Четвертый этап – изучение экспрессивной речи ребенка




Задание 1. Изучение способности к подражанию.

Предложите ребенку копировать совершаемые вами действия и мимику. Это: махание руками, стучание по столу, улыбка, нахмуривание бровей.

Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов.

Попросите ребенка показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов.

Предложите ребенку определить, что вы показываете с помощью жестов. Речевое сопровождение ваших действий должно отсутствовать.

Задание 4. Изучение способности к имитированию действий.

Предложите ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик».

Четвертый этап – изучение экспрессивной речи ребенка

1. Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

2. Исследование словаря:

Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки, предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

 

В работе с детьми с I уровнем речевого развития главными задачами являются следующие:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие активной подражательной речевой деятельности.

3. Развитие внимания, памяти и мышления.

Рассмотрим содержание этих задач подробнее.

 

1. Понимание речи.

С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов — названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации.

Обращения к детям следует облекать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводят в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при этом допускается ответ действием. Например: «К нам в гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей. Кто поможет ему найти собаку Дружка, лису Алису, Кота в сапогах? Покажите, у кого собака Дружок, где лиса Алиса. Кто нашел Кота в сапогах?» И т. д.

Постепенно рекомендуется усложнять инструкции и включать в занятия задания, состоящие из 2 — 3 инструкций, правильное выполнение которых определяется бытовой ситуацией. Например: «Карандаши убери в коробку, кошелек в сумку, платок в карман». Дети должны не только понять содержание задания, но и запомнить его, а затем выполнить в соответствии со словесной инструкцией. После выполнения каждого задания логопед обязательно задает вопрос всем детям, правильно ли выполнено задание. Привлекая внимание всех детей к выполнению задания и оценке его результата, логопед постепенно воспитывает у ребят навык коллективной работы.

Различные формы обращений с привлечением кукольных персонажей, интересные увлекательные ситуации, разнообразные формы поощрений помогают создать у детей положительный эмоциональный настрой, вызвать у них желание отвечать не только действием, но и словом (звукосочетанием), т.е. подражать речи взрослого.

Основной задачей логопеда является уточнение и расширение пассивного словарного запаса:

- уточнять и расширить понимание названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, одежды;

- уточнять понимание названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть;

- отработка понимания и узнавания глаголов близких по значению или обозначающих противоположные действия;

- понимание вопросов (кто? где, куда?). например, рассматривая вместе с детьми сюжетную картинку, логопед сам проговаривает изображенные на ней действия, а затем учит дошкольников слушать, понимать, дифференцировать вопросы типа: «Покажи, кто идет в школу; Куда идут девочки? Откуда возвращаются ребята?» Ответы детей ограничиваются показом.

Поскольку у безречевых детей понимание грамматических отношений затруднено и они ориентируются лишь на лексические значения слов, логопед включает в занятия серию упражнений, направленных на освоение дошкольниками категорий числа существительных, глаголов, времени и т.д. Например: «Миша, дай мне шар, а себе возьми шары»; «Положи на стол грибы, а на окно гриб». Первоначально следует подбирать слова с ударными окончаниями. Например: «Покажи, про кого говорят поетпоют, бежитбегут, плыветплывут, кричиткричат». Или: «Покажи, где Женя упал (а), купил (а) книгу, пил (а) воду».

Детей учат различать обращение, адресованное одному ребенку и нескольким: сядьсядьте, хлопайхлопайте, прыгайпрыгайте и т. п.

 

 

2. Развитие активной подражательной речевой деятельности.

Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с игрой, наглядной ситуацией. Обязательным условием при этом являются:

- установление эмоционального контакта с ребёнком;

- достижение определенного уровня понимания речи ребёнком;

- устойчивости внимания;

- наличия подражательной деятельности.

Использование специально организованных игр с определением речевых задач.

На первом этапе обучения ребенка может иметь место «односторонний» речевой диалог, когда логопед задает вопрос и сам на него отвечает. Например: «Кто спрятался в волшебном мешочке и мяукает оттуда? Это киска. Киска мяукает — «мяу». Мы позовем к себе киску в гости: киска, кисонька, мяу-мяу. Кто знает, как мяукает киска?» При наличии хорошего эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания и положительной мотивации задания можно услышать первые подражания в виде звуковых комплексов (ту-ту, би-би, му-му, ко-ко, бум-бум, ам-ам и т. п.) и простых слов. Необходимо в процессе практической деятельности вызвать у ребенка потребность воспроизводить по подражанию доступные ему слова или хотя бы части слов.

Первые слова – звукоподражание, затем односложные существительные.

Фразы короткие. Лучше вообще избегать слов: «скажи», «повтори», так как на

Эти просьбы у детей могла быть выработана негативная реакция. Лучше

Использовать слова: «угадай», «скажи». Обязательным условием является

Многократность повторения одного и того же словесного материала. Рекомендуется, чтобы появившиеся звуковые комплексы и слова ребенок проговаривал громко и тихо, быстро и медленно с разной интонацией (сердито и ласково).

Логопедом проводятся голосовые, дыхательные, артикуляционные упражнения без постановки звуков, нормализация мышечного тонуса.

В первый период обучения появляются:

а) обращения типа дай, на, иди;

б) существительные — названия лиц (близких ребенку взрослых и детей) и имена собственные (мама, папа, баба, Тата, Ната и др.).

в) Одновременно у детей развивается подражательная способность к воспроизведению двух, а затем и трехсложных слоговых структур. Логопед обращает внимание ребенка на правильное интонационное распределение ударных и безударных слогов: ребенок усваивает место ударения в слове. Важна правильность передачи количества слогов в слове, независимо от характера звуконаполняемости.

 

Логопед поэтапно формирует у детей первичные навыки разговорной речи в такой последовательности:

I этап — построение однословных предложений и предложений из аморфных слов-корней.

II этап — построение двухсловных предложений с использованием простейших грамматических форм слова.

III этап — расширение объема предложений. Построение первых сложных предложений.

Как только в речи ребенка появляются простые звуковые сочетания, его надо учить постепенно соединять 2 — 3 аморфных слова в самостоятельное предложение типа: «Мати пи» — Мальчик спит: «Тата гуя» — Тата гуляет и т. п.

Необходимо подчеркнуть, что на данном этапе логопедической работы основными задачами являются не постановка звуков и заучивание слов, правильно произносимых детьми, а накопление пассивного и активного словаря (независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях. Ребенок должен усвоить форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа глаголов, научиться выражать свои желания, просьбы («Дай кубик»; «На шарик» и т.п.). Дети учатся строить предложения типа: обращение + повеление; обращение + повеление + существительное в винительном падеже. Например: Вова, иди; Тата, на мяч.

Логопед использует такие методические приемы, как просьба что-то дать, взять, положить, передать; задание закончить сказанное логопедом короткое предложение, используя в качестве зрительной опоры статичную картинку, предмет; закончить слово, сохраняя его слоговую структуру. Выученные слова требуют многократного повторения, включения их в состав предложений в форме винительного падежа. При этом вначале берутся существительные, у которых форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (неси — нож, носки, гриб, суп, мак и т.п.), а затем существительные, которые в винительном падеже имеют окончание (на, дай, возьми — куклу, вилку, чашку, палку, зайку и т.п.).

Обучение осуществляется с учетом того, как усваивают эти формы дети с нормальным речевым развитием. Одним из непременных условий является опережающее развитие понимания грамматических форм.

На логопедических занятиях проводится серия упражнений, предусматривающих сопоставление различных форм одного и того же слова. Чем чаще дается в разных словосочетаниях одно и то же слово, тем быстрее дети будут усваивать грамматические категории. Но для такого сопоставления ребенок должен иметь в активном словаре определенное количество слов.

В процессе работы над простым предложением большое внимание логопед уделяет употреблению детьми глаголов в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения. Переход к этой форме от формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения отрабатывается постепенно (идиидет, метиметет, гудигудит и т.д.). При этом внимание ребенка привлекают к вопросу что делает? Можно добиваться от детей произношения в окончании глагола звука т. В это же время продолжают обучать самостоятельно отдавать друг другу приказания, выполнять описания действий с опорой на наглядность (Тата, стой! Тата стоит; Мама, спи! Мама спит).

Широко используются тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это?, и однородных сказуемых. Например:

кто это? (мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, тетя, дядя, собака, кошка и т. п.);

что делает? (спит, стоит, идет, пьет, лежит, бежит и т. п.).

Дошкольникам предлагаются простые четверостишия, где они должны договаривать знакомые им звукоподражания:

Вышли гуси на луга

И кричат:... га-га, га-га!

Постепенно предложение расширяют по составу: в него вводится дополнение, выраженное существительным в винительном и дательном падежах, а также в творительном падеже в значении орудийности действия. Предложения могут быть такого типа:

а) именительный падеж + согласованный глагол +прямое дополнение:

Мама (папа, девочка, мальчик) — что делает?

пьет, варит, моет, пишет — что?

сок, компот, молоко, какао, чай, кефир;

суп, кашу, мясо; руки, лицо, ноги, голову, пол,

чашку, ложку; письмо;

б) именительный падеж существительного+согласованный глагол +дополнение к глаголу, выраженное существительным в винительном падеже+ дополнение к глаголу, выраженное существительным в дательном-падеже:

Мама дает (что?) сок (кому?) Тате. Мама шьет (что?) платье (кому?) кукле;

в) именительный падеж существительного+согласованный глагол+два зависимых от глагола падежа (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа):

Мама моет чашку (чем?) водой. Папа рубит дрова (чем?) топором.

В процессе отработки той или иной конструкции к каждому слову ставятся вопросы. Необходимо следить за "правильностью согласования слов. Детей приучают внимательно вслушиваться в собственную речь и речь других детей. Одно и то же слово включают в разные предложения, используя его в разных падежах (Мама пьет воду; Тата моет чашку водой). Сначала отрабатывают беспредложные, а затем предложные конструкции (Подробное описание методики см.: Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1989.)

 

3. Развитие внимания, памяти и мышления

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

 Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)

 Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года

 Понятие об основных цветах

 Понятие о форме

 Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)

 Совершенствование памяти (чего не стало)

 Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)

Перспективное планирование логопедической работы

с детьми I уровня речевого развития

Период Основное содержание работы
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Развитие понимания речи Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Л е к с и ч е с к и е т е м ы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: # голосам животных; # звукам окружающего мира; # звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2–4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2–3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2–3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.    
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь Развитие понимания речи Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шитьигла, наливать суп – половник). Учить определять причинно-следственные связи (снегсанки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (списпит, идиидет). Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождьзонт, снегконьки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: # 3 красных кубика и 1 синий; # кукла, клоун, Буратино – шапка; # шуба, пальто, плащ – шкаф; # красная машина, красная лодка, красный пароход – желтая машина. Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)

 

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться: # понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.); # называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); # обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.); # выражать желания с помощью простых просьб, обращений; # отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.   Надо помнить, что психическое и физическое развитие ребёнка происходит в предметной деятельности. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия - развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта. Можно выделить несколько направлений работы с неговорящими детьми, в основе которых лежат манипуляции с предметами, предполагающих включение мыслительных операций. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу. Для формирования положительного эмоционального настроя на совместную деятельность в игре с ребёнком используются стишки, потешки, песенки и куклы би-ба-бо. Взрослый сопровождает свои действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям. Используются потешки «Ладушки», «Гуси-гуси», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали» и другие. Побуждение ребёнка к произвольному выдоху. 1. «Султанчик». Султанчик делается из фольги или мишуры, привязанной к карандашу. Взрослый предлагает подуть на султанчик, обращая внимания ребёнка на то, как красиво разлетаются полоски султанчика. 2. «Забей мяч в ворота». Из ваты делается мяч, ворота делаются из карандашей. Взрослый сидит напротив ребёнка, дует на мяч и пытается попасть в ворота ребёнка, побуждая ребёнка забить мяч в противоположные ворота. 3. «Кораблики». Сделать 2 разноцветных кораблика из бумаги, опустить их в таз с водой. Взрослый и ребёнок дуют каждый на свой кораблик, соревнуясь, чей кораблик окажется быстрее. 4. «Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашечке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. 5. «Задуй свечу». Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое. 6. Пускать мыльные пузыри. Обучение ребёнка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений: Мы в ладоши хлопаем, звонко-звонко хлопаем Звонко-звонко хлопаем, когда сидим на диване Мы ногами топаем, громко-громко топаем Громко-громко топаем, когда сидим на диване Мы ногами дрыгаем, сильно-сильно дрыгаем Сильно-сильно дрыгаем, когда сидим на диване А еще мы прыгаем, высоко мы прыгаем Высоко мы прыгаем, когда сидим на диване Узнавание и выделение звучащих предметов из ряда других звучащих предметов. Ребенку демонстрируется звучание двух (трёх) музыкальных инструментов., затем они прячутся за ширмочкой, и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов Взрослый играет на одном из инструментов и предлагает выбрать инструмент, который звучал. Различение немузыкальных шумов 1. Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями - мелкими монетками, спичками, песком и др.). 2. Игра «Найди лишнюю»: перед малышом стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Развитие зрительного восприятия, обучение соотнесения игрушки со звукоподражанием, побуждение ребёнка к сопряжённому, отражённому и произвольному произнесению звукоподражаний. На начальных этапах работы для выработки условной связи звучания и предмета выбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы паровоз, самолёт; а – плачет малыш, мукорова и т. д.) в одном из строго фиксированных значений, устанавливается и закрепляется связь звука или сочетаний звуков с предметом или его изображением. После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов, опять-таки в связи с конкретным предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее легкими являются сочетания двух гласных, гласной и согласной — уа, ау, ам, согласной и гласной в открытом слоге ма, па, на, та и др. Проводится дифференциация изолированных гласных, затем гласных в начале слов. При накоплении понимаемых ребенком слов важно, чтобы он одновременно слышал слово, видел, трогал предмет, произносил с ним какое-то действие. Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений. Важным считается не подавлять реакции детей на то, что они видят, слышат, а усиливать их, проявлять удивление, интерес и т. д. Не только названия предметов, но и представления о них формируются легче, если ребенок имеет возможность манипулировать с ними. 1. Взрослый поёт песенки-инсцинировки с куклами бибабо, сопровождая их имитационными движениями и звукоподражаниями, побуждая малыша к повторению звукоподражаний. Говорит щеночек: "Ам!", Кашу деткам не отдам! Кашу деткам не отдам! Эту кашу я съем сам Ам, ам, ам, ам,ам! Сидим с шофёром рядом Би, би, би. Помочь шофёру надо Би, би, би. Машинам всем и людям Би, би, би, Бибикать громко будем Би, би, би. 2. Игра «Кто за дверью?»Разложить перед малышом игрушки или картинки и попросить: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!» В следующий раз поставить перегородочку, спрятать за ней игрушки и просить малыша отгадать, кто подаёт голос. «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив игрушку, предложить поиграть с ней. Взрослый помогает играть с игрушкой, постоянно озвучивая её. Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания. 3. Игра «Что делает Ляля?» Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называть ее лепетным словом «Ляля». Озвучить, как куколка плачет: «Уа-уа!» Показать ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, сказать: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормить куклу (ам-ам), учитm ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнести «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока). Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 4. Игра «Что вокруг тебя?» Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дать малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем связать их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. Так учит прислушиваться к не речевым звукам, что является начальным этапом в формировании фонематического слуха. 5. Игра «Что в мешочке?» Положить в мешочек из яркой ткани несколько хорошо знакомых ребенку игрушек. На глазах малыша достать одну из игрушек и спросить у малыша: «Кто это?», побуждая ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными – лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребенок ничего не говорит, то после небольшой паузы произнести упрощенное слово, а затем назвать игрушку: «Би-би-машина». Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами. 6. Игра «Найди игрушки» Прятать игрушки в разных местах комнаты, а ребенок наблюдает за взрослым. Игрушки ставить так, чтобы они были видны малышу. Попросить малыша найти игрушку, принести и назвать ее. Показать ребенку знакомую игрушку, вызвать к ней интерес, а затем произнести: «Скажи: дай!» Подождать некоторое время, а затем отдать игрушку малышу, даже если он не смог повторить слово «Дай!» Показать малышу знакомую игрушку и спросить: «Что это?» Если ребенок не отвечает, то после паузы в 5-7 секунд подсказать: «Скажи: Ляля» или «Скажи: киса». Во время игры стараться вызывать у ребенка желание повторять за вами слова «на» и «дай». Задача игры – стимулировать ребенка к повторению упрощенных слов. Развитие мелкой моторики. 1. Пальчиковый бассейн (тазик с крупой). Перебирание крупы пальцами, находить в бассейне спрятанные предметы, давать по просьбе, находить в бассейне конкретную игрушку по инструкции. Крупная мозаика (раскладывать фишки в ячейки, строить дорожки, строить элементарные фигуры по образцу). 2. Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: Мальчик - пальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братом щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Формирование навыков конструирования. 1. Строить башню из двух (трех) кубиков (домик для куклы), конструировать из трех-пяти кубиков по образцу, изменение фигуры по подражанию. Инструкция №1: «Давай построим домик для куклы. Посмотри, как я ставлю кубик на кубик. Получился домик. Теперь ты сам. На кубик, ставь на стол. Возьми ещё кубик, ставь сверху. Кто это? Ляля. Посади лялю на домик». Инструкция №2: «Давай построим дорогу для машины. Посмотри, как я ставлю кубик рядом с кубиком. Попробуй так же. Возьми кубик, поставь рядом. Возьми ещё кубик. Построим длинную дорогу. Что это? Машина. Как едет машина? Би-би. Прокати машину по дорожке». 2. Собирать пазлы и разрезные картинки (из двух (трёх, четырёх) частей). 3. Конструирование из палочек по образцу. Соотнесение предметов по признакам цвета. 1. Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить кубики (шарики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции: «Найди такой же домик. В каком домике живет игрушка? Покажи». 2. Игра «Паровозики». Перед ребёнком раскладываются паровозики 2-4 цветов и вагончики с нарисованными картинками разных цветов. Ребёнку предлагается к каждому паровозику подобрать вагончики с предметами такого же цвета, что и паровозик. Выделение цвета предмета по названию. 1. Игра «Угости куклу»: взрослый предлагает угостить куклу только красными конфетами, находящимися в коробочке. 2. Игра «Собираем урожай». Взрослый раскладывает перед ребёнком игрушечные овощи и фрукты и предлагает собрать в корзинку только зёлёные. Инструкция: «Набери в корзинку только зелёные фрукты и овощи». Обучение различению действий. 1. Перед ребёнком раскладываются сюжетные картинки и предлагается инструкция: «Покажи, кто сидит? (кушает, моет, бежит, прыгает и т.д.)» 2. Игра глагольное лото. Перед ребёнком раскладываются карточки с действиями. Взрослый показывает главную карточку с каким-то действием, уточняется действие («Что делает мальчик?») и предлагается ребёнку отыскать несколько карточек с таким же действием («Найди, кто ещё кушает?»). Формирование представления о схеме тела. Взрослый поёт песенки, сопровождая показом части тела и побуждая ребёнка к повторению: 1. Где же – где же наши ручки? Вот наши ручки Вот где наши ручки! Где же – где же наши ножки? Вот они ножки Вот где наши ножки! Где же наши щечки? Вот наши щечки Вот где наши щечки! (И так далее называются другие части тела) 2. Вот носик, вот ушки Вот щёчки, вот рот. Вот ручка, вот ножка Вот грудь, вот живот Вот спинка, вот шейка Вот бровки, вот лоб А вот и ладошка И я по ней - хлоп! Различение понятий «большой-маленький». 1. Дифференцировать большие и маленькие кубики (раскладывать в коробки разной величины). Инструкция: «Посмотри, как у нас много кубиков. Здесь большие кубики и маленькие. Надо разложить их по своим домикам. Это большой кубик. Он будет жить в большом домике. (Взрослый кладет кубик в большую коробку.) А это маленький кубик. Он будет жить в маленьком домике. (Кладем в маленькую коробку.) Теперь попробуй сам. На кубик. Какой это кубик? Большой. В какой домик положишь этот кубик? Правильно, в большой. Клади». 2. Строить поезд из больших и маленьких кубиков (чередование), рассаживать пассажиров по вагонам. Инструкция: «Давай строить вагончики. Я буду ставить большие вагончики, а ты маленькие по очереди. Какой красивый получился поезд. Как он гудит? Ту-ту. Давай сажать пассажиров. Собачка поедет в маленьком вагончике, посади её на маленький кубик. Как она говорит спасибо? Аф-аф. -Таким же образом рассаживаются 3-5 игрушек. - Кто сидит на больших кубиках? Кто сидит на маленьких кубиках?» 3. Ловить удочкой рыбок на магнитах разного размера Инструкция: «Посмотри, как много красивых рыбок! Как они пускают пузыри? Буль-буль. Я буду ловить больших рыбок, а ты маленьких. Кто быстрее?».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: