Число объектов рассеивания риска, ед.




Рис. 1. Зависимость объема (или степени) риска от диверсификации

На рис. 4 величина отрезка АВ показывает объем общего рис­ка, который состоит из диверсифицируемого риска (АК) и неди­версифицируемого риска (КВ).

Приведенная графически зависимость показывает, что расши­рение объектов вложения капитала, т. е. рассеивания риска, от 5 до 15 позволяет легко и значительно уменьшить объем риска с ве­личины ОР1 до величины ОР2.

Зарубежная наука разработала так называемую «портфельную теорию». Частью этой теории является модель увязки системати­ческого риска и доходности ценных бумаг.

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финан­совому менеджеру часто приходится принимать рисковые реше­ния, когда результаты вложения капитала не определены и осно­ваны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожи­даемой стоимостью, когда информация неполная.

Приведем пример.

Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить то­вара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц това­ра затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке 1000 еди­ниц товара затраты составят 1200 руб. за единицу. Предпринима­тель будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убы­ток его операции. При продаже товара вероятность составляет «50 на 50», т. е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.

Прибыль составит при продаже 500 единиц товара 500 тыс. руб. [500 (3000 - 2000)]; при продаже 1000 единиц товара — 1800 тыс. руб. [1000 (3000 — 1200)]; средняя ожидаемая прибыль — 1150 тыс. руб. (0,5 х500 + 0,51 х 800).

Ожидаемая стоимость информации при условии определеннос­ти составляет 1150 тыс. руб., а при условии неопределенности (по­купка 1000 единиц товара) составит 900 тыс. руб. (0,5 х 1800). Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс. руб. (1150 — 900).

Следовательно, для более точного прогноза необходимо полу­чить информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 тыс. руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обес­печивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банка­ми при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т. п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже то­варов в кредит, предоставлении займов, определении сумм вло­жения капитала и т. п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компа­нии. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхова­нию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмеще­ния возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных за­труднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут соз­даваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают прежде всего натуральные страховые фонды: семенной, фураж­ный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления небла­гоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженно­сти, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранно­го капитала обязаны в законодательном порядке создавать ре­зервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставно­го капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т. е. сумму разницы между продажной и но­минальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не под­лежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для фи­нансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилеги­рованным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества вза­имного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом сни­жения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В настоящее время появились новые виды страхования, напри­мер, страхование титула, страхование предпринимательских рис­ков и др.

Титул — законное право собственности на недвижимость, име­ющее документальную юридическую сторону. Страхование ти­тула — это страхование от событий, произошедших в прошлом последствия которых могут отразиться в будущем. Оно позволяет покупателям недвижимости рассчитывать на возмещение поне­сенных убытков в случае расторжения судом договора купли-про­дажи недвижимости.

Предпринимательский риск — это риск неполучения ожидае­мых доходов от предпринимательской деятельности (ст. 933 ГК РФ). По договору страхования предпринимательского риска мо­жет быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу, т. е. нельзя заключить такой договор в пользу третьего лица. Страховая сумма не должна пре­вышать страховую стоимость предпринимательского риска. Стра­ховой стоимостью предпринимательского риска является сумма убытков от предпринимательской деятельности, которые страхо­ватель, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхово­го случая.

По договору имущественного страхования (ст. 929 ГК РФ) мо­жет быть застрахован риск убытков от предпринимательской дея­тельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности, по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

Хеджирование (англ ограждать) используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э.Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредит­ная политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование — система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения об­менных валютных курсов и преследующая цель избежать небла­гоприятных последствий этих изменений». В отечественной ли­тературе термин «хеджирование» стал применяться в более широ­ком смысле как страхование рисков от неблагоприятных измене­ний цен на любые товарно-материальные ценности по контрак­там и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. изгородь, ог­рада). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных кон­трактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повы­шения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покуп­ную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный кон­тракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее кон­тракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бир­же срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти на столько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т. е. предприниматели, идущие на определенный, заранее просчитанный риск.

Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит га­рантийный взнос, которым и определяется величина риска спе­кулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизи­лась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, рав­ную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спеку­лянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и по­лучает дополнительный доход от разницы в ценах товара и куп­ленного контракта.

Рассмотрим технологию хеджирования на примере хеджа на повышение курса валюты.

Пример 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: