Тематика и выбор темы курсовой работы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВПО «РГТЭУ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра менеджмента и мировой экономики

 

 

В.В. Кузьменкова, Т.В. Князева

МЕНЕДЖМЕНТ

методические рекомендации по выполнению курсовых работ

 

© В.В.Кузьменкова, Т.В.Князева, 2008

Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008


Содержание

Введение

1. Общие положения по выполнению курсовой работы

2. Тематика и выбор темы курсовой работы

3. Подбор и изучение литературы

4. Сбор и обработка материалов

5. Структура и содержание курсовой работы

6. Оформление курсовой работы

7. Рецензирование и защита курсовой работы

8. Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену

9. Тест для контроля знаний

Список рекомендованных источников и литература

Приложение А. Примерные планы курсовых работ

Приложение Б. Титульный лист курсовой работы

Приложение В. Образец оформления содержания

Приложение Г. Последний абзац введения

 

 


Введение

 

Дисциплина «Менеджмент» является общеобразовательной дисциплиной и изучается студентами специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» всех форм обучения Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Менеджмент – это во многом новая философия и практика управления экономикой, предприятием, фирмой, офисом, персоналом. Прежде всего, менеджмент рассматривает сущность и содержание управленческой деятельности, мотивацию взаимоотношений экономических субъектов и искусство управления их поведением.

Цель курса «Менеджмент» – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности, а также заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера.

Основными задачами, решаемыми в процессе изучения курса, являются:

- обучение студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией, комплексному подходу к рассмотрению проблем организации и принятию управленческих решений;

- развитие у студентов самостоятельности мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных практических ситуаций в различных областях деятельности организации;

- приобретение практических навыков в области постановки целей организации, проектирование ее организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также оценке эффективности управления.

 

 


Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» (извлечение из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г.)

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
ОПД.Ф.05 Менеджмент Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.  

Тематический план для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»

№ п/п Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия, час. Самостоя-тельная работа
в том числе
Лекции Семинары
  Введение в менеджмент. Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента.   0,3 - 1,7
  Особенности управления экономикой в России и необходимость его совершенствования   0,5 - 5,5
  Зарубежные модели менеджмента   0,5 - 5,5
  Функции менеджмента   0,5 - 5,5
  Целеполагание в процессе менеджмента   0,5 - 5,5
  Процесс принятия управленческих решений   - 0,5 5,5
  Информационное обеспечение менеджмента. Система коммуникации.   0,5 - 3,5
  Стратегический менеджмент.   0,5 - 5,5
  Организационные структуры управления   - 0,5 5,5
  Мотивация труда   - 0,5 5,5
  Контроль и контроллинг   0,5 - 5,5
  Управление инновациями   0,5 - 5,5
  Управление финансами   0,3 - 5,7
  Организационная культура   0,5 - 5,5
  Управление персоналом   0,3 - 5,7
  Конфликты в управлении   - 0,5 5,5
  Особенности управления внешнеэкономическими связями   0,3 - 5,7
  Эффективность менеджмента и пути ее повышения   0,3 - 5,7
  Итого        

Общие положения по выполнению курсовой работы

В соответствии с учебным планом студенты специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» всех форм обучения по дисциплине «Менеджмент» выполняют курсовую работу.

Курсовая работа – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области менеджмента, привить навыки производства расчетов обоснования принимаемых решений, показать их умение самостоятельно и последовательно излагать результаты по изучаемым вопросам.

Курсовая работа выполняется на примере практических материалов конкретного торгового предприятия и сферы услуг. Кроме того, в ней должны найти отражение важнейшие решения государственных органов по вопросам развития рыночных отношений и совершенствования управления.

На основе глубокого изучения теоретических вопросов к избранной теме курсовой работы, анализа работы предприятий торговли и сферы услуг, студент должен показать позитивные и негативные моменты, выработать конкретные рекомендации с учетом проведенного анализа. В случае выявления недостатков в работе предприятия студенту следует на основе проделанного анализа внести адресные, практически приемлемые, экономически обоснованные предложения по их устранению, подкрепленные экономико-статистическими и другими расчетами.

Курсовая работа должна содержать иллюстративные материалы (схемы, чертежи, диаграммы, рисунки и т.п.). Курсовые работы, выполненные только на основе литературных источников, без привлечения практических материалов, не будут приниматься кафедрой.

Объем курсовой работы – 35-40 страниц машинописного текста.

Практика написания студентами курсовых работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

- выбор темы и согласование ее с преподавателем, читающим лекционный курс;

- составление плана;

- подбор литературы;

- изучение требований к оформлению работы;

- изучение подобранной литературы;

- написание работы;

- завершение работы и представление ее на кафедру;

- разработка тезисов доклада для защиты;

- защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

 

Тематика и выбор темы курсовой работы

 

По курсу «Менеджмент» может быть предложена следующая тематика курсовых работ.

1. Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.

2. Основные положения концепции классической школы в управлении и их значение на современном этапе.

3. Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.

4. Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте.

5. Американская модель менеджмента.

6. Сущность японской модели менеджмента.

7. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе.

8. Развитие менеджмента а России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности.

9. Формирование рыночного механизма управления в России.

10. Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России.

11. Организационные структуры управления и тенденции их развития.

12. Совершенствование организационных структур управления предприятием.

13. Проектирование организационных структур управления предприятием.

14. Организация будущего, ее основные черты и организационные структуры.

15. Организация как система управления.

16. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание.

17. Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления на современном этапе.

18. Стратегическое планирование на предприятии в условиях рыночных отношений.

19. Бизнес-план и методика его разработки.

20. Мотивация трудовой деятельности персонала предприятия.

21. Система мотивации персонала на предприятии.

22. Сравнительная характеристика процессуальных и содержательных теорий мотивации.

23. Мотивация как функция управления.

24. Контроль как функция управления.

25. Методы управления и их мотивационная направленность.

26. Экономические методы управления предприятием и их развития в рыночных отношениях.

27. Социально-психологические методы управления предприятием и их значение на современном этапе.

28. Руководитель (менеджер) в процессе принятия и реализации управленческих решений.

29. Формы власти и влияния, особенности их реализации в современных условиях.

30. Менеджер в системе управления, его имидж и стили управления.

31. Стиль и эффективность руководства.

32. Стиль и культура руководства на предприятии.

33. Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления.

34. Личность в системе управления предприятием.

35. Конфликты в управлении предприятием.

36. Управление изменениями в организации.

37. Организационная культура на предприятии.

38. Эффективность менеджмента и пути ее повышения.

39. Организация управленческого труда в офисе.

40. Кадровая политика предприятия и пути ее совершенствования.

41. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.

42. Управление трудовой карьерой менеджера на предприятии.

43. Диагностика профессиональной пригодности персонала предприятия.

44. Планирование личной работы менеджера предприятия.

45. Оценка деловых качеств менеджера предприятия.

46. Цель и ее роль в процессе менеджмента.

47. Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации.

48. Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации.

49. Кадры и их роль в системе менеджмента.

50. Этика предпринимательской деятельности и деловых контактов.

51. Управление стрессами на предприятии

52. Организационно-распорядительные методы управления предприятием.

Тематика курсовых работ охватывает основные вопросы курса. При выборе и назначении темы предусматривается, чтобы курсовая работа могла быть выполнена студентами в установленный срок и на высоком теоретическом уровне при достаточно глубоком использовании конкретного практического материала торговых предприятий. Выполнение курсовой работы предусмотрено в течение учебного семестра. Выбор и назначение тем должны быть согласованы с преподавателем, ведущим лекционный курс. С преподавателем - научным руководителем работы – студент уточняет план курсовой работы, экономическую и управленческую литературу, источники получения статистических данных, фактических материалов, методы исследования, определяет сроки выполнения работы, оформляет задание на курсовую работу.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно, с учетом его интересов. Она должна быть достаточно актуальной, раскрывать современное состояние и перспективы развития теории и практики менеджмента, а также соответствовать специальности обучения. Студентам заочной формы обучения целесообразно выбирать темы, связанные с их практической деятельностью, а студентам очной формы обучения – с избранной специальностью.

Студент может предложить свою тему курсовой работы, не вошедшую в перечень предлагаемых. При достаточной обоснованности такое предложение может быть принято преподавателем, ведущим лекционный курс, а тема работы закреплена за студентом.

Допускается выполнение несколькими студентами потока одноименных тем, при условии, что объекты изучения будут различны. Как показал опыт работы, целесообразно, чтобы несколько студентов, выполняли ряд тем (комплексную тему) на примере одного объекта исследования.

Студенту вручается задание с названием закрепленной за ним темы и планом, которое должно быть представлено им вместе с курсовой работой (вклеено на обороте титульного листа). Без него работа к рецензированию не принимается.

Тема курсовой работы может быть изменена только по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс.

Примерные планы курсовых работ приведены в приложении А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: