Анализ стихотворения «В ресторане» из цикла «Страшный мир» 3 тома.




Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Блок в своем творчестве создал новую систему поэтики русского символизма, завершённую, своеобразную, одновременно и цельную, и дробную. Он дематериализует слова, их значение расплывается в чистых эмоциях, неясных сочетаниях, тонет в потоках звуков.

В. Орлов говорил о трёх книгах Блока и о трёх типах поэтической речи:

«1-й том – напевно-эмоциональных (самый символичный); 2-й том – драматически-повествовательный (декадентский); 3-й том – ораторский стиль (его вдохновляет жизнь), самый светлый, гармоничный том».

3 том - стихи расположены по тематике, постоянно добавлял новые, окончательный вариант в 1921г. Книга построена по принципу двойственности: противопоставление Страшного Мира и России. Поэтому открывается этот том циклом "Страшный Мир", 2ая часть - о России. Считается, что это светлая книга, встал на путь исторической справедливости, в ней поэтическое утверждение единства мира. Блок вернулся к ясности поэтической, к пушкинским и некрасовским традициям, но не стоит это понимать напрямую. Это самый разноплановый том, каждый цикл разный. Как и Пушкин разнообразен и разностилен, так и Блок.

В третьем томе на первый план выдвигается красный цвет. Язык заметно психологизирован. Лирический герой-поэт способен на жертвенную самоотдачу, чтобы слиться с миром не в результате поглощения мира своей личностью, а ценой забвения и уничтожения себя. Тем самым история переживается изнутри, и слово воплощает внутреннюю жизнь. Оно становится менее отвлеченным и более интимным, более личным.

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.

Проблематика стихотворения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.

За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)…»

«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер)…»

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами…»

«Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка…»

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».

«…раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари…»

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…»

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

«Где-то пели смычки о любви.»

«…в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…»

«Зашептались тревожно шелка.»

«И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Аллитерация создает ощущение сильного, напористого чувства в душе лирического героя: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).

Стихотворный размер: разностопный анапест.

НикогдА/ не забУ/ду (он бЫ/л, или нЕ/ был,
Этот вЕ/чер): пожА/ром зарИ/
СожженО/ и раздвИ/нуто блЕ/дное нЕ/бо,
И на жЁ/лтой зарЕ/ — фонарИ/.

Слова-острия: пожар, фонарь, роза, небо, струна.

Рифма - рифмовка перекрестная (ABAB), со сменяющими друг друга женской и мужской, открытой, точной рифмой.

Я сидел у окна в переполненном зАле. - женская, открытая
Где-то пели смычки о любвИ. – мужчкая, открытая
Я послал тебе чёрную розу в бокАле – женская, открытая
Золотого, как нёбо, аИ. - мужская, открытая

Литература:

  1. История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
  2. Гинзбург, Л.Я О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. 1974. 407 с.
  3. Гофман, В. Язык символистов / В. Гофман. - Москва: Литературное наследство, 1973.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: