Тема. Педагогические взгляды и деятельность А.С.Макаренко.
План.
1. Творческий путь А.С.Макаренко.
2. Учение А.С.Макаренко о воспитании личности и роли коллектива в её формировании.
3. Макаренко А.С. в зеркале российской и зарубежной критики.
4. Актуальность идей и опыта А.С. Макаренко, творческое их использование.
Обязательная литература (сайт библиотеки им К.Д.Ушинского ---электронная библиотека-----разделы----- научное наследие).
1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (п.1,14,15).
2. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Лекция «Методы воспитания».
3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей (лекции 1,2)
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях.
Шувалова М.Н. История педагогики и образования.
Дополнительная литература.
1. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко М,1963 (сайт библиотеки им К.Д.Ушинского ---электронная библиотека-----разделы----- научное наследие).
2. Гриценко Л.И. Макаренко А.С.: педагогика, устремлённая в будущее//Педагогика.- 2003,№2
3. Красовицкий М.Ю.Великий мастер парной педагогики // Педагогика – Педагогика.- 2000. - №1.
4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко по созданию общешкольных коллективов // Педагогика.-2004 -. №1.
5. Слободчиков В. Педагогика Макаренко – социально-педагогическое открытие ХХ века // Народное образование 2006 №6.
6. Чапала Ю. Антон Макаренко – Магеллан педагогики //Народное образование 2006- №6.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ВЫПОЛНЯЮТСЯ В МИКРОГРУППАХ)
Примерные темы для обсуждения.
1 группа. Коллектив: за и против (например, Ю.П.Азаров в своей книге «Не подняться тебе, старик» утверждал, что А.С.Макаренко нивелировал личность и что до личности ему не было никакого дела. Действительно, А.С.Макаренко писал «Что такое параллельное педагогическое воздействие? Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дело. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идёт параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».
|
1 утверждение. Коллектив нивелирует личность, потому, что…
2 утверждение. Параллельное педагогическое воздействие(воздействие на личность через коллектив) позволяет осуществить не прямое, а косвенное влияние на личность. Воспитанник не чувствует себя «объектом» педагогического воздействия педагога и т.д.
3 утверждение…
2 группа. Роль личности А.С.Макаренко в созданной им воспитательной системе. Самовоспитание и мастерство. (можно использовать «спорную» оценку роли личности А.С.Макаренко из книги Бондаревской Е.В.Педагогика М.,1999 с.176-179).
3 группа. Методы наказания (системность). Наказание как метод воспитания в теории и практике воспитания (теоретические положения и опыт использования методов А. С. Макаренко).
Примерный алгоритм
1. подберите аргументы в пользу системности методов и место наказания в ней
2. Подберите аргументы в пользу согласия/несогласия со взглядами А.С. Макаренко на необходимость и возможность использования наказания в воспитании детей.
2. Выделите суждения представителей свободного воспитания, которые могли бы служить критикой взглядов А.С. Макаренко на место воспитания в педагогике.
|
3. Покажите, реализуется ли подход А.С. Макаренко к использованию наказаний в практике вашего семейного и школьного воспитания.
4 Группа. Актуальность теории А.С.Макаренко и её развитие в опыте Ф.Ф.Брюховецкого, А.А.Католикова, В.А.Караковского и др.(по книге «Гуманистические воспитательные системы» есть в Интернете).
(Например, теория Макаренко принадлежит своему времени и не применима сегодня: за и против).
Алгоритм выполнения задания
Сформулируйте проблему.
2. Изучите работы Макаренко (см список обязательной и доп. Литературы)
Подберите аргументы за и против
4. Распределите роли в микрогруппе (например, «сторонники», «противники», «сомневающиеся») или («Организатор», «Спорщик», «Инициатор», «Деструктор», «Пессимист», «Реалист», «Инноватор», «Генератор», «Аналитик», «Прагматик» «Энтузиаст», «Идеолог» «Коллективист»,» Индивидуалист» и т.д.).
Основное требование к выбору ролевых позиций: введение этой роли позволит обстоятельнее рассмотреть проблему.
5. Чётко сформулируйте тезисы выступления в соответствии с вашей ролью ( соотнесите свою позицию с другими) ролями.
6. Выберите форму дискуссии (например «круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «перекрёстная дискуссия др.).
7. Разработайте план (сценарий) дискуссии. Согласуйте последовательность и содержание выступлений, вопросов друг другу, возражений и т.д. Каждой группе предоставляется 15 минут.
Темы для сообщений (см. список основной и дополнительной литературы).
1. Один из коллег А.С.Макаренко в воспоминаниях о нем написал: ”Он всегда жил в предчувствии победы…”. Докажите это, используя произведения А.С.Макаренко.
|
2. А.С.Макаренко отличала, по словам А.М.Горького, ”действенная любовь к детям”. Найдите аргументы, подтверждающие высказывание Горького.
3. Докажите, что педагогика А.С.Макаренко – педагогика борьбы и мужества.
4. Покажите, что Макаренко не просто ”воспитывал” и даже ”не перевоспитывал” – он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер.
5. Макаренко писал: ”С самого начала мы поставили себе твердым правилом не интересоваться прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики, это абсурд…” А с вашей точки зрения?
6. Как вы понимаете слова А.С.Макаренко: ”Несчастий, несчастных людей быть не должно. Нельзя быть несчастным… И счастливым человеком нельзя быть по случаю – выиграть, как в рулетку, – счастливым человеком нужно уметь быть…”.
7. Испокон веков шел спор между педагогами. Одни утверждали, что ребенок от природы зол и надо это злое подавить в нем; другие – что ребенок добр, и надо это доброе развить. Для Макаренко ребенок ни добр, ни зол: он таков, каким сделает его общество, коллектив. Он безгранично верит в возможности человека изменяться и столь же безгранично – в силу воспитания Подтвердите примерами из «Педагогической поэмы» и др. работ педагога его позицию.
Алгоритм выполнения задания:
1. Изучите подобранные первоисточники, учебные пособия, педагогические журналы для нахождения необходимой информации.
2. Выполните задание высказав аргументированные (опираясь на источники) суждения, ответив на вопросы.
3.* Дополнительно. Составьте свои задания(вопросы) с указанием ответов.
Вопросы для самоконтроля
1.Насколько согласовались воззрения Макаренко с педагогическими и социальными реалиями конца 30-х годов?
2. Цель воспитания по А.С. Макаренко:
· Ввоспитание дисциплинированного человека
· Ввоспитание свободного человека
· Ппроектирование личности как комплекса общих и индивидуальных качеств.
3. Конкретизируйте основания теории воспитательного коллектива на материале лекций педагога «Проблемы школьного советского воспитания». Согласны ли Вы с тезисом об универсальности открытий Макаренко в решении проблем педагогической организации жизнедеятельности воспитанников?
4. Какие традиции были выработаны в колонии им.А.М.Горького («Педагогическая поэма»).
5.Перечислите элементы структуры «макаренковских коллективов».
6.Перечитывая «Педагогическую поэму», проследите отдельные «линии» развития сообщества воспитанников (например, развитие культурных интересов и потребностей, развитие социально ценной мотивации и поведения, развитие самоуправления и т. д.). Как показана роль воспитателей в организации жизнедеятельности колонистов-горьковцев?
7.Конфликты между личными и общественными интересами и пути
их разрешения в жизнедеятельности коммунарского коллектива (по книге «Флаги на башнях»). Оцените гуманность решений самоуправления и воспитателей (например, «линии» развития Чернявина, Рыжикова, Ванды и др.).