Базовые образцы пресс-релизов и других пресс-материалов для распространения в СМИ,




ЛЕКЦИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Вопросы

 

Понятие, жанры и виды PR текстов

 

PR-текстэто, сообщение, инициируемое базисным субъектом PR, являющееся неотъемлемой частью спланированных PR-коммуникаций, служащее решению определенных задач в области связей с общественностью и предназначенное для передачи через СМИ.

PR-тексты, различаясь между собой по форме, жанру, структуре и коммуникативным задачам, имеют ряд общих черт и признаков, которые отличают их от других текстов массовой информации, в частности, журналистских и рекламных.

Любой PR-текст характеризуется следующим чертами и общими для них признаками:

· содержит PR-информацию,

· инициируется базисным субъектом PR,

· функционирует в пространстве публичных коммуникаций,

· служит целям формирования, приращения или поддержания паблицитного капитала

· конкретного базисного PR-субъекта,

· обладает скрытым или (реже) прямым авторством,

· распространяется путём прямой рассылки, посредством личной доставки или через СМИ.

Классификация PR-текстов:

Письменные PR-тексты,

2. устные PR-тексты,

3. визуальные PR-тексты.

Письменные PR-тексты.

Наиболее распространённые типы: пресс-релиз, бэкграундер, факт-лист, форма вопрос ответ, корпоративный бюллетень, позиционные заявления, выступление, фичер (занимательная статья), бай-лайнер, кейс-истории, отчёт (годовой и квартальный), буклеты, корпоративные газеты и журналы, листовки, PR-программы и др.. Эти типы текстов представляют собой устоявшиеся текстовые формы, каждая из которых имеет свои особенности, правила построения, определённую сферу и условия применения.

Устные формы PR-текстов включают: ораторские выступления кандидата, заявления официального представителя, дикторский текст (чтение объявлений и т.п. по каналам ТВ и радио), распорядительные высказывания председателя собрания или спикера парламента.

Визуальные формы PR-текстов включают: рекламный фильм, видеоклип, слайд-фильм, фотография, коллаж, комикс, рекламная графика, товарный знак, фирменные цвета.

Выделяют еще смежные PR-тексты.

Это тексты, которые имеют слабо выраженные признаки PR-текста: слоган; резюме; текст биографии персоны; пресс-ревю (копированные или сброшюрированные материалы печатных СМИ).

Жанры и виды PR-текстов

Жанр PR-текстаэто определенный вид PR-текста, характеризующийся особым способом его изложения, подачи информации.

В литературе выделяются следующие жанры PR-текстов:

1) оперативно - новостной (приглашение и пресс-релиз, разновидностями к-рого являются релиз-анонс, ньюс-релиз, новостной лист);

2) исследовательско-новостной – это тексты, сообщающие не оперативную, но актуальную информацию о базисном субъекте PR которая подлежит анализу (бэкграундер, лист вопросов и ответов);

3) фактологический жанр содержат дополнительную актуальную фоновую информацию в форме некоей суммы фактов (факт-лист, биография);

4) исследовательский жанр: тексты содержат определенный анализ события или ситуации, касающихся базисного субъекта (заявление для СМИ);

5) образно-новостной жанр (байлайнер, поздравление, письмо).

Характеристика основных видов РR-текстов

Пресс-релиз.

Пресс-релиз - это инструмент, с помощью которого организация, лица, в т.ч. пресс-секретарь, PR-менеджер делятся со СМИ той или иной информацией, сообщением, идеей.

Пресс-релиз является основным жанром PR-текста, содержащим предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Пресс-релиз может существовать сам по себе или быть приуроченным к пресс-конференции. В первом случае его цель - привлечь внимание и информировать, во втором - еще и пригласить журналистов и, возможно, иных лиц. В этом случае объем пресс-релиза не должен превышать одной страницы.

В пресс-релизе есть три важнейшие части, соответствующие трем вопросам: что, где, когда. В целом же пресс-релиз состоит из 6 основных частей: адрес, заголовок, суть сообщения (что), детализация, подпись, координаты.

Бэкграундер. Бэкграундер (от англ. bасgrounder)жанр PR-текста, представляю­щий расширенную информацию текущего характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Бэк­граундер относится к исследовательско-новостным жан­рам PR-текста содержит информацию о „фоне", который окружает событие, о том, что ему предшествовало или стало причи­ной.

Бэкграундер – это информация текущего, событийного характера, регулярно отсылаемая для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации. Это дополнительный к пресс-релизу текст, не ограничиваемый пространством и отличающийся от пресс-релиза более широким освещением проблемы, события. Это новость, не являющаяся сенсацией, о новых направлениях, о текущих мероприя­тиях. Бэкграундер обычно оформляется на бланке с лого­типом организации.

Бэкграундер — это обязательно связный закрытый текст. В нем мы найдем факты, различного рода приме­ры, ранее не известные целевой общественности, либо из­вестные, но носящие второстепенный по отношению к ос­новному новостному событию характер. В бэкграундере могут присутствовать цитаты авторитетных лиц, представляющих базисный субъект, различные схемы, таблицы, графи­ки.

Кейс-история. Кейс-стори (от англ. case history) – это разновидность информационного жанра, сообщение о благоприятном использовании потребителем продукта (услуги) или о разрешении проблемной ситуации.

Кейс-стори – это такой медиатекст, в котором паблицитный капитал базисного субъекта поддерживается на примере сообщения о благоприятном опыте данного базисного субъекта. В этом состоит назначение и ценность. Кейс-стори функционирует в сфере экономических и политических коммуникаций и может, как и другие медиатексты выступать в качестве вторичного текста в составе комбинированного PR-текста, напр., пресс-кита. (ПРЕСС-КИТ - это набор информационных материалов для СМИ, объединенных одним информационным поводом.)

