1. Менеджмент – это:
а) целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, торговли и других сферах народнохозяйственной деятельности;
б) наука и искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
в) достижение целей управления через трудовую деятельность персонала.
2. Какое из утверждений верное:
а) «бизнесмен» и «менеджер» - понятия разные;
б) любой менеджер – это предприниматель;
в) все наемные управляющие, работающие в любой организации – государственной или коммерческой – менеджеры?
3. Менеджером является:
а) финансовый директор, он же – владелец контрольного пакета акций фирмы;
б) начальник службы маркетинга;
в) собственник значительной доли капитала фирмы, не занимающий определенной должности, но входящий в Совет директоров;
г) руководитель небольшого отдела этой фирмы.
4. Какие из способностей менеджеру не нужны:
а) способность влиять на людей;
б) способность к четким движениям;
в) способность к самосовершенствованию.
5. В чем смысл авторитета менеджера:
а) это уважение людей, вера в его опыт, знания и способности, справедливость, объективность, его отзывчивость, оказание помощи людям, это достоинства, сила, влияние, пользующиеся признанием;
б) это лидер, признанный вожак своего коллектива, объективный, справедливый, умеющий понимать людей и заботиться о них;
в) это авторитарный тип менеджера, опирающийся на дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий и дипломатический стиль руководства.
6. Предметом труда менеджера являются:
а) сырье, материалы;
б) станки, оборудование;
|
в) люди, информация.
7. Из перечисленных задач отметьте те, которые решает менеджер:
а) обеспечение инноваций;
б) обеспечение маркетинга;
в) организация работы коллектива;
г) производство продукции.
8. Какие из рекомендаций соответствуют идеям школы «человеческих отношений»:
а) вознаграждение за производительный труд;
б) обеспечение работникам организации возможности общаться;
в) отделение планирования от других видов работ?
9. Основоположником школы «человеческих отношений» является:
а) Ф. Тейлор;
б) Э. Мэйо;
в) Ф. Герцберг.
10. В своих экспериментах, направленных на повышение производительности труда, Ф. Тейлор ориентировался на:
а) средних рабочих;
б) сильных рабочих;
в) слабых рабочих.
11. Назовите, кто из представителей классической школы управления впервые предложил термины «бюрократия» и «идеальная организация»:
а) Ф. Тейлор;
б) М. Вебер;
в) А. Файоль.
12. В каких из трех групп деятельности применимы функции А. Файоля:
а) в технической деятельности важно предвидение, в коммерческой – контроль, в финансовой – мотивация персонала;
б) в любых видах деятельности необходимо предвидение и планирование, организация посредством создания структур, руководство, активизирующее персонал, и прочие функции Файоля;
в) для выполнения любого вида деятельности необходимо выполнение трех групп функций: межличностных, информационных, управленческих?
13. Лидером науки менеджмента является:
а) Япония;
б) Россия;
в) США;
г) Франция.
14. Разделение всей работы на отдельные специализированные задания есть:
а) горизонтальное разделение труда;
|
б) вертикальное разделение труда;
в) горизонтальное разделение управленческого труда;
г) вертикальное разделение управленческого труда.
15. Принципы управления:
а) отражают объективные закономерности практики управления;
б) определяют требования к конкретной системе менеджмента;
в) диктуют применение методов управления;
г) верны все ответы.
16. В рамках какого подхода управление рассматривается как непрерывная цепь функций:
а) процессного;
б) системного;
в) ситуационного;
г) все ответы верны.
17. Каковы преимущества системного подхода в менеджменте:
а) позволяет определить цели системы, необходимые ресурсы и их распределение по критериальной модели;
б) позволяет рассмотреть предприятие в виде целостной системы и определить оптимальные параметры их функционирования;
в) дает возможность циклического повторения с необходимой коррекцией процессов управления по заданной миссии?
18. Методы управления по содержанию подразделяются на:
а) планирование, организационные и психологические методы управления;
б) экономические, воспитательные и организационно-стабилизирующие методы управления;
в) экономические, правовые, организационные и социально-психологические методы управления.
19. К основным экономическим методам управления относятся:
а) планирование, коммерческий расчет, организационное воздействие, методы управления социальной активностью персонала, материальное стимулирование;
б) коммерческий расчет, экономические рычаги (цена, прибыль, кредит), моральное стимулирование, распорядительное воздействие, методы управления индивидуально-личностным поведение работников, экономическое стимулирование;
|
в) коммерческий расчет, планирование, материальное стимулирование, экономическое стимулирование, экономические рычаги (цена, прибыль, кредит и др.).
20. К социально-психологическим методам относятся:
а) штрафные санкции в виде снижения премий;
б) кадровые перемещения;
в) периодическая оценка удовлетворенности трудом в коллективе;
г) улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива.
21. Стратегия – это:
а) набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений;
б) общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и целей фирмы;
в) оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей.
22. Из перечисленных элементов выберите те, которые включаются в содержание миссии:
а) рост производительности труда;
б) снижение текучести кадров;
в) выживание фирмы;
г) инновации в области технологии;
д) круг потребителей фирмы.
23. Цель управления – это:
а) мысленное предвосхищение результата деятельности;
б) это то к чему стремится предприятие;
в) основные ориентиры, которые представляют собой желаемые состояния объекта управления через определенный промежуток времени.
24. Каким требованиям должны удовлетворять частные цели:
а) должны быть конкретными и измеримыми;
б) ориентированы во времени;
в) должны быть достижимыми;
г) взаимно поддерживающими?
25. К основным функциям управления относятся:
а) планирование, предвидение, регулирование, контроль;
б) планирование, организация, мотивация, контроль, координация;
в) прогнозирование, контроль, регулирование, руководство.
26. Назовите основные типы организационных структур управления:
а) линейная, функциональная, комбинированная, матричная, управление по продукту, управление по проекту, координационные комиссии;
б) линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, управляемая, экономическая структура;
в) матричная, комбинированная, графическая структура, математическая структура, линейная структура, управление по проекту.
27. Принцип единоначалия нарушается в следующей структуре:
а) линейной;
б) штабной
в) матричной;
г) все ответы неверны.
28. В какой из содержательных теорий мотивации потребности располагаются в определенной иерархической схеме:
а) Ф. Герцберга;
б) А. Маслоу;
в) Д. МакКлелланда;
г) все ответы неверны?
29. «Люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, что Вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их». Какой теории соответствует данный тезис:
а) теории справедливости;
б) теории ожиданий;
в) концепции партисипативного управления;
г) всем теориям одновременно?
30. Назовите этапы разработки управленческих решений:
а) оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив решения проблемы, выбор оптимального решения организация и контроль исполнения принятого решения;
б) возникновение и оценка проблемной ситуации, постановка цели и задачи, сбор и обработка необходимой информации, выработка возможных вариантов решений, принятие решений, организация и контроль исполнения принятого решения;
в) подготовка управленческого решения (уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, выбор стратегии, постановка задачи, разработка вариантов решения), принятие решения (определение критерия оптимальности для выбираемого решения, анализ возможных вариантов решения и выбор оптимального), организация исполнения (выработка организационного плана, организация контроля).
31. Назовите структурные методы разрешения конфликтов:
а) разъяснение требований к работе, использование координационных интеграционных механизмов, установление организационных комплексных целей, использование системы вознаграждений и механизма поощрений;
б) уклонение, соревнование, компромисс, разъяснение требований к работе;
в) использование системы вознаграждений и механизма поощрений, сотрудничество, приспособление, соперничество.
32. Какое определение соответствует понятию «власть»:
а) поведению одного лица, которое вносит изменения в поведение другого;
б) манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации;
в) возможность влиять на поведение других лиц?
33. Для того чтобы применять власть, основанную на вознаграждение, следует:
а) иметь жесткую систему контроля;
б) располагать определенными ресурсами;
в) хорошо знать потребности подчиненных.
34. Какие действия соответствуют стилю руководства «приказание»:
а) постановка задачи;
б) разъяснение выполнения;
в) контроль?
35. В каких случаях из перечисленных ниже следует применять либеральный или пассивный стиль руководства:
а) при ликвидации аварий;
б) при начальной стадии формирования коллектива;
в) когда сотрудники имеют различный интеллектуальный уровень;
г) когда сотрудники имеют различный уровень образования;
д) в армии;
е) в творческих коллективах;
ж) когда сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования?
36. В каких ситуациях необходимо использование авторитарного руководства:
а) при пожаре;
б) при разработке проекта нововведений;
в) при постоянном нарушении трудовой дисциплины сотрудниками;
г) ни при каких ситуациях?
37. Если личность заняла позицию, отличную от позиции своей группы, то возникший в результате этого конфликт по виду является:
а) межличностным;
б) межгрупповым;
в) внутриличностным;
г) между личностью и группой.
38. Какие из перечисленных способов разрешения конфликтов относятся к педагогическим:
а) убеждение;
б) просьба;
в) беседа;
г) решение суда?
39. Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
а) целевая направленность;
б) иерархическая субординация;
в) обоснованность;
г) адресность;
д) обеспеченность;
е) директивность;
ж) верны все ответы.
40. Основные слагаемые деловой этики - это:
а) имидж; репутация, профессиональная этика;
б) этика менеджера, имидж, этичность поведения сотрудников, соблюдение этики деловых контактов и связей;
в) имидж предприятия, репутация предприятия, этика деловых контактов, осуществляемых предприятием и его персоналом, профессиональная этика менеджеров, этичное поведение сотрудников.
Список рекомендованных источников и литература
1. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / В.Р.Веснин - 4-е изд. – М.: Элит, 2004. - 560 с.
2. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3-е изд.- М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3- изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - 528 с.
5. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле [Текст]: учеб. пособ. / М.В. Сорокина; - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. - 460 с.
6. Абчук, В.А. Менеджмент [Текст]: учебник / В.А. Абчук. - С-Пб.: Союз,.- 463 с.
7. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособ. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА–М., 2000. - 216 с.
8. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособ. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА–М., 2003.- 215 с.
9. Бодди, Д., Пэйтон, Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / Пер. с англ; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - С-Пб.: Питер, 1999. - 816 с.
10. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2004. - 504 с.
11. Галькович, Р.С. Основы менеджмента [Текст]: Р.С. Галькович. - М.: Инфра-М, 1998. - 189 с.
12. Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент [Текст]: учеб./ А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина.- М.: РЛГС; 2000.- 568 с.
13. Джей, Р. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы [Текст] / Р. Джей, Р. Темплар; Пер. с англ. – 3-е изд.– М: Экономика, 2006.- 676 с.
14. Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент [Текст]: учеб./А.В. Бусыгин.- М.: Финпресс, 2000. - 1065 с.
15. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В.Р.Веснин.- М.: Проспект, 2004.- 504 с.
16. Глухов, В.В. Менеджмент [Текст]: учеб. / В.В. Глухов – 2-е изд. – СПб: Лань, 2002. - 527 с.
17. Егорова, Т.И. Основы менеджмента [Текст]: краткий курс / Т.И. Егорова; под ред. А.Я. Волкова. - М.: Ижевск: РХД, 2002. - 135 с.
18. История менеджмента [Текст]: учебное пособие / под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
19. Кравченко, А.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 3532 с.
20. Лафта, Дж.К. Эффективность менеджмента организации [Текст]: учеб. пособ./ Дж.К.Лафта.- М.: Экономика, 1999.- 320 с.
21. Менеджмент [Текст]: учеб. /Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой.- М.: ЮНИТИ, 2001.- 343 с.
22. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 2005.
23. Уткин, Э.А. Курс менеджмента [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Уткин.- М.: Зерцало, 2001. - 448 с.
24. Уткин Э.А. Менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Уткин.- М.: ТЕИС, 2003. - 448 с.
Приложение А
Примерные планы курсовых работ
Тема 1. Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе
Введение.
1. Предпосылки возникновения науки управления.
2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления.
3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 2. Основные положения концепции классической школы в управлении и их значение на современном этапе
Введение.
1. Основная направленность классической школы в управлении.
2. Функции и принципы управления в основных положениях классической школы.
3. Использование основных положений классической школы в современном менеджменте.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 3. Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе
Введение.
1. Основные предпосылки возникновения школы психологии и человеческих отношений.
2. Основные положений «доктрины человеческих отношений» и концепции социального человека.
3. Практическое применение основных положений школы психологии и человеческих отношений в современном менеджменте.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 4. Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте
Введение.
1. Основные предпосылки становления школы науки управления.
2. Характеристика основных методологических подходов школы науки управления.
3. Использование основных положений школы науки управления в современном менеджменте.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 5. Американская модель менеджмента
Введение.
1. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента.
2. Характеристика американской модели менеджмента.
3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 6. Сущность японской модели менеджмента
Введение.
1. Предпосылки формирования японской модели менеджмента.
2. Характеристика японской модели менеджмента.
3. «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Тема 7. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе
Введение.
1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента.
2. Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран.
3. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 8. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности
Введение.
1. Особенности развития теории и практики управления в России в начале ХХ века.
2. Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности и его результаты.
3. Обоснование необходимости радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 9. Формирование рыночного механизма управления в России
Введение.
1. Предпосылки перехода экономики страны к рыночным отношениям.
2. Формирование рыночного механизма в России.
3. Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Тема 10. Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России
Введение.
1. Приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства.
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и их особенности.
3. Экономическая основа хозяйственных процессов в различных формах предпринимательства.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 13. Проектирование организационных структур управления предприятием
Введение.
1. Организационные структуры управления и этапы их проектирования.
2. Краткая характеристика организационно хозяйственной деятельности объекта исследования.
3. Анализ организационной структуры управления и этапов ее разработки на объекте исследования.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 35. Конфликты в управлении предприятием
Введение.
1. Конфликты: понятие, типы, виды, причины и их роль в деятельности предприятия.
2. Краткая характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.
3. Анализ конфликтов, возникающих на объекте исследования, и пути их устранения.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение Б
Образец оформления титульного листа