Глава 3. Система целей обучения




Для 5-9 классов уровня основного среднего образования

(с русским языком обучения) по обновленному содержанию

Глава 1.Общие положения

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Цель обучения учебному предмету «Русская литература»– способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.

3. Задачи обучения учебному предмету «Русская литература»:

1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;

2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;

3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;

4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.

Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Русская литература»

4. Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет:

1) в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

2) в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

3) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

4) в 8 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

5) в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

5. Содержание программы по учебному предмету «Русская литература» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.

6. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.

7. Базовое содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».

8. Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:

1) Понимание терминов;

2) Понимание художественного произведения;

3) Чтение наизусть и цитирование;

4) Составление плана;

5) Пересказ;

6) Ответы на вопросы.

9. Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы:

1) Жанр;

2) Тема и идея;

3) Композиция;

4) Анализ эпизодов;

5) Характеристика героев;

6) Художественный мир произведения в разных формах представления;

7) Отношение автора;

8) Художественно-изобразительные средства;

9) Творческое письмо.

10. Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих разделов:

1) Оценивание художественного произведения;

2) Сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства;

3) Сопоставление произведений литературы;

4) Оценивание высказываний.

11. Базовое содержание

12. 5 класс

1) Понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; общее представление о художественном произведении, осмысление темы; выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических); простой план; краткий пересказ содержания произведения или отрывка; краткий и полный ответ на вопрос.

2) Анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя; определение основной мысли произведения при поддержке учителя; выделение в тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя; анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя; характеристика героев при поддержке учителя; анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах; определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя; анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя; написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям).

3) Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий; сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.

Изучаемые произведения:

1) Былины. Цикл об Илье Муромце

2) А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

3) М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

4) М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»

5) В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»

6) А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

7) К. Д. Бальмонт. «Фейные сказки»

8) Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»

9) О. Уайльд. «Соловей и роза»

10) К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»

11) Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»

12) А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

13) М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»

13. 6 класс

1) Понимание и ответы по тексту: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы; общее представление о художественном произведении, главная и второстепенная информация; выразительное чтение наизусть фрагментов текстов (поэтических, прозаических, драматических); простой цитатный план; краткий, подробный пересказ содержания произведений небольшой эпической или драматической формы, выражение своего мнения о героях и событиях; развернутый ответ на вопрос.

2) Анализ и интерпретация: определение жанра (рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаков; определение основной мысли произведения с опорой на его структурные элементы; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение их роли в сюжете произведения; анализ эпизодов драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных героев; характеристика героев с использованием плана и цитат из текста; анализ художественного пространства и времени и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах; определение отношения автора к главным и второстепенным героям; анализ изобразительных средств (метафоры, олицетворения) и фигур поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы); творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражение своего понимания прочитанного, использование изобразительных средств языка.

3) Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, оценивание поступков главных героев; сравнение художественных произведений с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий при поддержке учителя (план сравнительной характеристики); сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике и проблематике; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования.

Изучаемые произведения:

1) Мифы Древней Греции (о Прометее, Геракле, Икаре, Актеоне)

2) Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»

3) Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии)

4) Тюркская мифология (миф о создании мира)

5) Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне, Содоме и Гоморре)

6) А.Ахматова «Лотова жена»

7) Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»

8) Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

9) Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» (или Л.Н.Андреев. «Ангелочек»)

10) В.Токарева. «Рождественский рассказ»

11) И.С. Тургенев. «Муму»

12) Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

13) В.С. Высоцкий. «Песня о друге»

14) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

15) А.Н. Островский. «Снегурочка»

16) И.С.Тургенев «Бежин луг»

17) М.Ю. Лермонтов. «Русалка»

14. 7 класс

1) Понимание и ответы по тексту: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора; понимание художественного произведения в деталях, известная и неизвестная информация; самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов произведений, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; сложный план; краткий, подробный, выборочный пересказ содержания произведения или отрывка, выражение своего мнение о героях и событиях; аргументированный ответ на проблемный вопрос.

2) Анализ и интерпретация: определение жанра (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) и его признаков; определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о поступках героев; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение роли эпиграфа и его смысла; анализ в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизодов, важных для характеристики главных и второстепенных героев; характеристика героев произведения на основе деталей и цитат из текста; анализ сюжета и композиции, художественных образов и оформление своего представления в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; определение отношения автора к главным и второстепенным героям, аргументация своей позиции; анализ изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основных приемов комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм); творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражение своего отношения к прочитанному, использование изобразительных средств языка.

3) Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение мнения о героях и событиях; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов; сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.

Изучаемые произведения:

1) Притча о блудном сыне, легенда об Арионе

2) А.С. Пушкин «Арион», «Анчар»

3) А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

4) К.Г. Паустовский «Телеграмма»

5) Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета

6) У. Блейк. «Тигр»

7) О.О. Сулейменов. «Волчата»

8) Р. Бредбери. «Зеленое утро»

9) А.Новоселов. «Санькин марал»

10) И.А. Крылов. Басни

11) Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

12) М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»

13) М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя)

14) В.А. Жуковский. Баллады

15) В. Набоков. «Рождество»

16) В. Тендряков. «Хлеб для собаки»

17) Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно»

15. 8 класс

1) Понимание и ответы по тексту: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, различение открытой и скрытой (подтекст) информации; самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, отражающих тематику произведения; сложный цитатный план; пересказ содержания произведения или отрывка, использование разных приемов цитирования; аргументированный ответ на проблемный вопрос, использование цитат.

2) Анализ и интерпретация: определение жанра (трагедия, комедия, поэма) и его признаков; определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о проблематике; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение значения вставных эпизодов; анализ эпизодов произведений, объяснение их связи с проблематикой и роли в развитии сюжета; характеристика героев произведения, их поступков, мотивов поведения, значения имен и фамилий; анализ системы образов, хронотопа, структуры произведения и оформление своего представления с помощью различных способов свёртывания информации (схем, таблиц, интеллект-карт, ментальных карт, диаграмм); способы выражения авторского отношения к героям; способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм); написание творческих работ (письмо литературному герою, сценарии), выражение отношения к герою, его поступкам, использование изобразительных средств.

3) Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, отстаивание своей точки зрения, оценивание поведения, поступков героев, позиции автора; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика специфических средств создания образов в разных видах искусства; сопоставление произведения (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературе, близких по тематике/

проблематике/ жанру с учетом особенностей национальной культуры; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.

Изучаемые произведения:

1) Н.А. Некрасов. «Школьник», «Крестьянские дети»

2) В. Распутин. «Уроки французского»

3) Ч. Айтматов. «Белый пароход»

4) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

5) А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

6) Лирика поэтов 19 века

7) О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»

8) Н.В. Гоголь. «Ревизор»

9) А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя)

10) В. М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)

11) М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

12) А. Грин. «Алые паруса»

13) Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

14) М. Цветаева. Лирика

15) А. Ахматова. «У самого моря»

16. 9 класс

1) Понимание и ответы по тексту: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм; понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, выражение отношения к услышанному или прочитанному; самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, связанных с проблематикой произведения; тезисный план; пересказ содержания произведения, использование разных приемов пересказа, творческое переосмысление развития сюжета; развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники.

2) Анализ и интерпретация: определение жанра и его признаков (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ); определение темы и идеи произведения, выражение мнения об их актуальности и аргументация своей позиции; выделение в тексте произведения элементов композиции, различие видов композиции, объяснение значения лирических отступлений; анализ в произведении эпизодов, важных для определения конфликта, объяснение связи с другими эпизодами; характеристика героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; анализ художественного мира произведения, оформление своего представления с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы); способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; анализ средств и приемов создания образов, изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градации, парцелляции); написание сочинений на литературные и свободные темы, рецензий (на спектакли и/или экранизации произведения).

3) Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, объяснение своей позиции с учетом различных мнений, оценивание актуальности проблематики произведения; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, выделение индивидуальных авторских приемов; сопоставление произведений (или фрагментов) русской литературы с произведениями казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, с учетом особенностей национальной культуры, объяснение позиции авторов; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности.

Изучаемые произведения:

1) У. Шекспир. Сонеты

2) П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения

3) А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»

4) И.С. Тургенев. «Ася»

5) А.И. Куприн. «Олеся»

6) Н.В. Гоголь. «Шинель»

7) Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»

8) Л.Н. Толстой. «После бала».

9) А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»

10) А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

11) Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

12) А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

13) А.П. Чехов. «Анна на шее» и другие рассказы

14) Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье»

15) Ги де Мопассан. «Ожерелье»

Глава 3. Система целей обучения

 

17. Цели обучения в программе содержат кодировку. Первое число кода обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели в данном подразделе. Например, в кодировке 7.2.1.4 «7» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.

1) Понимание и ответы по тексту

Обучающиеся должныуметь:
Подраздел 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Пониманиетерминов 5. 1. 1.1 - понимать термины: художест-венная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художест-венное время и пространст-во, конфликт, герой, повествова-тель, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм 6. 1. 1.1 - понимать термины: художествен-ный мир, миф, мифический герой, мифологичес-кий образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворе-ние, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы 7. 1.1.1 - понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастичес-кий рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художествен-ная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 8. 1. 1.1 -понимать термины: романтизм и реализм как литератур-ныенаправле-ния, историчес-кий образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологи-ческийпаралле-лизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиогра-физм 9.1.1.1-понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция,афоризм
Пониманиехудожест-венногопроизведения 5. 1. 2.1 - общеепредставле-ние о художествен-номпроизведе-нии, осмысливать тему 6.1. 2.1 - иметь общеепредставление о художествен-номпроизведе-нии, понимать главную и второстепен-ную информацию 7.1. 2.1- понимать художествен-ное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 8.1.2.1 - понимать художест-венноепроизведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информа-цию 9.1. -2.1понимать художест-венноепроизведе-ние, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанно-му или прочитанно-му
Чтение наизусть ицитирова-ние 5.1.3. 1 - читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) 6.1. 3. 1 - читать наизусть выразительнофрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматичес-ких) 7. 1.3.1- самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа персонажа 8. 1.3.1 - самостоя- тельно находить в тексте и выразитель-но читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведе-ния 9.1. 3.1- самостоя-тельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблемати-кой произведения  
Составле-ние плана 5.1. -4.1Составлятьпростойплан 6.1. -4.1составлять простой цитатный план 7.1. -4.1Составлятьсложныйплан 8.1. -4.1составлять сложный цитатный план 9. 1.4.1 - Составлять тезисный план
Пересказ 5. 1.5.1 - кратко пересказывать содержание произведения или отрывка 6.1.5.1- пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматичес-кой формы, выражая своё мнение о героях и событиях 7.1. 5.1- пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведенияили отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях 8. 1.5.1 - пересказы-вать содержание произведе-нияили отрывка, используя разные приемы цитирования 9.1. 5.1 - пересказы-вать содержание произведе-ния, используя разные приемы пересказа, творчески переосмыс-ливая развитие сюжета
Ответына вопросы 5.1. 6.1 - давать краткий и полный ответ навопрос 6.1. 6.1 - давать развернутый ответна вопрос 7.1.6. 1 - давать аргументиро-ванныйответ на проблемный вопрос 8. 1.6.1 - давать аргументи-рованный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты 9.1. 6.1 - Давать развернутый аргументиро-ванный ответ на проблемный вопрос со ссылкойнаисточники

2) Анализ и интерпретациятекста

Обучающиеся должны уметь:
Подраздел 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
1. Жанр 5.2. 1.1 - определять жанр и его признаки (былина, сказка, литератур-ная сказка) при поддержке учителя 6.2. 1.1 - определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка) 7. 2.1.1 - определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворе-ние, фэнтези, фантасти-ческий рассказ) 8. 2.1.1 - определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма) 9.2. 1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ)
2. Темаиидея 5. 2.2.1 - определять основную мысль произведе-ния при поддержке учителя 6. 2.2.1 - определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы 7. 2.2.1 - определять тему и идею произведе-ния, выражая своё мнение о поступкахгероев 8. 2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике 9. 2.2.1 - определять тему и идею произведе-ния, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию
3. Компози-ция 5. 2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композициипри поддержке учителя 6. 2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения 7.2. 3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 8.2. 3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов 9. 2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений
4. Анализ эпизодов 5.2. 4.1 - анализиро-вать эпизоды, важные для характерис-тики главных героев, при поддержке учителя 6.2. 4.1 - анализиро-вать эпизоды драматичес-ких и прозаических произведе-ний, важные для характерис-тики главных героев 7.2. 4.1 - анализиро-вать в прозаичес-ком, драматичес-ком и лирическомпроизведе-ниях эпизоды, важные для характерис-тики главных и второстепен-ных героев 8.2. 4.1 - анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета 9.2. 4.1 - анализиро-вать в произведе-нии эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами
5. Характе-ристика героев 5. 2.5.1 - характери-зовать героев при поддержке учителя 6.2. 5.1 - характеризо-вать героев, используя план и цитаты из текста 7.2. 5.1 - характери-зовать героев произведе-ния на основе деталей и цитат из текста 8.2. 5.1 - характеризо-вать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий 9.2. 5.1 - характеризо-вать героев произведения на основе их социальных и межличност-ных отношений
6. Художест-венный мир произведе-ниявразныхформах представ-ления 5.2. 6.1 - анализиро-ватьхудожест-венное пространст-во и оформлять своё представле-ние в рисунках, схемах, кластерах и др. 6.2. 6.1 - анализиро-вать художествен-ное пространство и время и оформлять своё представле-ние в рисунках, схемах, кластерах и др. 7. 2.6.1 - анализиро-вать сюжет и компози-цию, художест-венные образы и оформлять своё представле-ние в таблицах, схемах, кластерах, презентаци-ях и др. 8.2. 6.1 - анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) 9.2. 6.1 - анализиро-ватьхудожест-венный мир произведе-ния, оформляя своё представле-ние с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)
7. Отноше-ние автора 5. 2.7.1 - определять отношение автора кглавнымгерояпри поддержке учителя 6.2. 7.1 - определять отношение автора к главным и второстепен-ным героям 7.2. 7.1 - определять отношение автора к главным и второсте-пенным героям, аргументи-руя свою позицию 8.2. 7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям 9. 2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изобража-емым событиям
8. Литератур-ные приемы и изобрази-тельные средства   5.2. 8.1 - анализиро-вать изобрази-тельные средства в художест-венном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя 6.2. 8.1 - анализиро-вать изобразитель-ные средства (метафоры, олицетворе-ния) и фигуры поэтического синтаксиса (риторичес-кие вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы и др.) 7. 2.8. 1 - анализиро-вать изобрази-тельные средства и фигуры поэтическо-го синтаксиса в художест-венном тексте (аллитера-ции, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) 8. 2.8.1 - анализировать способы авторской характеристики героев, изобразитель-ные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологичес-кий параллелизм, автобиогра-физми др.) 9. 2.8.1 - анализиро-вать средства и приемы создания образов, изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворе-ния, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
9. Творчес-кое письмо 5. 2.9. 1 - писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литератур-ные темы по опорным словам, иллюстра-циям и др.) 6.2. 9.1 - писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнитель-ныехарактерис-тики и др.), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразитель-ные средства языка 7. 2.9.1 - писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литератур-ным героем и др.), выражая своё отношение к прочитан-ному, используя изобрази-тельные средства языка 8. 2.9. 1 - писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии и др.), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразитель-ные средства 9. 2.9.1 - писать сочинения на литератур-ные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведе-ния) и др.

3) Оценка и сравнительный анализ

Обучающиеся должны уметь:
Подраздел 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
1. Оценива-ниеудожест-венного произведе-ния 5.3. 1.1 - участвовать в обсуждении произведе-ния, выражая свои мысли и чувства 6. 3.1.1 - аствовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев 7.3. 1.1 - участвовать в обсуждении произведе-ния, выражая мнение о героях и событиях 8. 3.1.1 - участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора 9.3. 1.1 - участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения
2. Сравнение художест-венногопроизведе-нияс произведе-ниями другихвидов искусства 5.3.2.1 - сравнивать художест-венноепроизведе-ние с произведе-ниями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя 6. 3.2.1 - равнивать художествен-ное произведение с произведени-ями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнитель-ной характеристи-ки) 7. 3.2. 1 - сравнивать художест-венноепроизведе-ние с произведе-ниями других видов искусства, характери-зуя сходства и различия в средствах создания образов 8.3. -2.1сравнивать художествен-ное произведение с произведени-ями других видов искусства, характеризуя специфичес-кие средства создания образов в разных видах искусства 9. 3.2. 1 - сравнивать художествен-ное произведение с произведения-ми других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуаль-ные авторские приемы
3. Сопостав-ление произведе-ний литературы 5. 3.3.1 - сопостав-лять произведе-ния (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя 6. 3.3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике 7. 3.3.1 - сопостав-лять произведе-ния (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблемати-ке/ жанру 8. 3. 3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблемати-ке/жанру, учитывая особенности национальной культуры 9. 3. 3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов
4. Оценива-ниевысказы-ваний 5. 3.4.1 - оценивать устные и письменные высказыва-ния (свои, одноклас-сников и другие) с точки зрения соответствия теме 6.3. 4.1 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас- сникови другие) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования   7.3. 4.1 - оценивать устные и письменные высказыва-ния (свои, одноклас- сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирова-ния, композици-онного единства 8. 3.4.1 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас-сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композици-онного единства и фактологи-ческой точности 9. 3.4. 1 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассни-ков и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композицион-ного и стилевого единства, фактологичес-кой точности

18. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.

19. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.


 

Приложение

к Типовой учебной программе

по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по

обновленному содержанию

 

Долгосрочный план

по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образованияпо обновленному содержанию

1) 5 класс

Тема Изучаемыепроизведения Навыки Целиобучения
1-я четверть
Героичес-кий эпос 1.Былины. Цикл об Илье Муромце 2.А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» 3.М.Ю. Лермонтов. «Бородино» 4.М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана» Понимание и ответы на вопросы 5.1.1.1 - понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; 5.1. 2.1- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливает тему; 5.1.3.1 - читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5. 1.4.1–составлять простой план; 5. 1. 6.1– давать краткий и полный ответ на вопрос
Анализ и интерпрета-ция 5. 5.2.1.1 -определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя; 5. 2.2.1 - определять основную мысль произведения при поддержке учителя; 5.2.5.1 - характеризовать героев при поддержке учителя; 5. 2. 8.1 - анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя
Оценка и сравнительный анализ 5. 3.1.1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства
2-я четверть
Литератур-ная <


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: