Мечта и реальность
А. П. Чехов, «Ионыч».
Герой мечтал стать прекрасным врачом и помогать людям. Он грезил об открытиях в своей сфере, а также о том, что женится на талантливой и красивой девушке, дочери Туркиных. Но женщина отказала, а карьера в уездном городе не сложилась. Дмитрий после отказа Котика надломился и перестал стремиться к своей мечте, поэтому стал обыкновенным ограниченным обывателем. Катерина тоже не смогла добиться заветной цели и стать пианисткой. У нее не было таланта. Мечтая об этом призвании, она ошибалась. Это пример грезы, которая не должна сбываться. Героиня поняла это поздно и сожалела, что тогда отвергла Старцева. Вот краткий пересказ.
А. П. Чехов, рассказы «Мечта», «О любви», «Крыжовник», «Вишневый сад», «Пари».
Тема «мечта и реальность» наиболее выгодна для итогового сочинения, ведь близка каждому человеку и каждому литературному герою. Все мечтают и стремятся воплотить и грёзы в жизнь, но получается это далеко не у всех. Мечта и реальность неразрывно связаны. Действительность порождает наши идеалы, но иногда становится преградой для их исполнения, а иногда из-за фантазий забывается настоящая жизнь. Эти понятия крайне неоднозначны. Именно в творчестве А. П. Чехова показана вся неоднозначность таких понятий как «мечта» и «реальность».
В рассказе «Крыжовник» Иван Иванович повествует о жизни своего брата Николая, который всего себя посвятил «мечте» о приобретении частной собственности. Прослужив долгое время в казенной палате, Николай Иванович захотел купить маленькую усадьбу и разбить там сад, посадить крыжовник. Именно такая участь была для него идеалом. Герой настойчиво шел к своей мечте: экономил, недоедал, женился без любви на богатой женщине, которую содержал впроголодь. Жена не выдержала и скончалась, а Николай Иванович на ее деньги купил себе имение и 20 кустов крыжовника. Когда Иван Иванович гостил у брата, то видел перед собой абсолютно счастливого человека. Но если подумать, какими средствами он добился исполнения грёз, то кажется, что лучше бы они никогда не сбылись. В погоне за материальными ценностями, в которых и заключалась его мечта, герой не прожил полную радости жизнь, он не замечал того, что происходило в реальности, хотя это было намного важнее его фантазий о крыжовнике. В данном рассказе Чехов показал, что не всегда наши сокровенные желания прекрасны, что порой лучше оглядываться на реальность и на тех, кто живет рядом с тобой.
|
В рассказе «Пари» юрист, который поспорил с банкиром, что сможет просидеть 15 лет в заточении, пламенно мечтал вновь обрести свободу. Чтобы убить время, которое так медленно протекало в темнице, он начал изучать языки, философию, теологию и другие науки. Постепенно герой разочаровался во всех идеалах, которые так прельщали его на свободе. Он понял, что грош цена мудрости, красоте и самой жизни, если каждый из нас умрет, если все на свете бренно и смертно. Когда пришел срок освобождения, узник написал записку, в которой отрекался от тех двух миллионов, которые ему пообещал банкир в случае выигрыша. Мужчина разочаровался в своей мечте, осознав свои заблуждения. Все эти лучшие годы жизни не стоили тех денег, которые он так хотел получить.
В рассказе «О любви» Алехин рассказывает товарищам историю своей несчастливой любви. Однажды его пригласил в гости Дмитрий Луганович. Жена Лугановича, Анна Алексеевна очень понравилась герою. Алехин стал завсегдатаем в их доме. Он часто задумывался, как такая красивая и молодая девушка согласилась стать женой человека вдвое старше ее. По поведению Анны Алексеевны было заметно, что она рада приездам Алехина, но молодые люди не говорили друг другу о своих чувствах. Мужчина боялся, что не сможет многого дать возлюбленной, женщина, по-видимому, беспокоилась о своих детях и тоже боялась, что не сможет сделать Алехина счастливым. Через некоторое время Луганович был назначен председателем западной губернии, семья должна была уехать. Перед отъездом главный герой прибежал к Анне Алексеевне в купе, обнял ее, говорил ей о любви. Только когда Алехин окончательно потерял свою любовь, он осознал, что все преграды для их счастья (мысли о детях, материальных благах, мнении общества), все это ничтожно по сравнению с их чувством. Любовь была для героев мечтой, которая так и не смогла осуществиться из-за страхов перед реальностью.
|
В рассказе «Ионыч» можно увидеть наглядный пример того, как, отказавшись от мечты, человек теряет себя. Героя книги буквально уничтожила реальность. Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, поселяется в небольшом городке. Он сближается с семьей Туркиных и влюбляется их дочь, Екатерину Ивановну (Котика). В разговорах с Котиком он сетует на пустоту окружающих людей, на то, что среди них ему одиноко, только девушка пробуждает в нем светлое чувство. Старцев делает ей предложение, но она отказывает. В начале рассказа герой был трудолюбив, верил в высшие идеалы, был полон надежд и мечтаний, но когда его мечта не осуществилась, он отказался от этого, рутина окружающего города поработила его. Со временем Дмитрий Ионович превращается в Ионыча – духовно опустошенного героя, которого интересуют только деньги. Герой не смог приложить достаточно душевных сил и отстоять свои идеалы, став тем, кем он хотел стать. В финале Ионычу скучно, ничто, кроме накопительства, его не интересует, он равнодушен к природе, красоте, любви. Герой поддался влиянию места, людей, он полностью растворился в той реальности, которая когда-то его так тяготила.
|
Проблема мечты и реальности связана и с судьбой Котика. Молодая девушка, живущая под опекой родителей, стремится вырываться на свободу и чего-то достичь. Екатерина Ивановна мечтает стать пианисткой, постоянно упражняется и собирается поступить в консерваторию. Она отказалась выйти за Старцева: «Делаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». У героини есть мечта, ради которой она готова пренебречь прочими радостями жизни. Ей все же удается поступить в консерваторию, но она не становится знаменитой пианисткой. Вернувшись в город к семье, она вновь встречается со Старцевым и явно сожалеет о своей прошедшей любви. Брак мог бы сделать ее счастливой, но она ради мечты отказалась от этой грубой и скучной, по ее мнению, реальности. Чехов ставит еще одну проблему: всегда ли человек знает, что принесет ему счастье? Иногда стоит приглядеться к реальности, а не бежать за призрачной мечтой.
О том, как реальность может уничтожить мечту, говорится и в рассказе «Мечты». Двое солдат конвоируют бродягу на ссылку в Сибирь. Бродяга не помнит (или специально не хочет называть) своего имени, он рассказывает о своей жизни, о том, что воспитывался в господском доме, о том, что с матерью отравил барина мышьяком и получил за это срок. Бродяга бежал с каторги, и возвращаться туда не хочет, а вот в Восточную Сибирь он отправиться даже рад: «Там приволья больше и люди богаче живут». А еще он очень хочет порыбачить там и рассуждает о том, каких можно поймать там рыб. Пережив тяжкие годы на каторге, он мечтает очутиться среди дикой природы и почувствовать себя свободным. Но сотские говорят ему, что он до Сибири не доберётся, потому что очень слаб и, вероятно, умрет по дороге. Для бродяги это самый страшный приговор, его мечта дает ему силу жить, но суровые конвоиры разрушают ее, открывая страшную правду.
В пьесе «Вишневый сад» герои мечтали сохранить свою усадьбу, но ничего для этого не делали. Раневская и Гаев жили иллюзиями прошлого, где проблемы дворян решались сами собой, без их участия. Поэтому они не смогли приспособиться к новой реальности, где купцы постепенно отнимали капитал у помещиков, ведь они были расчетливее и экономнее. Представители аристократии видели мир через призму воображения, которое услужливо раскрашивало любую ситуацию в розовые тона. Как мы видим, даже перед аукционом хозяева вишневого сад даже не думали принимать меры. Они просто устроили праздничный вечер, как будто ничего не происходило. Разумеется, их бездеятельность привела к печальному исходу: спасти поместье не удалось. Очевидно, что никакая мечта не сбудется, если человек использует ее в качестве убежища от реальности и не собирается реализовывать свои планы.
А. П. Чехов, «Три сестры».
Героини мечтали уехать из провинции в Москву, чтобы начать вести активный образ жизни и реализовать свой потенциал. Но их мечта не сбылась, так как они ничего не делали для ее исполнения. Их брат, Андрей, хотел стать профессором в МГУ, у него были способности, но он женился и погряз в быту. Мужчина был вынужден содержать семью и работать на ненавистной государственной службе. Его жена, закоренелая мещанка, не поддерживала его, а всячески мешала Андрею. Ее полностью удовлетворяла захолустная жизнь в провинции.
Л. Н. Толстой, «Война и мир».
Невозможно в литературе встретить героя, который бы не мечтал. Иногда мечты становятся стимулом в жизни и помогают герою совершать смелые поступки, иногда они поглощают человека, сводят с ума, мешают разглядеть настоящую жизнь. Грёзы могут быть связаны с высокими идеалами или материальными ценностями. А еще они не могут существовать вне контекста реальности, они порождаются ею, но когда мечта и действительность сталкиваются, то личность может ждать разочарование. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть множество примеров того, как желания становились для героев путеводными звездами, но рассыпались в прах при попытке их реализовать, и как помогали им познать себя и найти правильный путь.
Андрей Болконский был женат, богат, знатен, скоро у него должен был родиться ребенок, но мужчина не был счастлив, он искал большего. Князь горд и тщеславен, Наполеон — его кумир, и он тоже хочет найти свой «Тулон», он жаждет славы и признания, которые может достичь с помощью героических подвигов на войне. Но из-за своей мечты он совсем не ценил простую жизнь с людьми, которые его любили. Только оказавшись на поле Аустерлицкого сражения, получив ранение, он вдруг осознал, как ничтожно было то, чего он жаждал. Война и подвиги перестали казаться ему верхом блаженства, синее небо, как символ вечной, спокойно текущей жизни, так резко контрастировало с тем хаосом, происходящем на поле. Стремление к славе наполняло бытие героя смыслом, но только на поле боя, при столкновении с реальностью, Андрей осознал, что мечта его бессмысленная, он перестает идеализировать Наполеона, из-за которого и началась эта война, отказывается от своих тщеславных мечтаний и возвращается домой.
Мечты о военных подвигах были и у Николая Ростова. Когда началась война, Николай оставил учебу в университете и решил защищать Отечество. Он не был тщеславен, как князь Андрей, но он был очень пылок, упорен в своем намерении сокрушить врага, ему был неведом страх. Он начинает военную службу с низших чинов, усердно служит, его любят товарищи. Именно в армии он мужает, узнает о понятии коллективной чести. Но во время его первого сражения (Шенграбенское сражение), Николай получает ранение в руку. Это выводит его из эйфории, вызванной волной патриотизма, ему становится страшно, кажется, за все время службы герой впервые задумывается о смерти. Он не может понять, как кто-то может желать ему смерти, и сам он не способен убить человека. Боец бросает в противника свое оружие и убегает с места сражения. Нельзя сказать, что Николай стал трусом, просто он жил в своих мечтах, где смерть не пугала его, реальность внесла коррективы в его воображение, сделала его взгляд на жизнь более трезвым. Герой продолжил служить, но уже не бросался так бездумно в бой. Таким образом, грёзы всегда проходят проверку на прочность, воплощаясь в жизнь.
Если каких-то героев реальность отрезвляет, убирает с их глаз мечтательную пелену, то кого-то жизнь способна наказать за слишком большие заблуждения. Так случилось с юным Петей Ростовым. Мальчик рос в годы войны, перед его глазами был пример брата, который служил, да и патриотические настроения, витающие вокруг, не могли не повлиять на юношу. Петя решителен, беспокоится о судьбе Отечества. Но все же ему хочется проявить себя, прославиться, он «не пропустит какого-нибудь случая настоящего геройства». Ростовы все же отпускают Петю служить. В 1812 году он принимает участие в сражении под Вязьмой, в котором ослушивается приказа генерала и бросается прямо под огонь противника. В этот раз он не пострадал. Он получает жесткий выговор от генерала, но вместо того, чтобы теперь слушаться своего командира, он с Долоховым и Денисовым атакует французов. Шальная пуля попадает ему в голову, и он мгновенно умирает. Петя мечтал о славе, геройстве, он не боялся войны, не осознавал весь ужас этого явления. За это судьба покарала его: в реальности война — не место для исполнения мечтаний, а страх и боль. Недооценив реальность, Петя погиб, так и не исполнив свою мечту.
Кроме военных мечтаний, в произведении есть и «мирные» мечты. Например, мечты Пьера Безухова. Пьер – герой поиска. Он чувствует в себе силы и стремление, но долгое время не знает, куда применить себя. Он влюбляется в Элен Курагину, но женившись на ней, понимает, что совершил ошибку. Он становится масоном, что помогает ему на какое-то время прийти в согласие с самим собой и обрести цель. Пьер верит в масонские идеалы и действительно желает усовершенствовать мир, но в реальности масонское братство не так много делает для этого, а больше внимания уделяет внешним атрибутам. Затем мечтает о хозяйственных реформах и улучшении жизни крестьян, но люди его не понимают. В поисках себя он отправляется даже на войну и после этого мечтает убить Наполеона. Герой много мечтает, и каждый раз прикладывает усилия для исполнения грёз. Но желания часто выглядели хорошо только в его сознании, при реализации все его планы сильно видоизменялись, искривлялись, теряли значимость. Герой осознал, как сложно сделать то, что ты представляешь в воображении. Но все же путем проб и ошибок, Пьер понял, что в жизни действительно нужно и важно, и в итоге стал счастлив. Иногда мечты воплощаются в реальность не в том виде, как нам бы хотелось, но если не просто мечтать, а прикладывать усилия, испытывать и познавать себя, то обязательно добьешься счастья.
Иногда мечте не суждено сбыться, даже если ты все для этого делаешь. Соня — бедная родственница, живущая на попечении Ростовых. Ее мечта – выйти замуж за Николая. Она верна ему, она отказывает Долохову, когда тот хочет на ней жениться. Но ее мечте не суждено сбыться. Николай женился на сестре Андрея Болконского, Марье. Это брак был по любви, но и материальный расчет присутствовал. Княгиня убедила Соню написать мужчине письмо, в котором она освобождала его от обещания жениться на ней. Она сделала это, потому что знала, что брак Николая с богатой наследницей может спасти положение семьи. Чувство долга и внешние обстоятельства заставили молодую девушку отказаться от любви и навсегда убить свою мечту о счастливой жизни с Николаем. Даже если человек прикладывает все душевные силы для исполнения своего желания, то иногда он должен отказаться от него из-за жестоких условий реальности.
А. П. Чехов, «Дядя Ваня».
Герои жили в иллюзиях. Войницкий жил мечтой о том, что своим трудом он способствует развитию науки. Он содержал мужа своей покойной сестры, профессора. Всю жизнь он трудился за копейки вместе с племянницей, чтобы все деньги пересылать ему. Но увидев ничтожество Серебрякова, Иван разочаровался в нем и в себе. Он даже пытался его застрелить в приступе безумного отчаяния. Вот, к чему приводит жизнь в иллюзиях. А вот краткое содержание, которое расскажет обо всем подробнее.
И. А. Гончаров, «Обломов».
Илья Ильич только и делал, что предавался грёзам, но для их воплощения герой и пальцем не пошевельнул. К примеру, чтобы жениться на Ольге, он должен был привести в порядок дела в имении, но он откладывал это на потом, пока и вовсе не разорвал помолвку, о которой так мечтал. Цена его грёз невелика. А фантазировал он о том, чтобы вернуть свое счастливое детство, где родственники и слуги все делали за него, а он лишь пользовался всеобщим обожанием на лоне природы. Вот краткое содержание романа, пригодится.
Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».
«Мечты и реальность» — такие близкие душе человеческой понятия. Каждому хочется укрыться от мирской суеты в мире грёз. Это не всегда возможно, но можно обратиться к литературе, которая содержит немало аргументов, раскрывающих эти понятия.
Ф.М. Достоевский назвал свой роман “Преступление и наказание” “психологическим отчётом одного преступления”. Произведение повествует о человеке с «неправильной мечтой». Родион Романович Раскольников, главный герой романа, не смог правильно воплотить свою идею в жизнь. Бедный студент, живущий в комнатушке, похожей на гроб, просто не справился с обстоятельствами окружающего его мира. Герой полагал, что убив старуху-процентщицу, сможет изменить реальность. Он поддался «наполеоновской» мечте: разделить всех людей на «материал» и «право имеющих». Казалось бы, убийца-идеолог должен совершить преступление ради улучшения собственного положения, либо для «униженных и оскорблённых». Но украденные деньги никому не помогли, а исчезновение ростовщика лишило бедняков возможности получить сиюминутную финансовую помощь. В этом и заключается суть «неправильной мечты»: нельзя сделать добро людям, истребляя кого-то из них. Поэтому не все грёзы должны сбываться, ведь мечтатель может ошибиться и воплотить совсем не то, что хотел.
Реальность, описанная в романе, сама подталкивает героя к убийству. Мрачный, бедный, пьяный и распутный Петербург давит на Родиона со всех сторон. Отправной точкой преступления становится разговор двух молодых людей о жадной старухе — процентщице, которая обманывает своих клиентов. Раскольникову кажется, что смерть этой алчной старухи изменит реальность. Он поставил на себя клеймо убийцы дважды (от его руки пала сестра процентщицы Лизавета) и разрушил свою и без того неспокойную личность. Убийство — не та мера, которая может привести к положительному преобразованию реальности. Это всего лишь путь к саморазрушению. Этого Родион не учёл, поэтому ему так и не удалось изменить окружающую действительность. Если человеку хочется изменить мир, то ему надо начать с себя, а не с тех, кого он считает лишними.
Одним из обитателей бедной и безысходной реальности стал Мармеладов, который пропивал деньги, так необходимые его семье. Раскольников познакомился с ним в одной из грязных распивочных. Мармеладов вызвал у Родиона сострадание, потому что герои очень похожи. Оба они мечтатели не от мира сего. Только вот бывший чиновник погубил себя и близких, когда его грёзы стали расходиться с реальностью. Когда-то герой был преуспевающим человеком, который захотел помочь бедной вдове, оставшейся с детьми и без средств к существованию. Его мечта была такой же радужной утопией, как и теория у Родиона: изменить людей, не любя их. Семён Захарович взял в жены нелюбимую женщину, желая лишь помочь ей материально, а не создать семью. В итоге он сам же запил, потерял работу, опустился на дно жизни и потащил за собой всех своих близких, а все потому, что его пленительная грёза воплотилась в кошмар наяву. Мармеладов изначально ошибся, пытаясь воплотить то, что неосуществимо.
Пострадала от мрачной и жестокой реальности и Соня Мармеладова. Девушка была вынуждена жить по “жёлтому билету”, чтобы прокормить свою семью. В глазах Раскольникова она стала воплощением “всего страдания человеческого”, которое так тяготило героя. Когда-то совсем еще девочка выбежала из дома и отправилась продавать себя. Поздно она возвратилась к мачехе, а с собой принесла 30 рублей – такова цена ее позора. Но, несмотря на такую убогую и грязную жизнь, героиня не разочаровалась в себе и в том, что ее окружает. Она не винила во всем жестокий мир и его законы, ведь вера помогла ей вырваться из лап порока и смириться с тем, что происходит. Кротость нрава помогла ей научиться понимать людей и бескорыстно помогать им, улучшая мир по мере возможностей. Именно Соня помогла Родиону покориться мукам совести и признаться в убийстве, приняв наказание. Именно она содержала всю семью, спасая детей мачехи от голодной смерти. Эта девушка – живое доказательство, что мир можно изменить своими силами, но начать нужно с того, что тебе по силам.
Воплощать мечты нужно, но отнюдь не всеми способами. Существуют методы, которые любую грёзу превратят в кошмар наяву. К примеру, благородное стремление Родиона улучшить мир не привело его к желаемому результату. Петербург остался во власти бедности и бесправности, несмотря на исчезновение Алёны Ивановны. Значит, вовсе не она была причиной всех бед, и убивать ее уж точно не стоило. Поступок Раскольникова – не спасение и не допустимая месть, а жестокое преследование самого общества, которое после каждого убийства теряет веру в собственную безопасность и становится еще несчастнее. Услышав об очередном насилии, любой горожанин задумается: «Неужели власть ничего не может сделать? Тогда и я пойду и сделаю, что хочу». Значит, насильственные и противоправные методы никак не подходят для воплощения светлой и нравственной мечты, так как они лишь вредят людям.
Мечты всегда должны быть взаимосвязаны с реальностью, иначе человек сделает совсем не то, что ему нужно на самом деле. Примером может послужить намерение Дуни Раскольниковой. Она хотела спасти семью от бедности и обеспечить брату достойное образование, но работать она не могла, так как барин, у которого она служила гувернанткой, домогался до нее и опозорил на весь уезд. В итоге для женщины того времени оставался один выход: выйти замуж за богатого человека. Так и решила сделать героиня, найдя жениха — расчетливого и эгоистичного мужчину. Лужина она не любила, да и он видел в Дуне лишь покорную рабу, обязанную ему во всем подчиняться. Но, в конце концов, девушка разочаровалась в избраннике и поняла, что никто из членов ее семьи не хочет этой жертвы. Несчастный брак Дуни сделает их несчастными, и никакие деньги не помогут. Девушка просто не хотела видеть этого, считая, что ее решение — самое лучшее и благородное средство от бед. Видя ее ошибку, читатель должен сделать вывод: нельзя уходить из реальности в область иллюзий, даже мечты должны корректироваться в соответствии с тем, что нас окружает.
Н. В. Гоголь, «Мертвые души».
Чичиков имел ничтожную мечту – обогащение. Только оно и было смыслом его жизни. Поэтому неудивительно, что подобное стремление сделало его аферистом, равнодушным к обществу и своей стране. Герой скупал мертвые души, чтобы обмануть государство и всех людей, которые имели с ним дело. Но он не чувствовал себя виноватым, потому что шел к своей мечте, не видя в ней изъянов. Также интересен пример Манилова. Иллюзии поглотили его, он жил только ими. Мужчина всем рассказывал о грандиозных планах строительства каменного моста через пруд, где была бы развита розничная торговля. Но эти фантазии он лелеет не один год, а воз и ныне там. Подробности и детали – в кратком содержании.
М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Героиня очень хотела вернуть своего любимого мужчину, который пропал. На пути к мечте она не остановилась перед трудностями: несмотря на страх, бросила привычную обеспеченную жизнь, пошла на риск, соглашаясь с предложением «иностранца», провела изнурительный и страшный бал Сатаны. В итоге она добилась своего: Мастер был освобожден из сумасшедшего дома и вернулся к ней. Однако не все герои были преданы своей мечте. Мастер сжег свой роман, хотя больше всего на свете хотел написать и издать его. Он сделал это, поддавшись влиянию общества, которое критиковало его работу. Ему не хватило веры в себя и свои грёзы, чтобы выстоять под огнем критики. Иван Бездомный тоже мечтал стать литератором, но ему не хватало таланта. Герой упорно шел к своей цели, писал плохие стихи по заказу редакторов, но после знакомства разочаровался в своих желаниях и осознал, что эта мечта ему не подходит, нужно искать что-то свое. Вот краткое содержание, где есть недостающие детали.
М. Ю. Лермонтов, «Мцыри».
Герой поэмы мечтал о свободе и обретении родного дома. Всю жизнь он был узником в монастыре, но, наконец, сбежал перед постригом, чтобы исполнить свое желание. Однако его грёзам не суждено было сбыться: он не знал дороги домой, не был готов к трудностям пути. И все же те три дня, которые он провел на свободе в поисках родины, придали его жизни смысл. Он умер умиротворенным, как будто часть его грёзы все-таки сбылась. Мечтать надо, несмотря ни на что. Хотя посмотреть на краткое содержание поэмы однозначно стоит.
Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза».
Героиня всем сердцем желала любви. Ради нее она и жила. Но мечта о совместном будущем с Эрастом сделалась ее одержимостью. В итоге крестьянка покончила с собой, когда ее грёзы рухнули под грузом действительности. Ее избранник был более прагматичен. Он тоже хотел быть с Лизой, но быстро пресытился ее близостью. В финале он женился по расчету, чтобы не менять привычный роскошный образ жизни.
М. Горький, «На дне».
Все герои пьесы мечтают изменить свою жизнь к лучшему. Клещ хочет вновь стать приличным ремесленником, поэтому с нетерпением ждет, когда же жена умрет, и о ней не надо будет заботиться. Актер мечтает излечиться от пьянства. Анна желает оказаться в лучшем мире, чтобы Бог утешил ее за земные муки. Васька Пепел грезит о честной жизни в Сибири, где он будет жить вместе с Наташей. Настя (проститутка) стремится к чистой любви. Василиса жаждет завладеть ночлежкой, поэтому подбивает Пепла убить своего мужа. Многие из этих грёз подпитывает странник Лука, который обещает всем исполнение желаний. Однако никто из героев (кроме Василисы) ничего не делает для воплощения грёз, поэтому все они обречены на прозябание в ночлежке.