Некоторых этапов истории строительства и перестроек Смоленской церкви касались П. Пономарев, А.В. Горский, Е.Е. Голубинский, И.В. Трофимов, Г.И. Вздорнов, В.И. Балдин. Многие авторы с большими или меньшими подробностями говорят о том, что существующей церкви, построенной в 1746-1748 гг., в основном, за счет средств графа А.П. Разумовского, предшествовала некая другая — тоже Смоленская — 1735 г. строения [1].
Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Фото периода 1900—1910 гг.
Б.Д. Комаров, занимавшийся реставрацией церкви в 1950-х годах, авторство существующей Смоленской церкви приписывает Д.В. Ухтомскому. Основным аргументом он считает почти стершуюся подпись на чертеже с изображением Смоленской церкви из собрания СПМЗ [2]. Также он увидел прямые аналогии, сличая детали декора Смоленского храма и Красных ворот Д. Ухтомского в Москве (1753) [3]. М.А. Ильин тоже придерживается мнения, что архитектором церкви был Д. Ухтомский [4]. Довольно полно историю храма прослеживает, опираясь на источники, В.П. Зубов [5]. И все же попробуем более детально рассмотреть историю Смоленской церкви.
Принято считать, что в XV в. примерно на том месте, где сейчас стоят Колокольня и Смоленская церковь, располагались монастырские каменные трапезная и поварня (1469). Их строителем считается В.Д. Ермолин. В 1624 г. «за братцкою поварнею» была поставлена кирпичная кузница [6]. В составленной через несколько лет Описи 1641 г. сообщается, что по сторонам той братской поварни располагаются еще две каменные поварни, в которых «стряпают...в государев приход» [7].
На 1701 г. известно, что это место занято кузницей и двумя палатами, в которых «кормятся работные люди» [8]. Что это за две палаты — сказать трудно. Это могут быть, как две из трех упомянутых (возможно, перестроенных) поварен — одной братской и двух государевых, — так и отстроенные заново сооружения. Немного севернее них располагалась Оружейная палата.
|
Итак, место напротив Больничных палат в начале XVIII в. было достаточно густо застроено. Изображение этого участка монастыря имеется на гравюре И. Зубова второй четверти столетия. Но из изображенных на нем строений трудно вычленить какую-либо конкретную постройку.
Смоленская часовня впервые упоминается в середине 30-х годов XVIII в. [9] Так как большинство монастырских документов сгорело в пожар 1746 г., то события этого времени можно примерно восстановить по известию, приведенному исследователями XIX в. В. и Г. Холмогоровыми, и «письменной сказке», взятой через десятилетие после устройства часовни — в 1746 г. — у одного из старожилов.
«Имелся де образ пр. Богородицы Одигитрии Смоленския на стене между старых каменных палат, что к больнице, из коих в первой была поваренная для приуготовления работным людям пищи, а во второй, где имелась трапеза, тех работных людей кормили пищею». В 1730 г. после видения во сне этого образа псаломщик Кузьма Матвеев, страдавший сухорукостью, получил исцеление. Событие сочли настолько важным, что псаломщик был представлен императрице Анне Иоанновне [10].
В 1731 г. в монастырских документах был записан приказ архимандрита Варлаама Высоцкого собирать вклады, прилагаемые к этому образу на строение церкви [11]. То есть вскоре после считающегося произошедшим исцеления от иконы, возникла идея о строительстве храма.
|
Однако только через три года, в 1734 г., императорским указом было предписано Смоленскую икону «выняв из стены перенести в полату и построить во оного чудотворного образа в той каменной полате церковь». Но без благословения Синода этого сделать не посмели. В сентябре 1735 г. из Синодального Казенного Приказа был выдан указ архимандриту монастыря Варлааму, согласно которому велено «вышепредъявленную полату устроить церковью по церковному чиноположению» [12].
Но в Описи монастыря 1735 г., которая начала составляться в октябре, то есть через месяц после данного указа, говорится не о церкви. В ней сказано, что «к стене против» Больничных палат «прикладена» «новопостроенная часовня деревянная», у которой «две стены дощатые» [13]. Часовня названия не имеет, но указано, что в ней находится каменная икона Смоленской Богоматери. Таким образом, в 1735 г. существовала только часовня с двумя деревянными стенками, созданная специально для этой иконы. Складывается впечатление, что, возможно, это был своеобразный навес с двумя «дощатыми» стенками над иконой, помещенной на стене. В следующей Описи, составленной через два года, уже говорится не о часовне, а о каменной церкви [14]. Итак, Смоленской церкви 30-х годов XVIII в. предшествовала часовня. Сооружена она могла быть как в г., сразу же после императорского указа, так и в 1735 г.
В поздней «сказке» говорится, что в 1735 г. из первой палаты «которая была поварнею, устроена помянутая церковь,... а другая устроена к той церкви трапезою» [15]. Это мнение утвердилось и в литературе.
|
Обычно вновь отстроенный храм в монастырских документах еще долго назывался «новопостроенным» [16]. Однако в 1737 г. церковь таковой не названа в отличие от «новопостроенной» часовни в Описи 1735 г. Вероятно, этот термин по отношению к ней не был применен потому, что для нее не было построено отдельное здание, а произошло приспособление названных палат под храм именно в период между 1735 и 1737 годами.
1737 г. — дата существования церкви, а не часовни, не вызывает сомнения. Но сведения о вкладе в феврале 1736 г. иконы в серебряном позолоченном окладе, отданной по приказу келаря «для поставления» в Смоленскую церковь, [17] позволяют считать, что обращение палат в церковь произошло не позже начала данного года. В Описи 1734 г. в часовне кроме каменной иконы Богоматери Одигитрии не названа больше ни одна икона. Это является косвенным подтверждением нашего предположения о существовании первоначально своеобразного навеса над иконой, ведь иконостас под навесом не располагали. То, что в 1736 г. вкладываются иконы, вероятнее всего говорит уже об основательном сооружении. Да и запись во Вкладной книге называет не часовню, а церковь.
В. и Г. Холмогоровы называют дату освящения строения - 1 декабря 1735 г. Они применяют термин «церковь». Возможно, что именно к этому времени после сентябрьского приказа из Синода и после начала составления Описи 1735 г. часовня была разобрана, а две монастырские палаты обращены в церковь.
Итак, для Смоленской церкви не было построено отдельное здание, а произошло приспособление двух старых палат, вероятнее всего, к декабрю 1735 г. Возможно, одной из них было помещение Ермолинской поварни XV в. Неизвестно, соединялись раньше палаты между собой или стояли отдельно друг от друга. Можно говорить лишь о том, что при устройстве (или еще до устройства) церкви они были объединены в одно здание. Это было единое сооружение со входом с юга, «по правой стороне церковных дверей» располагался иконостас, а «на левой стороне» от входа находилась трапезная [18].
На плане, составленном через несколько лет, в начале 1740-х годов, напротив Больничных палат мы видим Оружейную палату, «погреб и над ним галерею». С южной стороны от погреба под литерой «О» показана Смоленская церковь. Она изображена внутри строения, обозначенного буквой «г». В экспликации к плану указано, что это Смоленская церковь, которая «по прожекту отца наместника вновь строению быть надлежит». То есть в начале 1740-х годов ее собирались строить заново (ил. 1).
На генеральном плане 1745 г. из Архитектурного альбома Лавры Смоленская церковь изображена крестообразным в плане сооружением [19] (ил. 2). Любопытен не только план, но и фасад этой постройки. Это двухъярусное строение, фасад и купол которого выполнены почти так же, как фасад и купол изображенной рядом колокольни, находившейся тогда еще в процессе строительства. Фактически отличие составляет количество ярусов: три у колокольни (тогда еще не существовало проекта ее надстройки до 5 ярусов, выполненного Д. Ухтомским) и два — у Смоленской церкви (ил. 3). Таким образом, Смоленская церковь должна была представлять собой своеобразную уменьшенную копию Колокольни, но крестообразную в плане (в отличие от квадрата Колокольни).
