Психолого-педагогическая характеристика 8 класса «А».




Учащиеся 8 класса «А» учатся в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №17. Орехово-Зуево, проезд Беляцкого, 17. Директор школы – Солодинская Е.П. В школе обучаются 554 учащихся. В школе нет какого-то конкретного профильного направления. В школе в равной степени изучаются предметы гуманитарного, естественнонаучного, математического циклов. В МОУ СОШ №17 есть различные факультативы, с помощью которых учащиеся могут углубить свои знания по отдельным предметам. Также в школе есть различные дополнительные спортивные занятия: кружки, секции. Вся школа принимает активное участие в различных мероприятиях, проводимых в самой школе, а также в городских, областных и региональных олимпиадах, конкурсах, декадах наук. Школа имеет хорошее техническое обеспечение (компьютерный класс, интерактивные доски, проекторы), есть возможность использовать сеть Интернет. В библиотеке МОУ СОШ №17 есть необходимые учебники, учебные пособия, художественная литература.

В 8 классе «А» обучается 26 учащихся. Из них 13 девочек и 13 мальчиков. Возраст учащихся – 14-15 лет. Школьники обучаются вместе с первого класса. Смены классного руководителя не было, за исключением перехода из начальных классов в средние классы. В данный момент классным руководителем 8 класса «А» класса является Куликова Ольга Сергеевна. В классе есть многодетные семьи – семья Лежнина Глеба. Есть неполные семьи. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.

В классе есть распределение обязанностей, ученический актив. Старостой является Андрущак Надежда. Девочка старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников. В классе есть и неформальные лидеры. Среди девочек это Куракина Виктрия, а среди мальчиков – Ефимов Федор.

Между собой ученики не враждуют, но и не стремятся поддержать дружеские отношения. Для изучения взаимоотношений в коллективе было использовано несколько методов. Социометрическое исследование показало, что самое большое количество выборов (5 и более) получили Андрущак Надежда, Астахова Ксения, Кузов Диниил и Ефимов Федор. Они являются «социометрическими звездами» в коллективе. Это объясняется тем, что эти дети ведут активную творческую, спортивную деятельность, всегда дружелюбны, общительны, оказывают помощь одноклассникам; с этими детьми приятно общаться, поэтому они получили самое большее количество выборов. Предпочитаемых учеников (от 3 до 4 выборов) больше всего – 10 человек. К ним относятся Арямов Руслан, Астахова Ксения, Бутримов Артем, Гузов Игорь, Дмитриев Данила, Ефимов Федор, Задубровская Алена, Иванов Ярослав, Красавин Олег, Залыгалова Елена. Это ученики, у которых хорошие отношения с одноклассниками, они ответственные, общительные, одноклассникам нравится с ними общаться. К числу принятых учеников (1-2 выбора) относятся 11 учащихся: Акшинцева Юлия, Авдюхов Егор, Блинова Алина, Быкова Алена, Володина Татьяна, Гвоздева Диана, Гришин Артем, Затравкин Марат, Кусакина Юлия, Лобанов Алексей, Осокин Алексей. Это «нейтральные» ученики. Они могут стесняться быть активными, общительными. В них проявляется скромность и застенчивость. В классе есть и изолированный ученик – Чаплыгина Полина. Изолированному ученику нужно помочь наладить отношения с другими членами школьного коллектива, вовлечь в процесс общения.

Коэффициент сплоченности в 8 классе «А» низкий – 15,8%. Это может быть связано с тем, что разные классы были объединены в один. На протяжении предшествующих лет между учащими не сложилось сплоченного коллектива, дети дружат микрогруппами. В процессе наблюдения за учащимися в период педагогической практики и бесед с учителями-предметниками и классным руководителем выяснилось, что в классе есть несколько микрогрупп. К ним относятся: Кузов Игорь, Ефимов Федор, Красавин Олег, Ушаков Андрей (микрогруппа из четырех человек); Андрущак Надежда, Астахова Ксения, Задубровская Алена, Красуленкова Софья (микрогруппа из четырех человек). Некоторые ученики общаются по двое-трое человек: Ушаков Андоей-Лежнин Глеб; Сафронова Мария-Залыгалова Елена; Абакумов Евгений-Арямов Руслан;Кузов Даниил-Иванов Ярослав.

Такое разделение классного коллектива на группы может быть связано с несовпадением интересов с остальными учащимися, разным отношением к учебе, разными характерами. Учащиеся объединяются на основе общности интересов (например, посещение спортивных секций, художественных кружков), близости проживания, а также на основе схожести характеров.

Несмотря на низкий уровень сплоченности группы в классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки не очень дружат между собой, но есть и исключения. Между некоторыми мальчиками и девочками складываются хорошие дружеские отношения, основанные на взаимной поддержке. Ученики способны к сотрудничеству, к сплочению при достижении общей цели, однако сплоченность класса в обычных условиях находится на среднем уровне.

Класс в целом с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно, если их заинтересовать. Класс стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык, поскольку их объединяет общая цель. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Между некоторыми учениками в микрогруппах существуют сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. Учащиеся делятся по интересам: увлечение компьютером, спортом, музыкой и танцами. Уровень физического развития и здоровья детей достаточный. Многие занимаются разными видами спорта.

Результаты тестирования учащихся все же показывали результат низкой сплоченности классного коллектива. Иногда это было отчетливо заметно, несмотря на дружелюбность детей, взаимовыручку, отстаивание интересов класса. Иногда ребята не стремятся помочь друг другу, в совместных делах не всегда проявляются организованность и взаимопомощь. По оценкам учеников в классе присутствует видимое деление на «своих» и «чужих» (что также подтверждается и результатами анализа социометрических измерений, моим наблюдением, беседой с классным руководителем). Ученики отмечают также и то, что далеко не всегда все доброжелательно относятся друг к другу, иногда присутствует равнодушие, безразличие к одноклассникам (чаще всего к детям, относящимся к другим микрогруппам). Однако из этого нельзя делать вывод, что кто-то кого-то обижает, оскорбляет, но необходимо отметить, что классу не хватает сплочённости.

Успеваемость в классе средняя. Есть ученики, ответственно относящиеся к учебе, проявляющие активность и инициативу, всегда выполняющие все домашние задания, а есть ученики, которые отстают в успеваемости, не учат уроки. Часть ребят с интересом занимаются, творчески подходят к заданиям. У них устойчивое внимание, хорошая зрительная и слуховая память. Особенно хорошо Андрущак Надежда, Задубровская Алена, Куракина Виктория. Они регулярно участвуют в олимпиадах (из беседы с учителями-предметниками). Но есть учащиеся и с плохой памятью, не владеющие способами запоминания: Челноков Дмитрий, Савинский Илья. Этих учеников нужно заинтересовать, чтобы они выполнили какие-либо виды работ. Класс тянется к знаниям, но не очень высокая успеваемость говорит о том, что они ленивы, часто не выполняют домашнее задание, на уроке невнимательны, когда я или учителя-предметники что-то объясняли. 8 класс «А» позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Лежнина Яна и Иванов Ярослав.

Результаты медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 98% пятиклассников. Класс очень подвижный, старается быть активным в делах школьной жизни. Дети довольно открытые, работоспособные, с большим удовольствием и отдачей принимают участие в художественной самодеятельности школы (многие ученики с удовольствием выполняют поручения нарисовать школьную газету; 8 класс «А» часто побеждает в школьных конкурсах самодеятельности), в спортивных состязаниях (Гузов Игорь и Савинский Илья являются обладателями многих кубков, медалей и грамот в спортивных состязаниях), во всех классных и внеклассных мероприятиях (учащиеся класса (в особенности Астахова Ксения и Андрущак Надежда) принимают активное участие в постановке различных творческих номеров на праздники). Отдельные ученики регулярно принимаю участие в школьных и районных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места ( Лежнин Глеб,Лежнина Яна,Леонтьева Юлия,Мартыненко Диана ). Ученики посещают баскетбольную секцию, музыкальную и художественную школы.

Классный руководитель 8 класса «А» - Куликова Ольга Сергеевна. Она работает с классом четвертый год, хорошо знает каждого ученика, поддерживает активную вязь с родителями. Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.

Дисциплина в классе неплохая. В основном учащиеся не пропускают уроков без уважительной причины. Поведение и активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются. Так как коллектив по своему составу неоднородный, то и классное руководство требует особого подхода к каждому ученику согласно индивидуальным особенностям, сложившегося уровня мышления, социального уровня семьи. Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное. Из всех школьных предметов самыми любимыми у учеников 8 класса «А» являются: физкультура, информатика, история, литература, обществознание. Нелюбимыми являются: математика.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

У 8 класса «А» складываются хорошие отношения с другими классами в школе. Многие ученики класса имеют друзей из старших и младших классов. На многих общешкольных праздниках и мероприятиях ученики 8 класса «А» взаимодействуют с другими классами (например, Красуленкова Софья выступала с девочкой из младших классов на концерте, посвященному 8 марта).

Родители учащихся 8 класса «А» отзывчивы. Родительские собрания посещают практически в полном составе. Активно поддерживают связь со школой и классным руководителем, контролируют успеваемость и поведение своих детей. Если возникают вопросы или информация, которую нужно сообщить лично родителям учеников, классный руководитель звонит родителям и общается с ними. Таким, образом, родители всегда участвуют в жизни своих детей.

При работе с 8 классом «А» МОУ СОШ №17 мною были поставлены следующие задачи:

- способствовать развитию творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности;

- содействовать развитию положительного отношения к учебной деятельности через всестороннюю организацию интеллектуально - познавательной деятельности;

- формировать нравственную культуру учащихся;

- развивать стремление к трудовой деятельности;

- формировать педагогическую культуру учащихся.

Для решения поставленных задач я проводила консультацию с классным руководителем, учителями-предметниками, изучала информацию о классе. Для формирования у детей перечисленных качеств я проводила с ними беседы, устраивала классные часы, воспитательные мероприятия.

Таким образом, на основании характеристики класса учителями-предметниками, классным руководителем, личных наблюдений и результатов тестирования можно сделать вывод о том, что класс очень противоречивый. С одной стороны, уровень сплоченности класса очень низкий, учащиеся предпочитают общаться микрогруппами или парами, нежели общаться всем классом. Иногда по отношению друг к другу у учащихся 8 класса «А» проявляется агрессия, непонимание, злость. Иногда возникают конфликты, которые решаются обычно коллективным обсуждением проблемы.

Класс не объединяют значительные дела, нет общего дела, которое бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера. Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям. Негативно на развитии коллектива сказывается и то, что в классе преобладает инертный психологический климат. Класс, можно сказать, довольно разобщён: в его структуре выделяются микрогруппы по 2-4 человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Плохо и то, что ученики, по большей, части не руководствуются в учении развивающими и житейскими мотивами, так как эти мотивы имеют большое практическое значение для развития и дальнейшего самосовершенствования. К тому же современная педагогика склоняется к необходимости преобладания развивающих факторов в обучении, как необходимого условия самосовершенствования личности.

Негативно и то, что по оценкам детей в классе присутствует разделение на «своих» и «чужих», что также затрудняет межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует и доброжелательное отношение друг к другу.

С другой стороны необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, что в целом преобладают коммуникативные (необходимы для контактов, успешного взаимодействия с окружающими, актуальны в наше время) и нравственные (в связи с общим падением нравственности в обществе) комплексы качеств личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции (организованные поездки, участие в мероприятиях),что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и некоторые оценки учениками психологического климата в классе (например, то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.

Для улучшения психологического климата в 8 классе «А» необходимо способствовать групповой сплоченности класса. В классе нужно проводить воспитательные мероприятия, которые влияли бы на духовно-нравственное развитие учащихся. Необходимо создавать условия для успешного развития индивидуальности каждого ребенка, его интеллектуальных и творческих способностей. Для улучшения успеваемости необходимо заинтересовывать учащихся, давать им правильную мотивацию, что могло бы повысить интерес к учебной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: