинофокс», здание налоговой службы и офисного центра, мототрасса «Юность». Появился в отдалении и торговый центр «Октябрьский». Однако одновременно, в 2000-е приобрели большую значимость и развивались другие центры. В первую очередь, это зона торгово- деловой активности жилого района «Южный», где сейчас ведется основное многоэтажное строительство и самая большая плотность населения. По сути, здесь сформировался новый центр Красногорского района, но он оказался «рассредоточенным» в районе перекрестка ул. Каменская-Суворова с продолжением вдоль ул.Суворова до ТЦ Мегамарт и ЖК «Альпийский». Как получилось, что центр Красногорского района оказался совсем не там, где предусматривался по генплану, а именно, в зоне нынешнего Центрального рынка и на территории, прилегающей к ул.4-й Пятилетки и будущей ул. Маршала Жукова? Ответ прост: причина- в отсутствии целенаправленной работы городских властей и КАиГ по формированию этого районного центра, как и центра всего города. Вся деятельность КАиГ во многом была подчинена «обслуживанию» рыночной стихии, без перспективных проработок развития зон общественной активности.
Новая редакция генерального плана
В 2009г была утверждена новая редакция генерального плана города, т.к. период действия его закончился. Привожу выдержки из текстовых материалов к новой редакции генерального плана с официального сайта города (выделения курсивом мои- А.Г.):
«Действующий генеральный план был выполнен в 1981 году институтом «Свердловскгражданпроект» на расчетный срок 2010 г. Новая редакция генерального плана муниципального образования город Каменск-Уральский разработана авторским коллективом мастерской генерального плана института "Уралгражданпроект" с проектными периодами: 2015 г. – первая очередь строительства, 2025 г. – расчетный срок.»
«Исходя из анализа основной планировочной структуры, природных и строительных условий, сложившейся экономической ситуации, выделяется комплекс принципиальных решений, отвечающий основным проблемам города.
Улучшение качества и комфортности проживания
· обеспечение инженерной инфраструктурой (в том числе и индивидуальную застройку);
· комплексное решение транспортных проблем;
· обеспечение объектами культурно-бытового обслуживания. Задача проекта - увязать объемы строительства и размещение учреждений соцкультбыта с современными и планируемыми объемами жилого строительства;
· создание системы зеленых насаждений - новых парков, скверов, бульваров. Комплексное благоустройство береговой территории;
· развитие системы спортивных сооружений - общегородских планировочных и жилых районов;
Обеспечение безопасности проживания
· уменьшение санитарно-защитных зон за счет модернизации предприятий. Вынос предприятий являющихся источниками загрязнения из жилых зон.
· защита территории от опасных физико-геологических и техногенных процессов;
· организация безопасного движения транспорта.
Повышение интенсивности использования городских территорий
· реконструкция центральной части города, имеющей высокую градостроительную ценность;
· развитие Красногорского жилого района;
· интенсификация использования территорий промрайонов города;
предложения по использованию территорий в СЗЗ.»
«Планировочная структура города Каменска-Уральского в условиях сложившегося рельефа делится на три крупных планировочных района: Ленинский, Синарский, Красногорский.
…
Общественный центр города – включает в себя исторический центр "Старый Каменск" и формирующийся общественный центр на пересечении улиц Ленина, Кунавина и проспекта Победы, Главная площадь Старого Каменска сохраняет роль исторического и культурного центра.»
…
«В основе архитектурно-планировочной организации территории лежат сложившаяся градостроительная ситуация, природно-геологические и климатические условия.
Планировочную структуру составляют следующие элементы:
- многофункциональный общественно-деловой центр города
- многофункциональные подцентры планировочных районов;
- зона исторического центра (Старый Каменск);
- сложившиеся и получающие дальнейшее развитие жилые районы города; ….»
Как видим по приведенным выше выдержкам из текстовой части нового Генерального плана (ПОЛОЖЕНИЯ о территориальном планировании муниципального образования город Каменск-Уральский), предлагаемые решения по формированию центра города носят неконкретный, обтекаемый характер, без четко сформулированной задачи.
А что касается центров планировочных районов города? Читаем:
«Ленинский планировочный район – практически не имеет свободных территорий, новое строительство предлагается на свободных территориях на пересечении улиц Ленина – Кузнецова – Свердловской. Здесь же предлагается сформировать центр жилого района. Сохраняя исторически сложившуюся структуру Старого Каменска, предлагается восстановить утраченные планировочные элементы. Небольшой объем индивидуального строительства предлагается в деревнях Кодинка и Малая Кодинка
Синарский планировочный район – свободных территорий в этом районе практически нет, новое строительство предлагается в северной части этого района, точечная застройка предлагается на уплотнении существующей жилой зоны.
Предлагается небольшое развитие Северного жилого района в соответствии с проектом планировки, возможна взаимозаменяемость ветхого жилого фонда вне санитарно-защитных зон.
Красногорский планировочный район – основной объем нового строительства предлагается размещать в этом районе. Размещение жилой застройки предлагается с учетом проектов планировки.
Основной въезд в город с южного направления формируется многоэтажной застройкой. Постепенное понижение этажности идет в западном направлении: многоэтажная – среднеэтажная - малоэтажная застройка постепенно переходит в усадебную.
Центр жилого района предлагается формировать на пересечении улиц Суворова и Маршала Жукова. Улица Суворова становится основным въездом в город с южного направления, вдоль неё предлагается сосредоточить объекты общественно-деловой зоны.
…»
Итак, можно сделать выводы: 1) центр р-на Ленинский предлагается перенести от «Современника» ближе к Старому Каменску, в р-н ТЦ «Дом», ТЦ «Самоцвет»; 2) центр Синарского р-на вообще не определен, видимо, по мнению авторов генплана он совпадает с центром города; 3)центр Красногорского р-на – это ул.Суворова, в перспективе- в зоне пересечения ее с ул. Маршала Жукова.
Здесь нас интересует, в 1-ю очередь, центр Красногорки. Согласно нового генплана нынешнее положение сохраняется, и завершение формирования районного центра отодвигается на неопределенные сроки (по причинам кризиса в экономике, и наличии в указанной зоне перспективного расширения центра района большого количества частной застройки, требующей сноса). При этом, по сути, центр Красногорского района взял на себя сегодня роль общегородского торгово-делового центра, при отсутствии достаточной функциональной насыщенности торговыми объектами общегородского центра в жилом районе Октябрьский. Таким образом, в городе исторически возникла парадоксальная ситуация: административно- деловой центр расположен в Синарском районе, торгово-деловой- в Красногорском, в 3-х километрах друг от друга. Единого культурного центра у нас вообще нет: объекты культуры размещены в разных частях города, в местах, не всегда соответствующих центрам районов (примеры- театр Драмы, бывш. ДК УАЗа, бывш.к/т «Молодежный», Выставочный зал). И новый генеральный план города не предлагает существенного изменения этой ситуации, закрепляя существующее положение.
Является ли такое положение нормальным для Каменска-Уральского?
Некоторые специалисты и многие горожане считают, что да, это и есть особенность нашего города, его «фишка»- растянутость и наличие в его центре соснового бора и двух рек. Конечно, наш лесопарк это замечательная возможность для отдыха, местных туристических прогулок, занятий спортом; это- «легкие» нашего города. Но как же быть с самим городом, его образом, если в нем нет городского центра единого, узнаваемого, привлекательного, удобного и удовлетворяющего социальные и культурные запросы горожан? Ведь если в центральной части города расположен лес, то тем более его центр должен обладать более мощной притягательной силой для окраин и удовлетворять запросы жителей на комфортную и культурно-насыщенную городскую среду!
Вижу два возможных варианта концепций решения этого вопроса.
Первый вариант - продолжение развития центра города и центра Красногорского планировочного района в соответствии с новой редакцией генерального плана, но с акцентом на дальнейшее усиление в центре - административных, культурных и спортивных функций, а в Красногорке- на дальнейшее усиление торгово-деловых функций, при учете следующих направлений:
- В центре города:
- удаление объектов вдоль ул.Ленина напротив административного квартала, не отвечающих функциям городского центра (автозаправка, мототрасса), с учетом в перспективе изменения транспортной схемы;
- целенаправленное формирование в центре культурного и спортивного кластеров общегородского масштаба (строительство современного спортивно-зрелищного центра, выставочного центра, развлекательного центра, картинной галереи, кафе, элитных бутиков, объединенных единой пешеходной зоной);
- создание единой безбарьерной пешеходной среды, связывающей площадь им. Ленинского Комсомола, административный квартал, ДК «Юность», аллею Славы, парк «Космос» и стадион (комплексное благоустройство, элементы городского дизайна и скульптуры, ландшафтного дизайна и озеленения, велодорожки, пешеходные подземные или надземные переходы через магистрали);
- создание открытых благоустроенных выходов пешеходной системы центра города к лесопарку, реке Каменке, скале Богатырек, Тропе Карпинского для большей туристической привлекательности центра; с обязательным сохранением существующей природной экосистемы берега реки.
- создание продуманной системы автостоянок для новых и существующих объектов (подземных, либо многоэтажных надземных) и для лесопарковой зоны;
--- в Красногорском районе:
- четкое определение зоны формирования центра района, его конфигурации, с учетом перспективы развития (для чего будет необходима частичная корректировка проекта планировки жилого района «Южный»); а также с учетом неотложных нынешних потребностей в наполнении этого центра торговыми, социально-культурными и спортивными функциями районного значения;
- создание единой безбарьерной пешеходной среды, связывающей существующий на сегодня центр торгово-деловой активности вдоль ул.Суворова, с выходом к Центральному рынку, ТЦ «ЛЕО», ТЦ «СОМ»; без ограничения проходов со стороны бульвара Комсомольский;
- создание продуманной системы автостоянок, в том числе- с возможностями нормального подъезда со стороны жилых кварталов района «Южный»;
- удаление объектов в зоне перекрестка ул.Суворова- ул.4-й Пятилетки, не связанных с функциями районного центра (АЗС «Газпромнефть», полуподземные гаражи, автостоянка для постоянного хранения автомобилей), со строительством на их месте полноценного многоуровневого паркинга и наземной автостоянки, обслуживающих объекты, включенные в единую пешеходную зону центра Красногорского района;
- ведение планомерной скоординированной деятельности по сносу гаражей, временных сооружений и ветхой индивидуальной застройки, попадающих в зону сноса под объекты районного центра и транспортной развязки ул.Суворова- ул.Маршала Жукова;
- создание открытых благоустроенных выходов пешеходной системы центра Красногорского района к природным объектам рекреационной зоны города, а именно- к р.Исеть, березовой роще и скалам на ее берегу, для чего понадобится устройство подземных или надземных пешеходных переходов через магистрали - продолжение ул.4-й Пятилетки и будущую ул.Маршала Жукова;
- благоустройство верхней набережной (зоны между новыми кварталами частной застройки и крутым спуском к реке), с устройством видовых площадок, площадок отдыха, элементов ландшафтного дизайна, с обязательным сохранением существующей природной экосистемы берега реки.
Второй вариант, в отличие от описанного выше, заключается в условной концепции «два города- два центра». Суть его в том, что, при сегодняшней ситуации наличия двух крупных районов города (Ленинский планировочный район рассматривается в единстве с Синарским), расположенных на приличном расстоянии друг от друга, разделенных рекой Исеть и лесопарковой зоной, и такое положение сохранится в будущем, целесообразно рассматривать эти районы как два «отдельных города». То есть, в каждом районом центре могут быть представлены в большей или меньшей степени общегородские функции. Конечно, административный центр останется в Синарском районе, у пл. им. Ленинского Комсомола. Но и в Красногорке могут быть (и должны для удобства граждан!) размещены объекты – филиалы городской администрации. Не говоря уже о районной администрации (что сейчас на ул. Строителей), здании Пенсионного фонда (на ул.Попова). Также в центре Красногорки могут быть размещены и другие объекты общегородского значения, например, концертный зал, крупный спортивный центр… Ну, а то, что торговый центр города уже сформировался в этом районе, это неоспоримый факт (хотя он и требует еще завершения). Кроме того, в центре Красногорского района может развиваться и общегородской офисно-деловой центр. Если немного помечтать, то при условии бурного развития экономики, в городе такого масштаба, как наш, вполне может возникнуть запрос на создание компактного центра типа «Сити» с комплексом высотных зданий. Пример США и Китая – тому в подтверждение. И центр этот может формироваться как раз по направлениям вдоль ул.4-й Пятилетки, ул. Маршала Жукова… Общегородской центр в р-не ул.Ленина и пл.Ленинского Комсомола должен продолжать наполнение культурными объектами, а также- торговыми функциями- тем, чего ему сейчас не достает. Торговый пассаж вполне мог бы разместиться напротив административного квартала, при условии описанных выше (для вар.1) мероприятий…
Транспорт.
Конечно, при любом концептуальном варианте формирования центра города и его районных центров, важнейшим вопросом является совершенствование транспортной схемы города. И не открою секрет, что самой насущной проблемой остается необходимость строительства нового моста через Исеть в районе п.Мартюш. С его появлением, и с устройством дорог, соединяющих подходы к мосту с уличной сетью Синарского района, образуется закольцованная система магистралей, обеспечивающих удобную связь районов между собой и доступ от жилых районов Южного к центру города.
Следующим этапом оптимизации транспортной сети города должны быть строительство развязки ул.Алюминиевая- ул.Суворова- ул.Маршала Жукова и строительство моста через р.Каменка в продолжении пр. Победы. Но это уже совсем другая история…
Сохранение историко-культурного наследия и уникального природного комплекса.
В настоящей статье данные вопросы подробно не рассматривались, так как их постановка и предложения по их решению требуют отдельного внимательного рассмотрения.
Григорьев Алексей Иванович,
архитектор
с.т.8-904-546-84-28
e-mail: alex_g60@mail.ru