Если автором проекта трехъярусной колокольни являлся придворный архитектор И. Шумахер, то кто создавал проект Смоленской церкви, зафиксированный в Альбоме чертежей, до сих пор остается неизвестным.
Этот проект или другой должны были осуществить, мы не знаем, но «зимой 1745 г. на будущую строительную площадку уже подвозили материалы...». Однако строительство было заморожено. Работы по возведению Смоленской церкви возобновились следующим летом. «Каменные работы продолжались всего один год. Столько же времени потребовалось на устройство кровли, изготовление иконостаса, выстилку полов и прочую внутреннюю и внешнюю отделку» [20]. К осени 1748 г. храм был отстроен.
Возвращаясь к предположению Б.Д. Комарова, основанному на почти невидимой надписи на чертеже из собрания СПМЗ о том, что проект Смоленской церкви был создан Д.В. Ухтомским, отметим, что на этом чертеже, точная дата создания которого неизвестна, Смоленская церковь изображена с одним крыльцом. Два из трех существовавших у храма крылец были разобраны в 1784 г. Если данный чертеж является обмерным, говорить об авторстве Д. В. Ухтомского не представляется возможным, так как, рассорившись с лаврскими властями еще в 1760-х годов, в 80-х годах XVIII в. он в монастыре не появлялся. Только в том случае, если музейный чертеж был проектом разборки двух крылец и создавался за очень долго до даты их сноса (что маловероятно), Д. Ухтомский мог иметь к нему какое-либо отношение. Таким образом, вопрос об авторе проекта Смоленской церкви и чертежа из собрания музея остается открытым.
По каким-то причинам отделка фасадов храма осталась незаконченной: «у отстроенной Смоленской церкви установленные в кладку стен белокаменные блоки капителей пилястр остались не завершенными » [21].
Построенный в 1748 г. храм был освящен только 1753 г. [22] в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Данные о более раннем освящении отсутствуют [23]. Почему 5 лет храм стоял неосвященным, и на каком этапе был изменен его проект — неизвестно. Очевидно лишь, что существующий храм, освященный в 1753 г., кардинально отличается от его проекта, зафиксированного Альбомом 1745 г.
В 1768 г. при церкви упоминаются «три крыльца из белаго камня» [24]. Но были ли они у храма изначально? Мы можем говорить лишь о том, что девятью годами раньше при описании церкви у нее названы только три двери и никаких крылец при них не упоминается [25]. В 1784 г., как уже упоминалось, два боковых крыльца — северное и южное — были разобраны, из дверей сделаны окна, а западное крыльцо было разобрано и сделано заново [26].
Таким образом, вновь упоминаются только три крыльца храма. Между тем Б.Д. Комаров во время реставрационных работ 1956 г. нашел следы от четырех крылец церкви [27]. Но никаких письменных свидетельств существования четвертого крыльца до сих пор не обнаружено.
Можно предположить, что восточное крыльцо, если и существовало, было декоративным, и вело к нише, имеющейся на восточной грани стены церкви. Находилось ли что-то в ней в начальный период — документальных данных не обнаружено. В более позднее время над ней был устроен «металлический полуциркульный зонт», а в ней — «на деревянной горке укреплено деревянное Распятие» [28]. В декабре 1979 г. в нише была установлена каменная резная икона Богоматери Одигитрии Смоленской.
Сопоставляя планы церквей, имеющих центрическое построение (церкви в Дубровицах (1690-е годы), церкви Петра Митрополита Высокопетровского монастыря в Москве (1690), церкви Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1693), Куракинской церкви в Москве (1731-1732) и других), Б.Д. Комаров пришел к выводу, что только в композиции плана Смоленской церкви входы на лестницы крылец-гульбищ расположены на диагоналях плана, тогда как в других храмах лестницы расположены на осях входов [29]. Таким образом, Б.Д. Комаров выявил индивидуальную особенность Смоленского храма Троицкого монастыря.
Крыльца были восстановлены: в 1958 г. — западное, южное и северное под руководством Б. Д. Комарова, и восточное — в 1977 г. под руководством В.И. Балдина. Но в период 2006-2008 гг. во время работ, которые проводились Патриаршим архитектурно-реставрационным центром, все четыре крыльца, как требующие ремонта, были разобраны и воссозданы только два — западное и восточное - вопреки документальным данным [30].
Западное крыльцо церкви просуществовало до середины XIX в. В 1853 г. вместо него была сделана паперть «в виде полукружия» с крыльцом [31]. В ней установили иконостас. Большие работы были проведены в самой церкви. В том числе произошла замена (или переделка) иконостаса. Из золоченого он становится покрытым искусственным мрамором, что существенно меняло его восприятие в интерьере храма. В подвальной части здания была сложена духовая печь - храм стал теплым.
В 1856 г. «круглое помещение под церковью...с благословения... митрополита...Филарета было обращено... в часовню-усыпальницу для неусыпного псалтырного чтения по братии, вкладчикам и благотворителям обители. После кончины М. Филарета часовня была упразднена и чтение псалтыри перенесено в храм у гроба почившего Святителя, 7 мая 1868 г.» [32]
По завершении строительства стены Смоленской церкви были покрашены в красный цвет [33]. В 1781 г. она была «расписана вся голубою краскою на масле с пристойными украшениями» [34]. В 1823 г. ее фасады были покрашены «розовою краскою» [35]. Розовыми или красными стены церкви оставались до 1964 г., когда под руководством В.И. Балдина их покрасили в тон голубовато-бирюзовому цвету стоящей рядом Колокольни [36].
К северо-востоку от Смоленской церкви располагалось кладбище. В 1841 г. вокруг него была поставлена ограда так, «чтобы в черту оного пришел угол с березами противу Каличьей башни» [37]. В 1898 г. была выстроена новая ограда по проекту лаврского архитектора А.А. Латкова. Ограда представляла собой обыкновенную кирпичную стенку. А ворота были поставлены большие, выполненные в русском стиле с вкраплениями белокаменных деталей. Возведение краснокирпичной ограды в то время, в какой-то мере, могло быть оправдано красным цветом Смоленской церкви и стоящей рядом Колокольни. Но в целом крупные ворота довольно грубовато вписывались в монастырский ансамбль, их стиль резко диссонировал со стоящими рядом строениями. В 1940-х годах они были разобраны.
Службы в Смоленской церкви прекратились, как и во всех храмах монастыря, после октябрьских событий 1917 г. Через 10 лет после закрытия Лавры на ее территории предполагали открыть дом отдыха «не менее чем на 500 человек». Для отдыхающих собирались приспособить Больничные палаты, а под — кухню Смоленскую церковь [38]. Но это проект осуществлен не был.
До конца 1941 г. церковь была занята Загорским Отделением Заготзерно. А после Великой Отечественной войны в ней разместили каменнорезную мастерскую Художественно-ремесленного училища № 59, созданного для подготовки специалистов-реставраторов [39]. В 1947 г. архитектором И.В. Трофимовым была осуществлена разборка поздней паперти [40]. Ко времени передачи Смоленской церкви Патриархии (Приказ по МК РСФСР № 50 от 5 сентября 1956 г.) ее помещение было занято фондами скульптуры Государственной Третьяковской галереи (40 произведений) [41]. В 1956 г. в храме взамен утраченного был установлен близкий по времени иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы «что в Охотном ряду», разобранной на рубеже 1920 — 1930-х годов [42]. В 1961 г. в цокольной части храма была устроена небольшая крипта, где был погребен митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич).
Итак, в результате проделанной работы было выявлено, что:
- в 1731 г. впервые зафиксирована идея возведения новой церкви для размещения каменной иконы Богоматери Одигитрии Смоленской;
- Смоленской церкви середины 30-х годов XVIII в., устроенной из двух палат, предшествовала часовня, не упоминаемая ни в одной публикации;
- в начале 1740-х годов Смоленскую церковь предполагали перестроить;
- по проекту перестройки 1745 г. это должно было быть крестообразное в плане двухъярусное сооружение, фасад и купол которого выполнены почти так же, как и фасад, и купол, строившийся рядом по проекту И. Шумахера Колокольни. Проект, в корне отличающийся от существующей постройки. Кто являлся автором проекта храма - неизвестно;
- в 1746-1748 гг. было выстроено каменное здание церкви. Но ее освящение последовало только через пять лет после окончания строительства. Почему так, и на каком этапе произошла кардинальная смена проекта храма, возможно, выявят будущие исследования. Вероятно, они же прояснят, сколько крылец было у церкви, и существовали ли они изначально.
Η.В. Холодкова. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России, Сергиев Посад, 2012 г., С.64-74
Примечания:
[1] Пономарев П. Краткое историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы Лавры. М. 1796; Горский Л.В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. 1879; Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909; Трофимов И.В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры. М. 1961; Вздорное Г.И. Архитектурный альбом 1745 - 1789 гг. Архив СПМЗ. Инв.НА - 310. 1961.; Балдин В. И. Загорск. М., 1984.
[2] СПМЗ. Инв. 67 арх. ΚΠ 10202. В настоящее время подпись на чертеже визуально практически неразличима. Требуется специальная аппаратура для ее прочтения.
[3] Комаров Б.Д. Смоленская церковь (Одигитрии) - памятник архитектуры XVIII в. // Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Сообщения. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 62-63.
[4] Ильин М.А. Загорск. Л., 1971. С. 119.
[5] Зубов В.П. Церковь Одигитрии. Архив СПМЗ. Инв.НА -159. 1942.
[6] Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы лавры. СПб., 1865. С. 8.
[7] Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. (Далее - Опись 1641 г.). СПМЗ. Инв. 289-ихо. JI. 520 об. «Против больниц полата каменная куют в ней кузнецы мнстрское всякое железное дело подле кузнечной полаты поварня братецкая каменная... По сторон той братецкой поварни ж каменные стряпают в них в гдарев приход у поварен же хлебенная изба».
[8] Опись Троице-Сергиева монастыря 1701 г. (Далее - Опись 1701 г.). РГАДА. Ф. 237. On. 1. Д. 27. Л. 406 об.- 407.: «Против болнишных келей на другой стороне оружейная полата...да подле келей, где живет оружейной старец, болшая кузница каменная... да подле той же болшой кузницы две полаты, где кормятся работные люди».
[9] Опись Троице-Сергиева монастыря 1735 г. (Далее - Опись 1735 г.). СПМЗ. Инв. 54-рук. Л. 293 об.
[10] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 984. Л. 15, 15 об. Любопытно отметить, что хотя первое чудо у этой иконы произошло в 1730, а еще одно — в 1735 г., в монастырских документах учета 1735 г. и 1737 г. древняя икона чудотворной не именуется. (СПМЗ. Опись 1737 г. Л. 293 об.; Инв. 46-рук. Л. 169 (Далее - Опись 1737 г.). Впервые таковой она названа в Описи 1756 г. (СПМЗ. Инв. 47-рук. Л. 80 об.). Интересно и то, что в рукописном варианте Краткого исторического описания Лавры П. Пономарева о чуде 1730 г. сказано, а в печатном виде эти сведения опущены. Токарева Т.Ю. Хмодкова Н.В. СПМЗ. Рукопись. 2006.
[11] Горский А.В. Указ. соч. С. 12.
[12] В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Радонежская десятина Московского уезда. //ЧОИДР. 1886. Кн. 4. С. 198.
[13] Опись 1735 г. Л. 293 об.
[14] На разницу записей о Смоленской церкви в Описях 1735 и 1737 годов впервые обратила внимание Т.Ю.Токарева.
[15] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 984. Л. 15 об.
[16] Временную протяженность термина «новопостроенный» применительно к храмам обители по монастырским описям прослеживала Т.Ю. Токарева.
[17] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 296;
[18] Опись 1737 г. Л. 166 об, 170 об. Южное крыльцо к церкви изображено на плане ТСМ И. Мичурина 1740 г.
[19] СПМЗ. Инв. 5562 ИХО. Л. 5.
[20] Вздорное Г.И. Указ соч. С. 80.
[21] Комаров. Б.Д. Указ соч. С. 62.
[22] В коллекции СПМЗ имелся антиминс в Смоленскую церковь освящения 6 июня 1753 г., (Инв. 9691 ИХО), переданный Патриархии. Отметим, что в Ведомости 1768 г. говорится, что строена церковь «в 753 г. лаврскою суммою с присоединением вклада графа Алексея Григорьевича Разумовского» (РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 297. Л. 13). В этом случае остается неясным, сделана эта запись на основании имеющегося в храме антиминса, или по воспоминаниям очевидцев, бывших свидетелями каких-либо перестроек храма. Все же добавим, что в цитируемом документе не все сведения приводятся точно.
[23] «Известно немало случаев, когда церкви освящались много лет спустя после завершения их строительства. На Руси существовала даже особая практика малого и большого освящения, позволявшая совершать службы в новоотстроенных соборах или больших церквах до тех пор, пока их не освящал какой-либо архиерей» (Вздорное Г.И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII - начла XVIII в. // Русское искусство XVIII века: материалы и исследования. М., 1973. С. 20).
[24] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 297. Л. 13.
[25] Опись Троице-Сергиева монастыря 1759 г. (Далее - Опись 1759 г.). СПМЗ. Инв. 48-рук. Л. 72.
[26] РГАДА. Д.24034. Л. 2: 1783 г.: «Словесным приказом его высокопреосвященства велено...представить о разломке двух боковых крылец при Смоленской церкви, а из дверей зделать окны, от больницы крыльцо починить»; РГАДА. Д. 1207. Л. 12:1784 г.: «Состоящие при Смоленской церкви, что против больницы два боковых крыльца разобрать и сделать по фасаду 2 окна как приказано будет так и с западной стороны крыльцо разобрать до фундамента зделать вновь из старого имеющегося при тех крыльцах камня, есть ли же старого камня доставать не будет, то употребить новой».
[27] «Белокаменный цоколь...ранее был окружен открытыми крыльцами - папертями с широкими парадными лестницами, с четырех сторон обрамлявшими храм резными белокаменными баллюстадами. В земле частично сохранилась белокаменная кладка с профильными тягами и рустовкой углов и резные белокаменные балясины балюстрад». Комаров Б.Д. Указ. соч. С. 60-61.
[28] Опись Троице-Сергиева монастыря 1908 г. (Далее-Опись 1908 г.). СПМЗ. Инв. 42 рук. Л. 233.
[29] Комаров Б.Д. Указ. соч. С. 61.
[30] Осенью 2011 г. были воссозданы северное и южное крыльца.
[31] РГАДА. Д. 19953. Л. 45,48 об. В литературе обычно указывается 1854 г.
[32] Опись 1908 г. Л 224 об. Речь идет о приделе Филарета Милостивого у Духовской церкви (разобран в 1939 г.)
[33] Вздорное Г.И. Архитектурный альбом... С. 80.
[34] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 984. Л. 14 об.; Пономарев П. Указ соч. С. 25.
[35] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1.
[36] Опись 1908 г. Л. 223 об.: «Стены здания окрашены в бело-розовый цвет, пилястры и выступы в белый, а цоколь — в красно-бурый цвет».; Комаров Б.Д. Указ. соч. С. 61: Стены снаружи были окрашены турецким баканом, цоколь, пилястры и архитектурные детали — белые. (Бакан — багряная краска, добываемая из червца). В октябре 2011 г. стены церкви были покрашены в цвет разбеленной терракоты.
[37] РГАДА. Д. 5595. Л. 5.
[38] Архив СПМЗ. Инв. НА- 1/45. Л. 4. Прот. № 12 от 13 января. 1929 г.
[39] Архив СПМЗ. Инв. НА- 1/120. Л. 24.
[40] Архив СПМЗ. Инв. НА-1/127. Л. 96.; 1946 год разборки паперти назван в книге И.В. Трофимова Указ. соч. С. 180.
[41] Архив СПМЗ. Инв. НА-1/.206. Л. 37.
[42] Архив СПМЗ. Инв. НА 1/271. Л. 49.