Кейсы охотно публикуют деловые и специализированные издания, поскольку эти материалы несут в себе некий образовательный аспект. Кейс-стори активно используется в текстовых формах рекламных, поскольку предметом отражения данного текста является товар или услуга. В кейс-стори как жанровой разновидности PR-текста отсутствуют адресные данные базисного субъекта.

Обычно кейс-стори пишется по формуле: представление проблемы, которая может быть актуальной и для других организаций; показ решения этой проблемы; Материалы данного жанра могут быть подписаны или иметь скрытое авторство.

Обзорная статья. Обзорная статья (от англ. round-up article) - это материал, анализирующий и интегрирующий опыт не­скольких фирм, организаций одной отрасли и, следовательно, являющийся компонентом эконо­мических коммуникаций. Обзорная статья не может инициироваться совокупностью базисных субъектов PR.

Такая статья как и др. виды PR-текстов должна поддерживать авторитет, имидж, репутацию фирмы и/или ее менеджмента, т.е. служить приращению паблицитного капитала базисного субъекта PR.

Годовой отчет. Годовой отчет (annual report) — это комбинированный PR-текст, предназначенный как для внешней, так и для внутренней общественности, содержа­щий основную информацию, касающуюся деятельности субъек­та экономических коммуникаций за календарный год. В мировой практике PR годовой отчет - это один из важ­нейших PR-текстов, активно применяемых в практике коммуникаций организации, являющийся своеобразной визитной карточкой данной организации. Годовой отчет практики называют “имиджем фирмы в пе­чатном варианте”. Для паблик рилейшнз в сфере финансов — это едва ли не основной текстовый документ.

Годовой отчет имеет целью предоставить финансовую инфор­мацию заинтересованным лицам и должен соответствовать основным требованиям закона, которые различны в различ­ных странах. Годовой отчет может быть представлен как 50-100 страничная брошюра.

Годовые отчеты составляются как отчеты для акционеров, так и отчеты для сотрудников организации. Для того чтобы действительно быть эф­фективным PR-инструментом и решать корпоративные зада­чи, ГО обязан привлекать читателя и отражать корпоративный дух организации.

Годовой отчет для внешней общественности традиционно состо­ит из двух основных частей: первая часть является презентационной: она обычно содержит байлайнер, факт-листы о профиле организации, перспективах деятельности; вторая же часть является более документальной, “техничной” (она дает цифровую информацию).

Общие требования к тексту годового отчета таковы: в нем следует строго иерархизировать информацию, четко соблю­дая жанровые границы текстов, давать необходимые коммен­тарии к технологическим материалам (схемам, выкладкам и т. п.).

Авторская статья. Именная, или автор­ская статья нередко называется бай-лайнер (by-liner). Данная разновидность PR-текста относится к образно-новостному жанру PR-текстов и является самостоятельным первичным PR-текстом. Как правило, написанная PR-специалистом и мнимо подписан­ная должностным лицом организации, именная статья (байлайнер) обычно посвящена новостному событию. Ее цель, по мнению А. Кривоносова, - «создание или поддержание через авторитетный текст от име­ни первого (должностного) лица паблицитного капитала организации».

Использование байлайнерапридает публикации престижность, а также по­зволяет корпоративным спикерам высказывать свои взгляды в более авторитетной форме. Авторские статьи представляют руководителя (или другую vip-персону) в качестве эксперта и повышают репутацию компании и руководства как источника, заслуживающего до­верия. В байлайнере автор предстает как конкретное лицо, имеющее свою персональную точку зрения.

Байланеры делят на 1) периодические (т. е. появляю­щиеся регулярно на страницах органа СМИ и имеющие свою определенную текстовую повторяющуюся структуру) и 2) спо­радические (событийные). Периодический байлайнер — это текст, написанный от имени первого лица в корпоративном издании, обращенный к внешней или внутренней общественности. Событийный бай­лайнер — это текст от имени первого лица, посвященный определенной теме (событию общественного характера). Со­бытийные байлайнеры могут появляться на страницах СМИ или распространяться посредством директ-мейл.

Позиционное заявление. Позиционное заявление – это краткое и аргументированное изложение позиции организации по какому-либо вопросу или доказательство своей правоты в какой-то ситуации. Оно призвано объявить или объяснить позицию, цели, политику организации или персоны по каком-либо социально значимому вопросу. Позиционное заявление может быть сделано заблаговременно, носить профилактический характер, либо сделано после события. В кризисных ситуациях бывает необходимо быстро донести его без искажений до целевой аудитории, поэтому иногда позиционное заявление размещают на платной основе на правах рекламы.

Занимательная статья. Занимательная статья (от англ. Feature, фичер) — это неформальный, легкий материал, цель которого “не столько информировать, сколько развлекать. Стиль его неформальный, легкий, иногда юмористический. Статья может начинаться с примера-иллюстрации, анекдота, а суть излагается по­зднее. Конечная цель данного текста - упоминание в СМИ в наиболее привлекательном для читателя и компании контексте.

Кризисный медиа-пакет

В кризисных ситуациях запускаются программы антикризисных связей с общественностью. Важным условием их эффективности является наличие заблаговременно подготовленного кризисного медиа-пакета, т.е. пакета информационных материалов, предназначенных для работы со СМИ в данный период. При этом каждая организация должна подготовить собственный антикризисный информационный пакет.

Его стандартный набор включает следующие элементы:

1) информация по аналогичной кризисной ситуации;

базовые образцы пресс-релизов и других пресс-материалов для распространения в СМИ,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: