Темы для сообщений ( см. список основной и дополнительной литературы).




Тема. Педагогические взгляды и деятельность А.С.Макаренко.

План.

1. Творческий путь А.С.Макаренко.

2. Учение А.С.Макаренко о воспитании личности и роли коллектива в её формировании.

3. Макаренко А.С. в зеркале российской и зарубежной критики.

4. Актуальность идей и опыта А.С. Макаренко, творческое их использование.

Обязательная литература (сайт библиотеки им К.Д.Ушинского ---электронная библиотека-----разделы----- научное наследие).

1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (п.1,14,15).

2. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Лекция «Методы воспитания».

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей (лекции 1,2)

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

Шувалова М.Н. История педагогики и образования.

Дополнительная литература.

1. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко М,1963 (сайт библиотеки им К.Д.Ушинского ---электронная библиотека-----разделы----- научное наследие).

2. Гриценко Л.И. Макаренко А.С.: педагогика, устремлённая в будущее//Педагогика.- 2003,№2

3. Красовицкий М.Ю.Великий мастер парной педагогики // Педагогика – Педагогика.- 2000. - №1.

4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко по созданию общешкольных коллективов // Педагогика.-2004 -. №1.

5. Слободчиков В. Педагогика Макаренко – социально-педагогическое открытие ХХ века // Народное образование 2006 №6.

6. Чапала Ю. Антон Макаренко – Магеллан педагогики //Народное образование 2006- №6.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ВЫПОЛНЯЮТСЯ В МИКРОГРУППАХ)

Примерные темы для обсуждения.

1 группа. Коллектив: за и против (например, Ю.П.Азаров в своей книге «Не подняться тебе, старик» утверждал, что А.С.Макаренко нивелировал личность и что до личности ему не было никакого дела. Действительно, А.С.Макаренко писал «Что такое параллельное педагогическое воздействие? Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дело. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идёт параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

1 утверждение. Коллектив нивелирует личность, потому, что…

2 утверждение. Параллельное педагогическое воздействие(воздействие на личность через коллектив) позволяет осуществить не прямое, а косвенное влияние на личность. Воспитанник не чувствует себя «объектом» педагогического воздействия педагога и т.д.

3 утверждение…

2 группа. Роль личности А.С.Макаренко в созданной им воспитательной системе. Самовоспитание и мастерство. (можно использовать «спорную» оценку роли личности А.С.Макаренко из книги Бондаревской Е.В.Педагогика М.,1999 с.176-179).

3 группа. Методы наказания (системность). Наказание как метод воспитания в теории и практике воспитания (теоретические положения и опыт использования методов А. С. Макаренко).

Примерный алгоритм

1. подберите аргументы в пользу системности методов и место наказания в ней

2. Подберите аргументы в пользу согласия/несогласия со взглядами А.С. Макаренко на необходимость и возможность использования наказания в воспитании детей.

2. Выделите суждения представителей свободного воспитания, которые могли бы служить критикой взглядов А.С. Макаренко на место воспитания в педагогике.

3. Покажите, реализуется ли подход А.С. Макаренко к использованию наказаний в практике вашего семейного и школьного воспитания.

 

4 Группа. Актуальность теории А.С.Макаренко и её развитие в опыте Ф.Ф.Брюховецкого, А.А.Католикова, В.А.Караковского и др.(по книге «Гуманистические воспитательные системы» есть в Интернете).

(Например, теория Макаренко принадлежит своему времени и не применима сегодня: за и против).

Алгоритм выполнения задания

Сформулируйте проблему.

2. Изучите работы Макаренко (см список обязательной и доп. Литературы)

Подберите аргументы за и против

4. Распределите роли в микрогруппе (например, «сторонники», «противники», «сомневающиеся») или («Организатор», «Спорщик», «Инициатор», «Деструктор», «Пессимист», «Реалист», «Инноватор», «Генератор», «Аналитик», «Прагматик» «Энтузиаст», «Идеолог» «Коллективист»,» Индивидуалист» и т.д.).

Основное требование к выбору ролевых позиций: введение этой роли позволит обстоятельнее рассмотреть проблему.

5. Чётко сформулируйте тезисы выступления в соответствии с вашей ролью ( соотнесите свою позицию с другими) ролями.

6. Выберите форму дискуссии (например «круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «перекрёстная дискуссия др.).

7. Разработайте план (сценарий) дискуссии. Согласуйте последовательность и содержание выступлений, вопросов друг другу, возражений и т.д. Каждой группе предоставляется 15 минут.

Темы для сообщений (см. список основной и дополнительной литературы).

1. Один из коллег А.С.Макаренко в воспоминаниях о нем написал: ”Он всегда жил в предчувствии победы…”. Докажите это, используя произведения А.С.Макаренко.

2. А.С.Макаренко отличала, по словам А.М.Горького, ”действенная любовь к детям”. Найдите аргументы, подтверждающие высказывание Горького.

3. Докажите, что педагогика А.С.Макаренко – педагогика борьбы и мужества.

4. Покажите, что Макаренко не просто ”воспитывал” и даже ”не перевоспитывал” – он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер.

5. Макаренко писал: ”С самого начала мы поставили себе твердым правилом не интересоваться прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики, это абсурд…” А с вашей точки зрения?

6. Как вы понимаете слова А.С.Макаренко: ”Несчастий, несчастных людей быть не должно. Нельзя быть несчастным… И счастливым человеком нельзя быть по случаю – выиграть, как в рулетку, – счастливым человеком нужно уметь быть…”.

7. Испокон веков шел спор между педагогами. Одни утверждали, что ребенок от природы зол и надо это злое подавить в нем; другие – что ребенок добр, и надо это доброе развить. Для Макаренко ребенок ни добр, ни зол: он таков, каким сделает его общество, коллектив. Он безгранично верит в возможности человека изменяться и столь же безгранично – в силу воспитания Подтвердите примерами из «Педагогической поэмы» и др. работ педагога его позицию.

Алгоритм выполнения задания:

1. Изучите подобранные первоисточники, учебные пособия, педагогические журналы для нахождения необходимой информации.

2. Выполните задание высказав аргументированные (опираясь на источники) суждения, ответив на вопросы.

3.* Дополнительно. Составьте свои задания(вопросы) с указанием ответов.

Вопросы для самоконтроля

1.Насколько согласовались воззрения Макаренко с пе­дагогическими и социальными реалиями конца 30-х годов?

2. Цель воспитания по А.С. Макаренко:

· Ввоспитание дисциплинированного человека

· Ввоспитание свободного человека

· Ппроектирование личности как комплекса общих и индивидуальных качеств.

 

3. Конкретизируйте основания теории воспитательного коллектива на материале лекций педа­гога «Проблемы школьного советского воспитания». Согласны ли Вы с тезисом об универсальности открытий Макаренко в ре­шении проблем педагогической организации жизнедеятельнос­ти воспитанников?

4. Какие традиции были выработаны в колонии им.А.М.Горького («Педагогическая поэма»).

5.Перечислите элементы структуры «макаренковских коллективов».

6.Перечитывая «Педагогическую поэму», проследите отдельные «ли­нии» развития сообщества воспитанников (например, развитие куль­турных интересов и потребностей, развитие социально ценной мо­тивации и поведения, развитие самоуправления и т. д.). Как по­казана роль воспитателей в организации жизнедеятельности ко­лонистов-горьковцев?

7.Конфликты между личными и общественными интересами и пути

их разрешения в жизнедеятельности коммунарского коллектива (по книге «Флаги на башнях»). Оцените гуманность решений самоуправления и воспитателей (например, «линии» развития Чернявина, Рыжикова, Ванды и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: