Тема: Русская народная сказка. Сивка-бурка




Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема: Русская народная сказка. Сивка-бурка

Тип урока Объяснение нового материала.
Дидактическая цель Познакомить учащихся с новым произведением данного раздела; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать интерес к чтению, учить осознанному чтению.
Задачи Образовательные:
  • познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-бурка»;
  • учить давать оценку поступкам героев;
  • вспомнить структурные элементы сказки (зачин).
Развивающие:
  • продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);
  • работа над предложением.
Воспитательные:
  • воспитать любовь к родному языку.
Планируемые результаты Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке. Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними. Предметные: знание и понимание добра и зла; умение осознанно читать и пересказывать текст, ориентироваться в тексте. Формируемые УУД: Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования. Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять её; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока. Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учётом ситуации.
Основные понятия Зачин, вещий каурка.
Ресурсы Для учителя: учебник литературного чтения Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, презентация. Для ученика: учебник литературного чтения Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
Орг. пространства Индивидуальная, фронтальная.
Источники информации Литература: Литературное чтение 3 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение» 2012

Ход урока

Содержание этапа, деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный момент
-Здравствуйте! - Давайте пожелаем успехов друг другу. А каким образом, сейчас я вам покажу. Повернитесь к своему соседу по парте. Вытяните руку друг другу, зеркально, то есть 1-ый вариант протягивает левую руку, а 2-ой вариант правую. Касаемся по одному пальчику друг друга и повторяем за мной слова. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: 1) желаю (соприкасаются большими пальцами); 2) успеха (указательными); 3) большого (средними); 4) во всём (безымянными); 5) и везде (мизинцами); 6) Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) - Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание. На урок нужен учебник, дневник. Эмоциональный настрой.
Актуализация новых знаний
- Прочитайте буквы, записанные на доске: А С К З А К Д Р О Н А - Какие слова мы можем составить из этих букв? (сказка, народ) - А как эти слова могут быть связаны между собой? (народная сказка) - Назовите виды русских народных сказок. (волшебные, бытовые, о животных). - Назовите «Приметы/признаки» сказки. (зачин, сказочные герои, волшебство, троекратный повтор, концовка, счастливый конец, борьба добра и зла).   Проверка домашнего задания. - Рассмотрите иллюстрацию на странице 29, восстановите события сказки по иллюстрации и попробуйте пересказать данный фрагмент. Иллюстрация на странице 35. Что изображено? Найдите соответствующие сюжеты в тексте и перескажите их. - Удалось ли передать сюжет произведения? Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы. Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках. Рассуждают, отвечают на вопросы.   Выборочный пересказ.   Развитие речи Умение договориться, слушать, оценивать товарищей.
Подготовка к первичному восприятию текста
- Хочу начать наш сегодняшний урок с пословицы. Кашу кушай, а сказку слушай: Умом разумом смекай, да на ус мотай. - Прочитайте про себя, теперь хором. - Как понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многое узнать, читая их).   - Вспомните, в каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конём? - Кто сочиняет сказки? (сказки сочиняет народ) - Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой - «Сивка-бурка». - Для начала познакомимся с новыми для вас словами: (вещий — предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета) - А теперь мы прочитаем сказку. Откройте свой учебник на странице 40 и следите внимательно. Я начну, а вы продолжите. (Чтение 1-ой части) 1-ая часть сказки – до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...»   Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы. Рассуждают, отвечают на вопросы. Умение правильно и чётко строить ответ на вопрос. Свободно выражать своё мнение. Слушать товарищей.
Проверка первичного восприятия текста
Работа над первой частью сказки. - Как вы понимаете выражения: чистое поле; широкое раздолье; молодецкий посвист; гаркни богатырским покриком; вещий каурка? - Найдите в сказке зачин. (Жил-был старик, и было у него три сына, Младшего все Иванушкой-дурачком звали.) - Почему сыновья должны были сторожить поле? (потому что появился вор) - Как это делает каждый из них? Прочитайте. - Сколько сыновей было у старика? (три) - Число три — что это за число? (волшебное) - Как вы думаете, почему именно пшеницу посеял старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян) - Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (милые мои дети) - Что узнаём о старшем сыне? Какими качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям, лгун, обманщик) - Что узнаем о другом старшем сыне? (такой же) - Что мы узнаём о герое Иване? (предусмотрительный, смелый) - Почему именно в полночь появляется наш герой? (в полночь случается волшебство) - Конь обычный или нет? (необычный) - Что необычного? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) - А мог он соврать или не говорить отцу и братьям правду про Сивку-бурку? (да, мог) - О каком качестве Ивана это говорит? (честный) - Каким качеством еще обладают братья? (жадные, хитрые) - Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его) Физкультминутка Раз — подняться, потянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре — руки шире Пять — руками помахать Шесть - на место тихо сесть. Выборочное чтение. Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы. Рассуждают, отвечают на вопросы. Умение правильно и чётко строить ответ на вопрос. Поиск и выделение необходимой информации. Свободно выражать своё мнение. Слушать товарищей. Умение ориентироваться в тексте.    
Вторичное восприятие произведения, анализ, выборочное чтение
2 часть сказки – до слов «Через три дня царь снова клич кинул…» - Кто помогает Иванушке-дурачку добиться Елены Прекрасной? (Сивка-бурка) - Как Иван нашёл коня? (произнёс слова — Сивка-бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)   - Сразу ли Иванушка добивается руки царской дочери? - Сколько раз он ездит в город? - Часто ли число «три» встречается в этой сказке и других волшебных сказках? - Прочитайте клич царя. - Зачем братья поехали к царскому двору? (Не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть.) - Почему не взяли с собой Иванушку? (Стыдились его, считали его дурачком. Что будет людей смешить.) - Под каким предлогом он ушел из дома? (Что пойдет по грибы) - А каких грибов принес он домой? (Мухоморов) - Специально он это сделал? (Да. Чтобы и дальше его считали глупцом. Он сам посмеивался над братьями). - А как же он оказался у царского дворца. (Сивка-бурка помог) Прочитайте. - Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз? (Не доскочил всего на три бревна) - Как братья рассказывают женам о том, что произошло во дворце. Прочитайте. - С какого раза получилось у Иванушки-дурачка допрыгнуть до царской дочери? (С третьего раза) Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста. Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы. Рассуждают, отвечают на вопросы. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение ориентироваться в тексте.  
Итоги урока
- Назовите героев сказки «Сивка-бурка» - Давайте вспомним описание коня? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) - Как мог позвать коня Иван? (произнести слова — Сивка-бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) - Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке, которые даны в учебнике (обсуждение). - Какие чувства вы испытали при слушание сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) - В какие моменты вы испытали эти чувства? - Что дальше должно происходить, как вы думаете? (предположения детей) - А чтобы узнать, что будет дальше, вам необходимо дома дочитать сказку.   Домашнее задание: Дочитать сказку до конца. Составить план и пересказать по нему сказку «Сивка-бурка». Подводят итог урока Умение находить главное.
Рефлексия
ü Мне всё понятно. Я молодец! ü У меня не всё получилось, но я старался (старалась)! ü Мне надо быть внимательнее! Рефлексируют свою работу на уроке. Самооценка на основе критерия успешности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: