КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫУЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (2 класс)
ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш
ЦЕЛЬ: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языкового анализа. Восполнить пробелы в формировании грамматического строя речи. Способствовать развитию познавательных процессов, расширению словарного запаса. Формировать навыки совместной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка - перчатка Мартышка, магнитная доска, магниты, маркеры, карточки: слова, слова, разрезанные на слоги, вопросы для составления текста, текст задачи – загадки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука. Теперь тот, чья фамилия начинается со звонкого согласного. А теперь тот, чья фамилия начинается с гласного звука.
Повторение пройденного.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла Мартышка.
Мартышка: Здраштвуйте, ребята! Какие вы все крашивые и больсые!
Логопед: Ой, Мартышка, ты, путаешь звуки [С]и[Ш]?
Мартышка: Путаю и ничего не могу ш этим поделать
Логопед: Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем.
Мартышка: А что это вас за занятие такое?
Яна: Это логопедическое занятие.
Мартышка: Интересно…что вы на нем делаете?
Логопед: Сейчас, Мартышка, мы всё тебе расскажем.
-Какие звуки мы учились различать на прошлом занятии?
Алёша: На прошлом занятии мы учились различать звуки [С]и[Ш].
Логопед: А как называются буквы, обозначающие эти звуки?
Саша: Звук [С] – буква «ЭС» звук [Ш] – буква «ША».
Мартышка: Как же вы эти звуки различаете?
Настя: Когда мы произносим [С], язык за нижними зубами, губы улыбаются. Когда произносим [Ш], язык за верхними зубами, губы вытянуты вперёд рупором.
|
Мартышка: Я была в другой сколе и мне дали такие значки, а что они значат, я не знаю. Может, вы знаете?
На доску вывешивается знак.
Настя: Этот звук [С]. Стрелка вниз означает, что язык за нижними зубами, черточка значит, что губы улыбаются.
Логопед: Какой это звук? Почему?
Саша: Этот звук [Ш]. Стрелка вверх означает, что язык за верхними зубами, кружок значит, что губы вытянуты рупором.
Актуализация знаний учащихся по теме.
Мартышка: Вот теперь мне всё ясно. Спасибо, ребята.
Логопед: Назовите сегодняшнее число? (Пятое апреля.) Сколько слов в предложении? Давайте откроем тетради и запишем его. Яна, диктуй
Разделите страницу пополам (Складыванием).
В левую сторону запишите знак обозначающий [С], в правую – знак, обозначающий [Ш]. Положите ручки.
Мартышка: Я приготовила для вас задачку. Кто сможет её прочесть?
На доске текст задачи – загадки: (Читают несколько детей)
У тены тоят каду ки,
А в каду ках по лягу ке.
Е ли было е ть каду ек,
колько было в них лягу ек?
Логопед: Выпишите в левый столбик слова со звуком [С], в правый – со звуком [Ш]. Если перед словом есть предлог, выписывайте слово с предлогом. Как пишется предлог со словом? (Отдельно.)
Мартышка проверяет, помогает детям работать.
Мартышка: Яна, прочтёт слова с буквой «ЭС», а Алёша с буквой «ША».
Логопед: Кто смог решить задачу? Сколько же было лягушек? (Шесть.) Почему?
|
Вспомните скороговорку с этим словом. (Саша купила шесть сушек.)
Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Начертите схему этого предложения.
Записываем скороговорку. Диктует Алёша…
Над буквами С и Ш простым карандашом поставьте значки
Логопед: Ты, Мартышка, наверное, устала? Присядь, отдохни. А мы с ребятами про тебя стишок расскажем.
Физминутка: (Каждое слово показываем соответствующим жестом)
Две мартышки, слов не тратя,
Раз, подрались на кровати.
Друг у друга в этой схватке
Вышибли ума остатки.
Врач пришел, уселся в кресло
И сказал мартышкам:
-Если драться будете, мартышки,
Выгоню из этой книжки.
Логопед: Мартышке очень понравился наш стишок. (Мартышка шепчет что-то на ухо логопеду.)
Ребята, Мартышка несла слова, чтобы мы все вместе составили рассказ. Она их уронила, слова рассыпались и Мартышка решила, что теперь ничего не получится. Поможем ей?
(Логопед раздаёт детям карточки – слова, разрезанные на слоги.)
Сложите из слогов слова. Какое слово получилось, Настя?
Настя: Получилось слово «мартышки».
На доске одно за другим появляются сложенные детьми слова:
Мартышки, бесшумно, малыши, шёрстка, смешные.
Мартышка: Вот спасибо, вам, ребята.Молодцы, сложили слова. А теперь из этих словвы сможете составить рассказ о мартышках. Чтобы вам было легче, я приготовила вопросы (На доске карточки с вопросами).
Логопед: С помощь этих вопросов и слов нужно составить предложения.
1) Где живут мартышки?
Саша: Мартышки живут в Африке.
Логопед: Сколько слов в предложении? (4).Назови предлог. Начерти схему. Выдели предлог.
|
2)Как они передвигаются?
Яна: Они передвигаются бесшумно.
Логопед: Сколько слов в предложении? Начерти схему.
3) За что держатся малыши? (Малыши держатся за шёрстку мамы)
4) Какие мартышки? (Мартышки смешные).
Кто запомнил и сможет повторить все предложения по памяти? Получился ли у нас рассказ?
Теперь запишем его в тетрадь самостоятельно.
Итог.
Мартышка: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
Логопед: Что мы делали на уроке? (Решали задачу, выписывали слова из текста, составляли предложения, записали рассказ.
Мартышка: А я не буду путать звуки [С]и[Ш]. Вот послушайте: Саша купила шесть сушек. Спасибо вам, ребята. Я приготовила призы для тех, кто вспомнит скороговорку
со звуками [С]и[Ш].
1) Саша шапкой шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
2) Шашки на столе
Шишки на сосне.
3) Шесть мышат в шалаше шуршат.
4) Маша дала Ромаше
Сыворотку из – под простокваши.
5) У мышки в норке сыра корка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Городилова В. И., Кудрявцева М.Х. Чтение и письмо. – М.,1995.
- Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. - Ярославль 2003
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Санкт – Петербург 2001
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.