Психологическая характеристика




Творчество и его психологическая характеристика.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

психологическая характеристика

Среди личностных свойств, влияющих на креативность как универсальную способность к творчеству, Малахова И.А. выделяет следующие: природные задатки и индивидуальные особенности человека; возрастные параметры развития; социальная среда; характерологические особенности; мотивы и дисциплина творчества; структура и характер деятельности.

Я.А.Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:

1. способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;

2. интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.

В англоязычной литературе к главным качествам твор­ческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения».

Многочисленные исследователи выделяют свои состав­ляющие творческого потенциала. Наиболее важными чертами гения считаются высокий интеллект и особые способности, которые перевешивают. Плюс добавляют упорство, безрассудную смелость, интеллектуальную отвага.

Интересно, что творческие натуры легко приспосабливаются к людям, но в целом они менее склонны к социальным контактам, общению.

По сравнению с общей популяцией найдено преобладание шизотимических черт и интравертированность.

 

Творчество – это синдром раскрепощенности. То есть, творческие люди характеризуются отсутствием как познавательного, так и поведенческого угнетения. Г.Айзенк связал творчество с личностно измеренным психотизмом: агрессивностью, холодностью, эгоцентризмом, импульсивностью, антисоциальностью, упрямством.

Часто у творческих личностей встречаются такие черты, как:

Ø «детскость», доходящая до инфантилизма;

Ø особое, «горькое»,чувство юмора;

Ø «самостояние»человека;

Ø наивность, чудачества и заблуждения гениев.

Структура творческой личности состоит из следующих компонентов (И.А.Малахова):

 

а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;

 

б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;

 

в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.

 

Количество свойственных творческой личности качеств, изучаемых различными исследователями, очень велико, и зачастую выделяются противоположные друг другу характеристики. Исследуемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Но они рассматриваются как рядоположенные, равнозначные вне всякой иерархии. Наиболее про­тиворечивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но множество экспериментальных результатов противоречат этому.

Н.О.Лосский, занимаясь типологией человеческих характеров, взял за основу классификации то, что сегодня называется направленностью личности: то, “чем жив человек”, что для него самоценно, а не служит средством для чего-то более значимого. С этой точки зрения Н.О.Лосский различал три основные типа “характеров”:

Ø Чувственный. Главным для таких людей является удовлетворение физических потребностей.

Ø Эгоцентрический. Для эгоцентрика главное – самоутверждение в той или иной форме, в том числе, может быть, и наносящее ущерб потребностям первого уровня.

 

Ø Сверхличный. Это люди, для которых главным становится что-либо, не имеющее, казалось бы, отношения ни к их телу, ни к их эго. К этому высшему типу относятся, в частности, выдающиеся творцы в искусстве и других областях культуры.

Н.О.Лосский отметил, что у выдающихся творцов некоторые качества второго, эгоцентрического уровня (себялюбие, тщеславие, ревность и т.д.) бывают иногда “чудовищно развиты”. И, тем не менее, они обладают еще более высокой способностью освобождаться от них в творчестве, делаться проводниками сверхличного.

Среди людей, художественно одаренных, есть представители разных типов акцентуаций характера. С одной стороны, творческая деятельность накладывает свой отпечаток на личность, развивая акцентуации, а с другой, – некоторые акцентуации характера благоприятствуют развитию способностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: