Это требует повышенного внимания, строгого соблюдения требований ПТЭ И ДИ.
Управление при буксовом состоянии пути.
Вагон контактирует с рельсом через колесо. Колесные пары вагона под действием вращающего момента от тягового двигателя стремятся вращаться, но для движения вагона этого недостаточно. Для получения качения колес по рельсам необходима еще сила сцепления. Такая сила возникает в результате того, что вес вагона, передаваемый через колеса на рельсы, создает сцепление колес с рельсами. В точке касания колеса и рельса создается, как бы упор, от которого колесо стремиться оттолкнуться под действием развиваемого двигателем - вращающего момента.
Сила сцепления зависит от сцепного веса вагона (это вес приходящийся на моторную ось) и коэффициента сцепления. Нормальное качение вагона осуществляется до тех нора пока сила сцепления больше или равна силе тяга, т.е. пока колеса имеют нормальный упор.
Когда сила тяги превышает силу сцепления, колеса теряют необходимый упор, сцепление колес с рельсами нарушается, и они продолжают вращаться, скользя по рельсам. Это явление носит название буксования колесных пар.
В тормозном режиме сила торможения также не должна превышать силу сцепления колеса с рельсом. Как только тормозная сила превысит силу сцепления, колеса также теряют необходимый упор, перестают вращаться (заклинивают) и начинают скользить но рельсам. Это явление носит название юза колесных пар. Для устранения явления буксования или юза колесных пар необходимо уменьшить силу тяги или торможения или увеличить сцепление колеса с рельсом, посыпая песок на рельсы. Коэффициент сцепления зависит от ряда факторов:
|
1. От материала бандажей и рельсовых путей. С увеличением твердости стали увеличивается коэффициент сцепления. Бандажи колес после обточки имеют более мягкую катательную поверхность, меньший коэффициент сцепления и более подвержены юзу, чем колеса с накатанной твердой поверхностью в результате длительной эксплуатации.
2. От состояния рельсовых путей. Коэффициент сцепления резко падает, если на рельсах имеется грязь, иней, масляные пятна, листья и т.п. Коэффициент сцепления можно повысить, посыпая рельсы песком. Наибольший коэффициент сцепления дают сухие и чистые рельсы. Коэффициент сцепления колес при чистых мокрых рельсах (сильный дождь) приближается к коэффициенту сцепления сухих и чистых рельсов.
3. От скорости вагона. При повышении скорости коэффициент сцепления уменьшается.
Наиболее существенным фактором, влияющим на коэффициент сцепления, является состояние рельсового пути.
Некоторые водители вспоминают о методах управления вагоном при буксовом состоянии пути только осенью при листопаде. Хотя буксовка может быть в любое время года.
В жаркие летние дни на новых путях построенных по современной технологии водителя подстерегает опасность. Между рельсом и дорожным покрытием заливается резино-битумная мастика, избытки мастики при высоких температурах выплавляются и попадают на головку рельса, и путь становиться буксовым. Когда опускается на дорогу туман, начинается мелкий моросящий дождь, после поливки путей или при повышенной влажности, смесь из капелек воды материалы износа дорожного покрытия и шин создают своеобразную смазку, которая, попадая на головку рельса, ухудшает сцепление. Если рядом с трамвайными путями ведется асфальтировка дорожного покрытия, то попадание асфальтной массы на головку рельса также ухудшает сцепление. В мороз при появлении инея, т.е. при перепаде температур так же ухудшается сцепление. Наличие черного налета на головке рельса указывает на появление буксовки.
|
При буксовом состоянии пути тормозной путь увеличивается. Необходимо увеличить дистанцию с учетом скорости движения и возможностью остановить вагон. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Зависимость пройденного расстояния вагоном от скорости вагона.
V (км\час) | S (м) за 3 сек. |
8,4 | |
12,6 | |
16,8 | |
20,7 | |
24,9 | |
29,1 | |
33,3 | |
36,5 | |
41,7 | |
45,9 | |
50,1 |
Движение по буксовому пути необходимо осуществлять очень плавно, без резкого изменения режима движения, максимально использовать режим выбега. При трогании поезда с места для устранения явления буксовки, необходимо увеличить сцепление колеса с рельсом: посыпать рельсы песком.
Не тормозить резко, это не только бесполезно, но и опасно. Водитель должен вести поезд так, чтобы нормальная начальная скорость торможения при буксовом состоянии пути не превышала 15 км\час. Водитель должен осуществлять плавное торможение, т.е. при снижении скорости максимально использовать неавтоматические тормозные позиции Т1-ТЗ. При появлении юза колесных пар при торможении следует, не переводя ручку контроллера на следующие позиции, включить рельсовый тормоз и посыпать рельсы песком, до выхода вагона из юза. Перетормаживать вагон электрическим тормозом запрещается. После выхода вагона из юза продолжить торможение вагона служебным тормозом.