Определимся в терминологии




Прежде всего определимся в терминологии:

· Импортозамещение — замещение импорта продукции продукцией собственного производства. Цели импортозамещения и его результаты могут быть разными: от поддержки коммерческих интересов собственных производителей до обеспечения импортонеуязвимости государства.

· Импортонеуязвимость государства — защищённость его глобальной, внешней и внутренней политики от последствий ограничений на экспорт в него той или иной продукции, вводимых его геополитическими врагами и конкурентами. Импортонеуязвимость — одна из компонент экономической безопасности государства как способности государства экономически обеспечивать проведение его глобальной, внешней и внутренней политики под воздействием политики геополитических врагов и конкурентов, стихийных и внутренних факторов, включая собственное государственное управление, т.е. это компонента государственного суверенитета в его полноте.

Т.е. импортозамещение и импортонеуязвимость — не одно и то же. В частности замена импортного продукта функциональным аналогом может приводить к неприятностям вплоть катастроф. Примером тому — гибель дирижабля третьего рейха «Гинденбуг» 6 мая 1937 г. (на фото слева начальная стадия катастрофы). Её технической причиной стало импортозамещение, не обеспечившее импортонеуязвимости: США отказали рейху в импорте гелия, и гелий был заменён германским водородом.

Когда в России в 2012 г. был поднят вопрос об импортозамещении, подразумевалось достижение импортонеуязвимости страны, но в политический лексикон было введено слово «импортозамещение» с неопределённым смыслом и неопределённым местом самого явления «импортозамещения» в политике государства. Но это — только одна из множества причин, которые привели программу импортозамещения к провалу.

Поэтому далее речь пойдёт именно об обеспечении импортонеуязвимости государства как следствии и компоненте полноты его суверенитета.

2. Импортоуязвимость России как данность:
откуда и как она возникла, перспективы «импортозамещения»

Первый вопрос, связанный с политикой обеспечения импортонеуязвимости: Позволяют ли системообразующие принципы построения экономики страны обеспечить её импортонеуязвимость? — По отношению к послесталинскому СССР и постсоветской России ответ на этот вопрос отрицательный.

Причины этого в том, что экономика[1] постсоветской России в 1990‑е гг. формировалась под прикрытием следующих лживых идеологем, внедрённых в психику множества людей в СССР из-за рубежа во исполнение Директивы Совета национальной безопасности США 20/1 от 18.08.1948 г. «Цели США в отношении России»[2]:

· Плановая экономика неэффективна, она в силу ошибок субъективизма обречена проигрывать рыночной, в которой действует объективный фактор — «невидимая рука» рынка, обладающая непостижимой способностью безошибочно регулировать продуктообмен в обществе наилучшим образом, что подтверждается научно-техническим лидерством и высоким уровнем жизни таких стран, как США, ФРГ, Франция, Япония, Швеция.[3]

· Управление процессом глобализации в принципе невозможно: все теории заговоров с целью достижения мирового господства фактологически недостоверны, верить в них — удел людей невежественных и психически больных[4].

· Нации в процессе глобализации естественным образом конкурируют друг с другом, и потому для обеспечения конкурентоспособности России необходимо по заветам нобелевского лауреата Милтона Фридмана перейти к либерально-рыночной экономике, на основе которой живут все передовые страны.

Эти три идеологемы прикрывали реальную политику, а именно — уничтожение СССР и структурную реорганизацию и встра­­ивание обломков экономики СССР, включая и экономику России, в мировую экономику, что требовало уничтожения экономико-финансового суверенитета страны. Эта структурная реорганизация и встраивание в мировую экономику экономики постсоветской России выразились в построении её организационно-технологи­чес­кого комплекса и кредитно-фи­нан­совой системы на системообразующих принципах, выраженных в так называемом «Вашингтонском консенсусе»[5], и принципах, на которых страна была допущена к участию во Всемирной торговой организации (ВТО).

Эти системообразующие принципы гарантируют: 1) уни­ч­тожение экономико-финансового суверенитета государств и 2) несамодоста­точ­ность экономики государств в аспекте производства и потребления продукции.

Как следствие место и роль каждого государства в так называемом глобальном «разделении труда», т.е. производственная специализация его экономики, финансовый климат в нём, задающий параметры рентабельности определённых производств и заведомой нерентабельности других, доходы от экспорта, обуславливающие возможности импорта не производимой в нём продукции, задаются не самим государством, а реальными хозяевами и заправилами транснациональной банковской системы и политическими мафиями, чья периферия развёрнута в этом государстве в его политическом официозе[6], в науке[7] (если она есть в государстве), системе образования[8] (именно об этом «шуточное» пояснение про глобализацию, взятое из интернета и представленное выше).

Соответственно, импортоуязвимость постсоветской России — целенаправленно созданное её системное свойство, запрограммированное системообразующими принципами построения постсоветской государственности и экономики страны.

Это было сделано отечественными реформаторами в годы перестройки и в 1990‑е годы при кураторстве их деятельности извне транснациональными политическими мафиями; кроме того, офицеры ЦРУ в качестве консультантов и советников в государственной власти России 1990‑е годы — это часть нашей истории, и не надо думать, что они оказывали помощь в развитии России; они работали на построение режима её эксплуатации внешнеполитическими и глобальнополитическими силами.

В этом и есть причины, под воздействием которых сенатор А.А. Клишас вынужден был признать: «Программа импортозамещения провалена полностью. Ничего нет, кроме бравурных отчётов отраслевых ведомств». — Системообразующие принципы построения экономики страны не позволяют обеспечить импортонеуязвимость, не говоря уж об обеспечении импортонеуязвимости на основе лидерства страны в инновационном развитии глобальной цивилизации. Этого не позволяет либерально-рыночная экономическая модель, верность которой хранит государственная власть; даже если в либерально-рыночную экономику бессистемно вводить элементы государственного планирования и регулирования рынков импортонеуязвимость страны не может быть обеспечена. Поэтому достижение и устойчивое поддержание режима импортонеуязвимости требует:

· перехода к иным системообразующим принципам организации экономики (организационно-технологического комплекса, кредитно-финансовой системы, системы стандартизации);

· выражению этих системообразующих принципов в ином законодательстве (начиная от конституции государства);

· формирования кадрового корпуса управленцев в государственной власти и в экономике, чьё миропонимание и творческий потенциал позволит:

Ø выработать необходимые системообразующие принципы построения государственности и экономики;

Ø реализовать их в строительстве государства и экономики;

Ø осуществить подготовку управленческих кадров для государственного управления и управления в экономики, которые будут понимать эти системообразующие принципы и развивать их;

Ø осуществлять стратегическое и текущее управление, адекватное задаче достижения и устойчивого обеспечения режима экономической безопасности общества и государства на основе лидерства в инновационном развитии, включая и компоненту импортонеуязвимости.

Политика достижения и устойчивого поддержания режима импортонеуязвимости государства требует:

· видения процессов организационно-технологически обусловленного продуктообмена в реальном секторе экономики и в сфере потребления;

· видения процессов сопровождения процессов продуктообмена денежным обращением;

· понимания того, какими именно разнородными средствами можно управлять производственным продуктообменом в целях решения задач политики государства.

Однако система профессионального образования в области социологии, политологии, юриспруденции, экономики и финансов, сформированная в постсоветской России, заточена под обслуживание либерально-рыночной модели в режиме криптоколониальной эксплуатации страны внешнеполитическими и транснациональными субъектами. И потому она не даёт необходимых для этого знаний, а необходимую для пользования знаниями культуру мировосприятия и осмысления воспринятого не формирует. По этим причинам политика импортозамещения с целью обеспечения импортонеуязвимости страны в обозримой перспективе будет осуществляться ­под давлением санкций методом проб и ошибок, при саботаже и вредительстве как приверженцев либерально-рыночной экономики, так и неумех, не способных к творчеству, которыми полны органы государственной власти России.

Это сделает её затяжной и малоэффективной, но отчёты об успехах — будут: и то, и другое неизбежно при бюрократически-юридическом способе управления, сложившемся в постсоветской России, при котором документооборот более значим и подменяет собой реальное дело.

Поэтому обратимся к реальности.


3. Управленческий подход к решению задачи
обеспечения импортонеуязвимости государства

Достижение им­портонеуязвимости государства — это управленческая за­дача. Все управленческие за­дачи без исключения форма­лизуются в схеме, представленной сле­ва. В процессе управления объектом система управления вырабатывает управленческое воздействие и транслирует его в объект (его органы управления) и в среду по цепям пря­мых связей. Информация о состоянии среды и объекта управления в систему управления поступает по цепям обратных связей. Наивысшее качество управления достигается при уп­ра­в­лении по схеме «предиктор-кор­рек­тор», что требует не только знания текущего фактического положения дел, но и адекватной прогностики течения событий — как самопроизвольного, так и под воздействием управления.

Эта схема должна наполняться конкретным содержанием, соответствующим той управленческой задаче, которая ставится.

Замкнутой системой в задаче обеспечения импортонеуязвимости является многоотраслевая производственно-потреби­тельская система государства, находящаяся под управлением государственной власти (системой управления), взаимодействующая со средой — с обществом в государстве, с природной средой, с внешне­экономи­чес­кой и внешнеполитической средой.

Если процессы продук­то­обмена и финансового обмена в ней представить графически, то получится схе­ма, представленная на рисунке ниже. На этой схеме номерами и мнемоническими сочетаниями букв показаны различные отрасли в составе многоотраслевой производственно-потре­би­тель­­ской системы. В частности: 1 СХ — сельское хозяйство, охота, рыболовство; 2 ДЭ — добыча энергоносителей; 3 ДС — добыча сырья; 4 ПП — пищевая промышленность; 5 ТЭ — технологическая подготовка энергоносителей к использованию по назначению; 6 ПКМ — производство конструкционных материалов и технологических ингредиентов для отраслей народного хозяйства; 7 ПЭ — производство энергии (электрической и тепловой) и прочие производящие отрасли и сектора потребления[9]. При этом все отрасли экономики и сферы жизни общества связаны продуктообменом и денежным обращением, сопровождающим продуктообмен. При необходимости можно построить более детальную схему продуктообмена и его финансового сопровождения.

Процессы продуктообмена и финансового обмена во многоотраслевой производственно-потребительской системе при их математическом моделировании описываются на основе линейных уравнений со многими неизвестными (см. далее — формула 1). В их применении к анализу экономико-фи­нан­со­вых процессов они получили название «уравнения межотраслевого баланса» продуктообмена либо финансового обмена. На основе этих уравнений строятся разного рода иные балансовые модели, в том числе и динамические, позволяющие моделировать течение макроэкономических процессов, ставить и решать задачи планирования и управления экономикой страны в ходе реализации планов.

В таблице на рисунке ниже слева представлена исходная балансовая модель финансового обмена в макроэкономической системе, выражающего реальный продуктообмен в стоимостной форме учёта продукции на основе прейскурантов, а справа представлены возможные средства управления многоотраслевой производственно-потребительской системой, которые могут быть отображены в балансовых моделях как их компоненты.

В таблице:

· N — общее количество отраслей (либо предприятий), чья деятельность выражается в их продуктообмене и финансовом обмене на интервале времени определённой продолжительности.

· — коэффициенты пропорциональности при неизвестных , именуемые коэффициентами прямых затрат.

Коэффициент прямых затрат равен количеству продукции отрасли « », которое необходимо для производства единицы учёта выпуска продукции отраслью « » при имеющихся технологиях, организации и культуре производства. В финансовом выражении коэффициенты прямых затрат равны затратам отрасли « » на покупку продукции отрасли « », которые необходимы для выпуска продукции отраслью « » в объёме, стоимость которого равна платёжной единице (1 рублю, 1 доллару и т.п.), т.е. чтобы выпустить собственной продукции на 1 рубль, отрасли « » необходимо купить продукции отрасли « » на сумму рублей. Т.е. объёмы закупок каждой отраслью продукции других отраслей пропорциональны объёму выпуска ею продукции, а коэффициентами пропорциональности являются коэффициенты прямых затрат.

· — валовой (т.е. полный) выпуск продукции отраслью « » — потребителем продукции отрасли « »;

· () — конечный продукт, производимый отраслью « ». Конечный продукт всех отраслей — это то, ради получения чего ведётся хозяйственная деятельность во всех отраслях, обменивающихся своими продуктами в процессе производства в соответствии с технологиями, описываемыми коэффициентами прямых затрат.

Соответственно стоимостной баланс (который — при определённости прейскуранта, — характеризует продуктообмен при натуральном учёте продукции), представленный в таблице на рисунке выше, даёт полное представление о расходах и доходах отраслей:

· если мы идём вдоль строки блока «А», то отрасль выступает как продавец своей продукции другим отраслям, и соответственно строка показывает структуру доходов отрасли;

· если мы идём вдоль столбца блока «А», то отрасль выступает как покупатель продукции других отраслей, и соответственно столбец показывает структуру расходов отрасли.

Блок «Б» назван «Управление производством» потому, что в его столбец — вектор-столбец конечного продукта () входит не только продукция, потребляемая обществом и государством, ради потребления которой и ведётся хозяйственная деятельность, но кроме того в него входит экспортно-импортный баланс (экспорт со знаком «+», импорт — со знаком «–») и инвестиционные продукты (средства производства, которые дадут производственную отдачу на последующих производственных циклах), без которых поддержание производства и его развитие невозможны. Спектр производства инвестиционных продуктов в составе столбца программирует производственные возможности в будущем.

Уравнения межотраслевого баланса, идентичные балансу в форме таблице на приведённом выше рисунке, в матрично-векторной записи[10] выглядят так:

(1), где:

— единичная матрица[11];

— матрица коэффициентов прямых затрат , характеризующая производственный — организационно-технологически обусловленный — продуктообмен (матрица идентична блоку «А» приведённой выше таблицы, если из него удалить все множители , в результате чего в нём останутся только коэффициенты прямых затрат );

— вектор-столбец валовых производственных мощностей ();

— вектор-столбец конечного продукта ().

Уравнение (1) включает в себя N строк, каждая из которых соответствует определённой отрасли. Каждая строка номер « » уравнения (1) это — соответствующая строка блока «А», перед каждым элементом которой поставлен знак «–», + элемент xi = fi. Уравнения межотраслевого баланса позволяют ответить на вопрос: какими должны быть валовые мощности всей совокупности отраслей xi () для того, чтобы получить конечный продукт в объёме компонент вектора ( при ) при культуре производства, описываемой матрицей коэффициентов прямых затрат (i= 1… N, j= 1… N). Компоненты вектора ( при ) должны задаваться заказчиком ответа на этот вопрос, т.е. государственной властью соответственно задаче экономического обеспечения политики государства[12].

Блок «В» в таблице назван «Управление потреблением» потому, что в него входят расходы («факторные затраты», иначе именуемые «добавленная стоимость»), которые являются основой для формирования разного рода фондов, из которых оплачивается потребление производимой продукции (семейные бюджеты персонала, фонды развития и реконструкции предприятий и через налоги — госбюджетные фонды финансирования разного рода государственных программ).

При этом для блоков «Б» и «В» выполняется балансовое соотношение: , т.е. суммарная стоимость конечного продукта (всех компонент () столбца в блоке «Б») в точности равна сумме всех факторных затрат () (компонент блока «В»).

Необходимо понимать, что структура блока «В» (количество и наименование факторных затрат, отчисления по каждой из них) — не объективная данность, неподвластная людям, а задаётся законодательством государства. Иначе говоря, законодательство о хозяйственной и финансовой деятельности среди всего прочего должно задавать и структуру блока «В».

Соответственно законодательство о хозяйственной и финансовой деятельности во всех его компонентах должно строиться на основе управленческой интерпретации соответствующих балансовых моделей с учётом целей политики государства, отображающихся в структуру вектора . Поэтому законодательство о финансовой и хозяйственной деятельности необходимо регулярно целенаправленно изменять на основе анализа достижений и упущений политики и появления новых проблем, требующих экономи­чес­кого обеспечения и соответствующего финансирования. Но в любых вариантах политики законодательство о финансовой и хозяйственной деятельности должно обеспечивать:

· способность рыночного механизма собрать («склеить») целостную макроэкономическую систему из множества административно обособленных предприятий, принадлежащих разным отраслям (а в условиях России — и разным регионам, с различными возможностями и условиями ведения хозяйства, которым законодательство должно обеспечить рентабельность и подавить межотраслевую и межрегиональную конкуренцию за прибыль, разрушительную по отношению к демографии общества и по отношению к целостности многоотраслевой производственно-потребительской системы государства);

· способность макроэкономической системы государства осуществлять научно-техни­чес­кий прогресс, т.е. порождать собственные инновации, воспринимать чужие инновации и реализовывать инновации в массово производимой продукции.

На решение именно этих задач нацелена представленная ниже иерархически упорядоченная по их значимости для устойчивого функционирования макроэкономики государства структура функционально обусловленных расходов предприятий (факторных затрат № 1 — № 8), которую должен задавать «План счетов бухгалтерского учёта» и функционирование которой должно обеспечить законодательство о финансовой и хозяйственной деятельности:

Расходы приоритета № 1 — расходы на поддержание текущей деятельности. Они включают в себя расходы на оплату промежуточных продуктов, получаемых от поставщиков, и оплату труда персонала.

Расходы приоритета № 2 — расходы на обеспечение функционирования предприятия в будущем. Они включают в себя: амортизационные отчисления; отчисления в фонды реконструкции и развития предприятия; инвестиции (капиталовложения) в другие отрасли (обеспечение и поддержка возможностей перетока капитала между отраслями — необходимое условие динамичности развития народнохозяйственного комплекса в аспекте его быстрой структурной перестройки в соответствии с динамикой изменения общественных потребностей и технико-технологического обновления производственной базы и спектра выпускаемой продукции); инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструк­торские разработки (НИОКР).

Расходы приоритета № 3 — расходы в обеспечение социальной ответственности бизнеса.

Расходы приоритета № 4 — отчисления в разного рода страховые фонды (фонды, создаваемые на предприятии, в совместные страховые фонды предприятий, в иные страховые фонды). Их назначение — финансирование мероприятий по заблаговременному предотвращению и преодолению последствий стихийных бедствий, техногенных происшествий, заболеваний, преступлений и иных неблагоприятных событий и компенсация ущерба, наносимого ими обществу, предприятиям и людям персонально.

Расходы приоритета № 5 — платежи задолженности по кредиту (т.е. сальдо кредитного баланса, если получение кредитных ссуд интерпретировать как расходы со знаком «–»).

Расходы приоритета № 6 — предпринимательский доход, т.е. средства, изымаемые из оборота предприятия его единоличным собственником или же дивиденды при акционерной форме собственности.

Расходы приоритета № 7 —это нераспределённый доход. Он обязательно должен быть у большинства предприятий всех отраслей во всех регионах страны, поскольку его назначение — быть источником премий как общих, так и персональных за особый трудовой вклад, т.е. быть источником финансового стимулирования полезной для предприятия деятельности персонала помимо его основной зарплаты. Кроме того, он представляет собой запас финансовой устойчивости предприятий и отраслей, а на макроуровне — вносит вклад в устойчивость межотраслевых связей и потому является запасом устойчивости экономического обеспечения политики государства.

Расходы приоритета № 8 —это налоги, точнее — сальдо платежей налогов, дотаций субсидий — как общегосударственных, так и внутренних налогов, дотаций, субсидий разного рода объединений предприятий (многоотраслевых концернов и т.п.).Налоги представляют собой обязательные выплаты предприятий, определяемые действующим законодательством. Функциональное назначение этой группы расходов — быть источниками финансирования программ, координируемых государственностью, среди всех прочих функций осуществляющей и функции директората народно-хозяйст­вен­ного комплекса в целом, а так же быть источником финансирования программ, реализуемых разного рода объединениями предприятий (многоотраслевыми концернами и т.п.).

Если мы строим хронологичеки преемственную последовательность производственных циклов, каждый из которых, описывается соответствующим межотраслевым балансом, то преемственные балансы связаны друг с другом через переходящие остатки компонент вектора x каждого последующего балансам, наследуемые им от предыдущего баланса, а также через компоненту инвестиционных продуктов в составе вектора , которая характеризует восполнение производственных мощностей, выбывающих из работы в силу разных причин, и создание новых производственных мощностей, что моделирует изменение валовых производственных мощностей в составе вектора x в процессе управления развитием экономики.

Балансовые модели являются единственными математическими моделями, которые строятся на основе фактических данных, характеризующих многоотраслевые производственно-потребительские системы. Все прочие модели строятся на основе вторичных оценок первичных фактических данных и потому не могут показать многое из того, что могут показать балансовые модели. Поэтому балансовыми моделями надо научиться пользоваться для решения задач анализа, моделирования и планирования как в аспекте продуктообмена, так и в аспекте финансового сопровождения производства и потребления.

В построении балансовых моделей необходимо разрешить проблемы, главными из которых являются: 1) адекватное построение номенклатуры отраслей[13], задающей детальность моделирования[14], 2) сбор и верификация информации, на основе которой они строятся (прежде всего, это касается построения матрицы коэффициентов прямых затрат), 3) обеспечение метрологической состоятельности балансовых моделей, построенных на основе финансового учёта продукции, 4) непредсказуемость научно-технического прогресса на продолжительных интервалах времени, способная изменить и номенклатуру отраслей, и коэффициенты прямых затрат.

Но даже исходная балансовая модель, представленная выше, при её управленческой интерпретации позволяет понять, что и как причинно-следственно взаимосвязано в производственно-потре­би­тельской системе и финансовом сопровождении процессов в ней, и не делать глупостей типа — резкий значительный подъём ставки рефинансирования центробанком с целью «оздоровить» финансы и ввести экономику страны в режим инновационного развития и роста производства.

Индивид, который не понимает, что такое балансовые модели, не видит их связи с реальным производством, распределением и потреблением продукции и природных благ в обществе, который не в состоянии дать управленчески состоятельную интерпретацию балансовым моделям и соотнести их компоненты с экономико-финансовой реальностью, — вообще не имеет никакого права ни обсуждать проблемы экономики государства, ни вырабатывать, ни принимать какие бы то ни было управленческие решения в области экономической политики: без освоения балансовых моделей (включая хронологически преемственные последовательности балансов, посредством которых моделируется экономическая динамика), он просто не способен видеть причинно-следственные взаимосвязи во многоотраслевой производственно-потреби­тель­ской системе государства и её взаимосвязи с иными сферами жизни общества и жизнью Природы, не способен предвидеть и оценивать последствия своих предложений и принимаемых к исполнению решений.

Но подавляющее большинство работников «экономико-финансового блока» государственной власти России, а также депутаты и сенаторы, работники аппарата Думы и Совета Федерации и прочих органов государственной власти РФ не способны не только дать управленческую интерпретацию уравнений межотраслевого баланса и иных построенных на их основе моделей, но не знают даже как вывести уравнения межотраслевого баланса. И это многое объясняет как в нашем экономическом прошлом (включая советско-госплановское[15]), так и в настоящем и в ближайшем будущем.

* * *

В годы второй мировой войны задачи по бомбардировке стратегической авиацией США промышленных и логистических объектов Германии ставились в том числе и на основе анализа экономики Германии посредством применения балансовых моделей. На основе балансовых моделей выявлялись предприятия, которые:

· являлись поставщиками продукции для как можно большего количества других предприятий, вследствие чего уничтожение предприятий-поставщиков остановит работу предприятий-потребителей;

· являлись потребителями продукции как можно большего количества других предприятий, которые будут деградировать при отсутствии потребителей их продукции.

Так же выявлялись и логистические объекты, наиболее значимые для функционирования производственно-потребительской системы в целом, выведение которых из строя было способно парализовать множество предприятий.

Если США не в конец деградировали, то и санкции в отношении России введены не наобум, а на основе анализа балансов продуктообмена и финансового обмена в экономике России и её экспортно-импортных балансов.

* *
*

Поэтому антисанкционная политика РФ, ориентированная на достижение импортонеуязвимости, не может быть эффективной до тех пор, пока не будет создана система моделирования и планирования экономического обеспечения политики государства, которая бы основывалась на управленчески состоятельных балансовых моделях.

После принятия плана к исполнению управление производственно-потребительской системой должно настраиваться на реализацию планов как директивно-адресным способом, так и посредством создания финансового климата и настройки рыночного механизма на осуществление рентабельного продуктообмена в реальном секторе в русле принятого к исполнению государственного плана биосферно-социально-экономического развития. Но это требует полной реорганизации как организационно-технологического комплекса страны, так и системы управления им на основе управленческого подхода, исходные положения которого изложены в настоящем разделе. [16]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: