Отдых - это любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.), осуществляемая как на территории постоянного пребывания человека, так и за ее пределами (Т.В.Николаенко).
Можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:
1. деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой, (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);
2. любительские занятия - охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.;
3. приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;
4. интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование)
5. общение по интересу и свободному выбору;
6. развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);
7. путешествия и экскурсии ради удовольствия.
Многообразие видов отдыха, различная их технология, требующая особых «средств отдыха», и характер используемых ресурсов определяют и множественность предприятий, обеспечивающих тот или иной вид отдыха. Они называются рекреационными предприятиями. Все эти предприятия и связанные с ними структуры образуют особую отрасль народного хозяйства рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс), главная задача которого - обслуживание отдыхающих как в месте, так и вне постоянного места их проживания.
Классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на три основные группы:
Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление путем поездки на курорт - один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.
Социально-культурная функция - это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования.
Экономическая функция - простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.
Рекреация выполняет также и другие экономические функции:
- ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны;
- расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно;
- существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов;
- повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.
Общие тенденции развития рекреации в мире:
- Приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса.
- Формирование систем кратковременного отдыха горожан.
- Организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе.
- Создание новых форм и видов отдыха.
- Сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, то есть стремление к круглогодичному действию.
Важнейшей особенностью рекреации является ее привязка к определенной территории, пространству, которое может быть локальным (читальный зал, пляж) или охватывать целые географические регионы для туристических путевок и поездок. На этой особенности рекреации основано рекреационное зонирование, то есть выделение определенных зон для различных видов отдыха.
4.2. Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство.
Под рекреацией они понимают деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, подчеркивая тем самым важность его наличия и использования.
Свободное время является частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности.
Одно из важнейших свойств времени - его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом:
социальное время = рабочее время + внерабочее время.
Внерабочее время включает свободное время.
Рекреационное время является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки - 8 часов тратится на сон, 8 часов - рабочее время и 8 часов - внерабочее время).
Свободное время (по Т.В. Николаенко) - часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).
Внерабочее время состоит из времени:
- для естественных потребностей, (сон, питание, личная гигиена);
- для домашнего труда и бытовых потребностей;
- для физического, интеллектуального развития и отдыха.
Свободное время состоит из двух частей:
- досуг или время для отдыха и время для более возвышенной деятельности
- культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы.
Эти занятия связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение
В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества, понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю
Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее:
- затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затрата времени на предприятиях, не входящее в состав оплачиваемого рабочего времени и т.д.);
- на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей;
- свободное время.
Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат.
Рекреационное время - часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.
В настоящее время рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени: более того, сегодня только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определено как рекреационное.
Характерными свойствами рекреационного времени выступают:
- иерархичность,
- квантованность,
- изменчивость
- функциональность.
Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабно-стью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость) год, неделя, сутки..
В суточный период, характеризующий обычный трудовой; день, включены компактные периоды нерабочего времени - до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
Недельный период включает, помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени, и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно-воскресного отдыха.
Годовой период включает еще один или два интервала компактного нерабочего времени - это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).
Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве - детство, нахождение на пенсии.
Квантованность - єто отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.
Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня - это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для большей части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых трудящихся составляет 36-48 рабочих дней.
Рекреационное пространство.
Рекреационное пространство - это часть социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности. Пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.
Элементы деятельности по организации пространства:
- освоение (оценка, охват, захват, присвоение) - отдыхающими и организаторами;
- конструирование, комбинирование (экстенсивное) - организаторами;
- рекомбинация - отдыхающими;
- изобретение - нахождение принципиально нового занятия и пространства;
- выбор места для реализации функции;
- подбор функции для данного места; - расширение функций места (геотехсистемы).
Рекреационное пространство многомерно, что обусловлено:
- разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, труппа, население и т.д.);
- социокультурной дифференцированностью отдыхающих;
- соотношениями между потребностями и возможностями их реализации;
- функциональными типами деятельности;
- природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности.
4.3. Рекреационная деятельность, ее классификация и структурные особенности.
По продолжительности рекреации выделяются туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом достаточно ясно - это суточный цикл. Все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсия; более 24 часов - туризм.
Виды рекреационной деятельности разнообразны. Так, все виды отдыха можно подразделить на две большие группы:
- стационарные
- мобильные.
Другая классификация рассматривает отдых как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) и кратковременную категорию. По сезонному признаку в этих группах отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.
Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории
Рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой, исходя из наличия рекреационных ресурсов.
Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социо-культурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие рекреационного потенциала входят условия и факторы развития рекреационной деятельности.
Для классификации и группировки рекреационной деятельности применяются самые разнообразные подходы. Чаще всего в их основе лежат цель путешествия, характер организации; правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте, сезонность, характер передвижения рекреанта, его возраст, активность занятий и т. д.
По общественной функции и технологии различают:
- лечебную,
- оздоровительную,
- спортивную
- познавательную рекреационную деятельность.
Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответствовать медико-биологическим нормам.
Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется:
- пляжно-купальный отдых. Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия.
- Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров и т. д.
- Маршрутный туризм может быть спортивным, может оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан познавательным и краеведческим туризмом. По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т. д.
- водный туризм, как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом.
- подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. (например, археологический подводный туризм).
- рыболовного и охотничьего туризма. Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, Охотничий туризм - один из самых дорогостоящих видов иностранною туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горно-лыжный туризм и альпинизм.
Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Єто: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой и т. д.
Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимает конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам.
Рекреация и курортное дело.
Под рекреацией понимают расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Рекреация необходима как с точки зрения, индивидуума, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроизводстве производительных сил общества.
Из всех форм рекреационной деятельности восстановлением здоровья занимается санаторно-курортная индустрия, базирующаяся на использовании природных лечебных гидроминеральных и ландшафтно-климатических ресурсов.
Особенность курортной практики состоит в том, что она сочетает в себе множество функций:
- профилактическое оздоровление населения;
- лечение и реабилитацию больных;
- анимационно-досуговую деятельность.
Профилактическое оздоровление населения в санаторно-курортной практике осуществляется с использованием двух основных форм:
- компенсаторно-расширенного восстановления физических сил человека, осуществляемого в ежедневном лечении в санатории-профилактории;
- расширенного восстановления физических сил и здоровья в процессе санаторного лечения в отпуске.
Санаторно-курортное лечение и реабилитация с использованием комплекса природных лечебных факторов является высокоэффективным медицинским направлением. Улучшение здоровья рекреанта создает:
- предпосылки для повышения качества рекреационной деятельности;
- проводимые на курорте мероприятия по организации полноценного отдыха рекреантов, приводят к повышению эмоциональной и физической активности, способствуя большей эффективности проводимых лечебных мероприятий.
Анимационно-досуговая деятельность на курортах является самостоятельным и очень важным разделом курортной деятельности. Осуществляемая в условиях курортов, то есть специализированных на восстановительной деятельности местностях, обладающих комплексом природных и техногенных факторов, она обладает также очень высокой эффективностью в связи с большой плотностью рекреационных занятий.
ТЕМА 5 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
• Исторические аспекты курортного дела и курортологии.
• Развитие курортного дела в России.
5.1. Исторические аспекты курортного дела и курортологии.
Следует отметить, что историю курортного дела и курортологии нельзя рассматривать отдельно, так как курортология создавала теоретическую основу для лечебно-оздоровительного применения природных факторов, а курортное дело являлось организационно-технологическим обеспечением реализации курортологических программ.
Курортное дело относится к наиболее древним видам туристской индустрии и соответственно имеет длительную историю развития. Используя хронологический и событийный подход к эволюции курортного дела, можно выделить несколько основных периодов ее развития (табл. 5.1).
Первоначально, использование природных лечебных факторов носило стихийно-эмпирический характер.
Целебные свойства многих природных факторов были известны с древнейших времен. Поэтому, соблюдая законы хронографии, можно считать, что первые курорты были дарованы человеку Богом. Многие природные источники и термы были творением природы. Так, на знаменитых итальянских термальных курортах (Monsummano Terme, Montegrofto Terme, Montecatinae Terme) еще с эпохи Древнего Рима природой созданы термальные лечебницы - горячая вода источников наполняет многочисленные гроты паром. «Чудесные» источники и другие целебные факторы часто становились основой лечебных тайн храмов, являясь предметом религиозного культа. В дошедших до нас памятниках искусства мы находим отражение фактов использования термальных минеральных вод для совершения обрядов и соответственно демонстрации «исцеления» страждущих.
Таблица 5.1
Периоды исторической эволюции курортного дела
Период | Характеристика периода | Формы и методы КД |
Стихийно-эмпирический (Древние века -Средние века) | Курортные факторы применялись преимущественно с целью гигиены и санитарии. Отдельные разрозненные эмпирические попытки природного лечения | Омовения, термы, купальни, бани, бассейны, психотерапия. |
Научно-курортологический (XVI- XVIII века) | Зарождение и развитие научных основ курортологии. Включение курортологии в медицинскую практику. Возникновение первых курортов и подходов к их эксплуатации | Прообраз всех основных современных форм КД, кроме аппаратной физиотерапии |
Коммерческий (XIX-XX века) | Бурное развитие курортов на коммерческой основе. Использование курортов не только для лечения, но и для времяпровождения. Возникновение рекреационных предприятий - санаториев, пансионатов, лечебниц и т.д. Курортология - важное звено медицины. | Весь спектр основных методов курортологии. Возникновение и развитие физиотерапии |
Дифференцированный (XX век) | Разделение подходов к КД на коммерческий и социальный. Первый подход реализуется в странах с рыночной экономикой, где преобладают оздоровительные курорты и узкоспециализированные клиники. Второй подход развивается в странах социализма - курортное дело рассматривается как часть здравоохранения. | Формы оказания курортных услуг разделились. На Западе делается упор на общекурортную лечебную инфраструктуру и пансионаты. В СССР – на создание полно оснащенных санаториев. |
Самые ранние доказательствам существования курортных сооружений были найдены при расколках города Mohenjo-Daro в Пакистане. Было обнаружено существование древней цивилизации 5 тыс. лет тому назад. В развалинах города найдены следы купален, бассейнов и лавок, в которых торговали питьевой вод из причудливых сосудов. В связи с этим возникновение элементарных навыков гигиены и становление их в первобытном обществе следует считать первым этапом в развитие курортного дела. Древнегреческая мифология повествует, что даже боги на Олимпе сохраняли молодость и бессмертие при помощи паровых ванн. Древнегреческий писатель Павзоний писал, что богиня Гера оставалась вечно молодой и прекрасной благодаря купаниям в озере с горячими источниками. Бог Олимпа Юпитер превратил Нимфу Ювенту в живой источник воды, возвращающий молодость и юность.
В первобытном обществе начинается формирование человеческого коллектива, зарождаются и развиваются нравственные и этические понятия. Появились первые навыки гигиены и санитарии, (гигиена питания, гигиена одежды, правила личной и общественной гигиены). Начали формироваться основные принципы организации жилища, стали использоваться источники проточной воды.
Зародившийся в Индии и на Ближнем Востоке обычай омовений, принявший впоследствии форму обязательного религиозного обряда, объясняется, по-видимому, чисто гигиеническими соображениями. Совершать очищения в виде купаний и омовений в канун праздников, при выздоровлении от болезней, прикосновении к «скверне» и т.п. предписывалось во многих священных книгах.
Египетские жрецы лечили людей ваннами различной температуры, как это описано в одном из древнейших папирусов, обнаруженном при археологических раскопках в Фивской гробнице. Археологи утверждают, что обитатели нашей планеты, уже в период бронзового века, знали о лечебных свойствах минеральной воды, потому что вблизи известной курортной местности Сен-Мориц, расположенной в швейцарских Альпах, найдены руины бальнеологических сооружений на источниках с железистыми минеральными водами.
Целебные подземные воды упоминаются в книгах Ветхого и Нового Завета, в которых, в частности, описывается Силоамская купель и священное озеро Бетседа вблизи Иерусалима, считавшиеся местами исцеления страждущих и немощных. Силоамский минеральный источник характеризовался периодическими выбросами потоков воды, происходящими нерегулярно. Этих неожиданных выбросов воды ожидали большие скопления больных около купели. Можно представить себе происходившее столпотворение, если, по поверью, от болезни исцелялся тот, кто окунался первым.
Советы омовений в священных водах реки Ганг, которым молва приписывала целебные свойства, встречаются в древнейшей индийской книге «Ри-гведа», известной за 1800 лет-до н.э.
Даже в настоящее время имеются сведения, что питье этой речной воды не вызывает якобы желудочно-кишечных расстройств, что объясняется некоторыми исследователями наличием в воде Ганга растворенных обеззараживающих микроэлементов, таких, как серебро, йод и др.
Раскопками разрушенного в давние времена индийского города Махен-джодаро обнаружено существование древней цивилизации еще 5 тысяч лет тому назад. В развалинах города найдены следы купален, бассейнов и лавок, в которых торговали питьевой водой из причудливых сосудов.
В Древней Греции слепо верили в чудесные целебные свойства воды, освященной жрецами храмов. Эти священные храмы могут рассматриваться в наше время в качестве своеобразных лечебно-профилактических учреждений потому, что каждый поступавший туда больной подвергался достаточно тщательной санитарной обработке, а затем лечебному воздействию многократными омовениями водой одного из целебных источников вблизи храма. Бесспорно служители культа этих храмов - жрецы бога здоровья Эскулапа могут считаться родоначальниками идеи лечения водой, хотя при этом они использовали и лечебные свойства климатических факторов, воздвигая свои храмы в местностях с наиболее благодатными климатическими условиями. В комплексе всех упомянутых «курортологических» мероприятий немаловажное внимание уделялось не менее древней специальности медицины - воздействию на психику. Жрецы систематически внушали больным уверенность в выздоровлении, облекая обычно внушение в форму религиозного мистицизма и суеверия.
Жрецы храмов Эскулапа вещали, что кончина человека может осквернить священный храм, и поэтому тяжело больным доступ в святилище был запретным, чем жрецы охраняли храмы от вероятного заноса заразы и утверждали в сознании верующих безошибочность исцеления. Если жрецы замечали, что лечение в храме не приносит желаемых результатов, то находили повод для удаления такого больного за пределы храма, дабы «не осквернять его священные стены» неизбежной смертью больного.
Аналогичный подход встречается в подборе больных и в браминский период индусской медицины, когда в безнадежных случаях жрецы рекомендовали больным вместо лечения водой в храме воспользоваться «оболочкой Земли». Для этой цели следовало «пройти по узкой тропинке до невидимого северовосточного мыса, питаться водой и воздухом до тех пор, пока не спадет с него все тленное, а душа соединится с Брамой».
В создаваемом жрецами порядке подбора больных просматривается прообраз современных положений о правилах направления больных на санаторно-курортное лечение, указывающих на противопоказания, при которых лечение на курорте будет не только безуспешным, но может принести даже вред.
Легендарный древнегреческий эпический поэт Гомер воспел в своих творениях благотворное действие целебных горячих источников Скамандры близ Трои. Его бессмертные произведения «Илиада» и «Одиссея» насыщены красочными описаниями разнообразных омовений, купаний и ароматизированных ванн, которыми волшебница Цирцея пленяла Одиссея в великолепных бассейнах и купальнях. Восторженные описания целебного источника Акве-Альбуле приведены Вергилием в «Энеиде». В период расцвета Римской империи там были сооружены роскошные термы с гигантской купальней, вмещавшей до 1000 человек одномоментно. В трудах Плутарха (ок. 46 - 127 гг. н.э.), древнегреческого писателя, историки обнаружили описание горячих источников на острове Эвбея, куда стекалось множество пилигримов с разнообразными недугами. Сернистые лечебные источники Каллирхо описал древнегреческий ученый Гай Плиний Старший (23 - 79 гг. н.э.). Символический «отец медицины» Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) использовал лечение водой различных заболеваний, проявляя известную сдержанность в рекомендации минеральных ванн. Лечение водой принимало в ту эпоху своеобразные формы, о чем свидетельствует приводимое Гиппократом наблюдение: «Здоровая полная женщина, приняв внутрь лекарство, чтобы забеременеть, тотчас же после этого почувствовала резкую боль в животе и урчание в кишках, и затем она опухла. Дыхание сделалось трудным, сильная сердечная тоска и боль. Рвоты не было. Она лежала без признаков жизни и, казалось, мертвой с виду. Вызванная затем рвота с помощью приема внутрь холодной воды не облегчила ни болей, ни дыхания. Тогда на тело ее было вылито около тридцати амфор (ведер) холодной воды, и, по-видимому, только это и помогло ей. После этого последовало обильное очищение желчью низом, во время же боли ничто не отделялось. Больная осталась в живых». Вот таким образом осуществлялось эмпирическое лечение больных водой.
По применению минеральных ванн у Гиппократа убедительных наблюдений не имелось, но теплые ванны при воспалении легких он признавал весьма полезным средством.
В Древней Греции свято чтили культ богини чистоты Гигиеи, от имени которой и произошло наименование «гигиена» (от греческого «быть здоровым»), но особенно широко вода в гигиенических и лечебных целях использовалась у римлян. Ежедневные многократные купания в термах считались неотъемлемым элементом быта римских граждан. Считали, что купания укрепляют дух и тело, способствуют закаливанию и выносливости. С приближением упадка могущества Римской империи менялись и обычаи традиционных терм, которые стали превращаться в места необузданного разгула и разврата изнеженных патрициев и их окружения. Древний римский писатель Гай Плиний Младший (61-114 гг. н.э.) утверждал, что вырождение, точнее перерождение, славных традиций в римских купальнях послужило важным толчком к процессу падения и распада Римской империи.
Сообщения в древних письменах о применении в лечебных целях минеральных вод источников и морских ванн встречаются в I и II веке н.э. В них фигурирует имя знаменитого лекаря Клавдия Галена (131-201 гг. н.э.), ошибочно верившего в возможность искусственного приготовления любой минеральной воды из пресной путем добавления соответствующих веществ. Несомненная вера в целебные свойства минеральных вод подтверждается описанным Гале-ном случаем, когда вельможному римскому патрицию доставлялась вода для лечебных ванн из Мертвого моря, в котором соленость воды значительно превышает соленость воды в остальных морях и океанах.
Позже появлялись различные сообщения о лечении минеральными водами в трудах таких врачевателей, как Архиген, Геродот, Соран Эфесский и др., которые давали разнообразные советы. В частности, рекомендовали серные ванны при подагре, а при болезнях мочевыводящих путей (камни в почках) прием внутрь до 5 литров минеральной воды в день. Геродот предложил специальные дозировки и порядок приема минеральных ванн, которые сохранялись впоследствии на протяжении десяти веков. Геродот утверждал, кроме того, что курс минеральных ванн должен состоять из процедур, нарастающих по продолжительности к середине лечения, а затем снижающихся и возвращающихся к исходной продолжительности по времени к концу лечения. Это положение, между прочим, учитывалось и в разработке новых методик в настоящее время. Закаливание Геродот осуществлял в ваннах пресной воды при температуре, изменявшейся в процессе лечения от слегка повышенной до более низкой.
Рецепты приготовления ванн из настоя лекарственных растений (лавр, ориган и др.), а также искусственных минеральных ванн были предложены лекарем Антилом в конце III века н.э., но при этом Антил подчеркивал существенные преимущества природных минеральных ванн над искусственными.
Признаком цивилизации и основой гигиены являлись в ту эпоху римские термы, сооружавшиеся повсеместно, куда вторгались римские легионы, - в Германии, Франции, Британии. В настоящее время на месте известнейших европейских курортов, таких, как Карловы Вары в Чехии, Виши во Франции, Баден-Баден в Германии, обнаруживаются при раскопках развалины римских купален. Прототипы римских терм, известные как турецкие бани, получили распространение и на Востоке.
Опустошающим нашествием гуннов были завоеваны и превращены в руины тысячи городов, крепостей и селений, а с ними и большая часть римских ванных сооружений - терм и купален. С возникновением и распространением христианства возрождение былых римских традиций не поощрялось и нередко жестоко подавлялось. Святая инквизиция преследовала посещение бань как греховные деяния, религия призывала к самоуничтожению, аскетическим подвигам, удалению от мирских соблазнов. Подобные призывы вылились фактически в борьбу с гигиеной, чистотой тела и с укреплением здоровья, что привело в итоге к распространению повсеместно массовых эпидемий чумы, холеры и других инфекционных заболеваний, уносивших миллионы жизней. В 1350 году чума унесла свыше 25 миллионов жителей Европы.
Любопытно, что блиставшая парадами и придворными балами просвещенная Европа погрязла в антисанитарии. В литературе описано, как под расшитыми золотом камзолами кавалеров и украшенными драгоценностями пышными кринолинами придворных дам на теле, не знавшем воды, истлевало нижнее белье, а в складках богатой одежды и под напудренными париками кишели насекомые. В России же в это самое время простой русский мужик пользовался парной баней, упоминания о которой встречаются в восточнославянских мифах. Описание древнерусских бань (мовь, мовня, мовница, мыльня) обнаруживается в летописях X-XIII веков, однако имеются также доказательства, что восточные славяне пользовались паровыми банями еще в V-VI веках. И даже мрачные времена монгольского ига не поколебали старорусских обычаев париться в бане «по-черному» и «по-белому» и окунаться после бани в ледяную прорубь.
Грозное время эпохи средневековья в Европе нанесло колоссальный ущерб всей мировой культуре. Как медицина, так и все науки оказались подавленными религиозным фанатизмом инквизиторов, шарлатанством и дикими суевериями. Занимавшиеся врачеванием люди жестоко преследовались, предавались мучительным пыткам и сжигались на кострах как колдуны и ведьмы. Излечение болезней приписывалось высшим силам, а действие минеральных вод истолковывалось вселением в тело больного злого «водяного духа». В этой связи под угрозой сурового наказания инквизиция наложила запрет именовать минеральную воду «водой», относя ее к «исчадиям ада».
Новое бедствие принесли Западной Европе крестовые походы. Крестоносцы привозили с Востока из походов множество заразных неизлечимых в ту пору болезней - сифилис, проказу, различные кожные болезни. Медицина была бессильна бороться с этим злом, и неэффективность лекарственного лечения заставила врачевателей обратиться вновь к лечению водой, в частности пресными и минеральными ваннами.
Таким образом, вынужденное мытье водой и купания стали обретать законное право на существование и даже в монастырях сооружались подобия бань, а на заброшенных минеральных источниках начали воздвигать купальни и бассейны. Основным лечебным средством всех кожных болезней, сифилиса и проказы были приняты серные ванны, издревле считавшиеся полезными при лечении многих кожных заболеваний.
Поразительно, что прокаженные, сифилитики в заразных стадиях, больные, покрытые гнойными струпьями и язвами, устремлялись беспорядочно в бассейн с серной водой, в котором проводили по несколько часов, а нередко и до 1 -2 суток, не выходя из воды.
Количество принятой внутрь минеральной воды исчислялось, согласно рекомендациям некоторых врачевателей, 60-80 стаканами в день. Эмпиризм в лечебном использовании воды облекался иногда в уродливейшие формы. Так, некий Торелла утверждал в своем трактате, что «лучший способ избавиться от сифилиса заключается в том, что больной должен при полном голодании потеть в паровой бане пятнадцать дней подряд». Случалось, что больных держали на таком режиме до 30 дней. До подобных крайностей додумывались на курортах и в более поздний период, когда больных держали в бассейне с минеральной водой круглосуточно. К примеру, на курорте Пломбьер (ныне известный популярный курорт Пломбье-ле-бан в отрогах Вогез во Франции) такая процедура именовалась «ан гренуй» (в переводе «по-лягушачьи»). Питание во время такой процедуры лечащиеся получали непосредственно в бассейне на плавучих столиках с закусками, различными блюдами и напитками. Об эффективности подобного лечения в литературе сведений не появлялось.
Водолечение стало возрождаться в XIII веке, когда на минеральных источниках римляне основали поселение Апониум (в наше время это курорт Аба-но-Терме, считающийся одним из крупнейших и элитных в Западной Европе, располагающий радоновыми и йодобромными ваннами и сульфидной иловой грязью по типу мацестинской). В начале XIV века восстановлен популярный в Германии курорт Баден-Баден, на месте которого в III веке существовала большая лечебная местность Цивитас-Аурелия-Аквензис, разрушенная аллеманами и возродившаяся в X веке под названием Бадон.
Примерно к этому же периоду XIV века относится и основание курорта с мировой славой Карлсбада (ныне Карловы Вары в Чехии). Курорт назван именем чешского короля Карла I, обнаружившего, согласно преданию, горячий источник во время охоты в 1358 году. Минеральные воды курорта использовались сначала для ванн, а с XVI века для питьевого лечения, что сделало его одним из наиболее популярных элитных курортов мира.
В XV веке в Италии опубликован тр