Методика исследования лексики у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой(Лалаева Р.И., Прищепова И.В.)
Структура методики
1. Исследование объема и качества номинативного словаря
2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
4. Называние слов-синонимов
5. Называние слов-антонимов
6. Исследование умения объяснять значения слова
7. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях
Содержание методики
1. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам: "Дни недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".
Оценка результатов:
высокий уровень - объем экспрессивного и импрессивного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы;
уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный;
средний уровень - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно;
|
уровень ниже среднего -- низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы;
низкий уровень - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.
Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.
Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому вышеуказанные картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается, а также назвать действия людей.
Оценка результатов:
высокий уровень -. правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях;
уровень выше среднего - допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора;
средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно;
уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью логопеда;
низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.
Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
|
Материал - картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.
Процедура и инструкция. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть картинку, назвать ее и подобрать к названию предмета нужное слово, соответствующее вопросу "Какой?" "Какая?" "Какое?".
Оценка результатов - см. п. 2.
Называние слов-синонимов
Речевой материал - напечатанные на карточках слова:
сердечный - | примчался - |
грубый - | навредить - |
капризный - | хвалить - |
Колючий - | рыбачить - |
Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово.
Оценка результатов:
высокий уровень - задание не вызывает затруднений;
уровень выше среднего - отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют их исправить;
средний уровень - систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить его до конца;
уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора;
низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.