ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ (СТО).




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю: Типаж и эксплуатация
технологического оборудованияи производственно-техническая инфраструктура
предприятий
На тему: Технологический расчёт станции технического обслуживания
на 1510 автомобилей
     
    Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Карев Алексей Юрьевич
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Автомобильный сервис)
  (код и наименование)
  Курс: 5
  Группа: 273704
    Руководитель: Шехурин Валерий Евгеньевич, ст. преподаватель
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

 

Признать, что работа выполнена и защищена с отметкой  
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель     В.Е. Шехурин
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

Архангельск 2022 г.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

  Инжиниринга транспортно-технологических средств и оборудования    
  (наименование кафедры)    
       
  ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ    
       
    Типаж и эксплуатация технологического оборудования и производственно-техническая инфраструктура предприятий    
    (наименование дисциплины)    
  студенту ВИШ     курса   группы    
    Кареву Алексею Юрьевичу      
  (фамилия, имя, отчество студента)      
 
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Автомобильный сервис) Квалификация – «Бакалавр»
(код и наименование направления подготовки/специальности)
     
  ТЕМА: Технологический расчет СТО на 1510 автомобилей    
       
  Исходные данные: Количество автомобилей, шт.:    
  - особо малого класса - 110;    
  - малого класса - 1000;    
  - среднего класса - 400.    
  Климатический район- Очень холодный.    
  Годовой пробег- 10000 км.    
Наименование участка (зоны) – Шиномонтажа и ремонта шин.  
   
Требуется: по заданному количеству автомобилей выполнить расчет
производственной программы по ТО и Р; определить количество постов и
персонала СТО; выполнить расчет и подбор оборудования; сделать выбор
и обоснование компоновки производственного здания, привести
планировочные чертежи производственного здания и заданного участка  
 
 
(зоны). Планировочный чертеж участка (зоны) выполнить с расстановкой
   
(оборудования. Привести организацию работ в зоне ТО и Р и на участе, выполнить схемы организации работ.  
   
 
Срок выполнения с «   »   20 г. по «   »   29 г.  
  Руководитель   ст. преп.         В.Е. Шехурин    
    (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)    
                 
                 
    Архангельск – 2022 г.        
                                                                                       

 

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

 


 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….....5

1 Технологический расчёт городской станции технического обслуживания автомобилей (СТО) 6

1.1 Расчёт СТО по заданному количеству автомобилей……..…….........................10

1.2 Определение количества рабочих постов…………………………………….....15

1.3 Определение количества вспомогательных постов………………………….....16

1.4 Расчет персонала станции………………………………………………………..18

1.5 Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений………………………………………………………………………...….....20

1.6 Расчет площади территории станции………………………………..…………..23

2 Определение потребности в оборудовании. 20

3 Технологические процессы ТО и Р. 24

4 Планировка станции. 26

5 Технологический процесс шиномонтажных работ…………………………....……27

Список использованых источников. 29

Приложение а. Планировочный чертеж производственного здания……………….30

Приложение Б. Планировочный чертеж шиномонтажного участка …………...…..31

Приложение В. Спецификация шиномонтажного оборудования …………...……...32

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Проектирование станций технического обслуживания (СТО) для автомобилей категории В является основным источником удовлетворения потребностей страны и населения. В настоящее время существует мало надежных и квалифицированных предприятий по обслуживанию автомобилей. При проектировании СТО необходимо отнести большое внимание к повышению качества обслуживания и ремонта, а также к реализации новых подходов в методологии маркетинга логистики. За последние несколько лет автомобильная промышленность сделала огромный скачок по качеству и количеству производства автомобилей (на сегодняшний день концентрация автомобилей в крупных городах превышает показатель 400 автомобилей на 1000 человек), и так как для проведения ремонта необходимы: определенный опыт и зачастую особое чаще дорогостояще оборудование, образовалась отдельная деятельность по оказанию услуг связанных с техническим осмотром и ремонтом автомобилей к примеру в виде СТО [1].

Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части. В пояснительной записке приведены основные технологические расчеты СТО на 1510 автомобилей, подбор оборудования.

Графическая часть выполнена на формате А4 и включает в себя планировочные чертежи производственного здания и шиномонтажного участка. Планировочный чертеж участка выполнен с расстановкой оборудования.


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ (СТО).

По известному количеству автомобилей ставится задача определения количества постов и персонала станции, а также выбора оборудования и объемно-планировочного решения зданий и сооружений.

 

Исходные данные:

Количество автомобилей, шт.:  
- особо малого класса - 110;
- малого класса -1000;
- среднего класса - 400.
Климатический район- Очень холодный.
Годовой пробег- 10000 км. Значение коэффициента К кл – климат очень холодный, К кл = 1,3 [2]. Частоту заездов на станцию в год примем по таблице 1[2].

Таблица 1- Количество заездов автомобиля в год.

Виды работ Обозначение Число заездов в год
Комплексное обслуживание одного автомобиля  
Кол-во заездов на уборочно-моечные работы одного комплексно обслуживаемого автомобиля  
Кол-во заездов одного автомобиля на антикоррозионную обработку 0,3

 


 

Режим работы включает в себя количество рабочих дней станции в год

(Д рг), количество рабочих смен в сутки (С), и продолжительность смены (Т см).

Для городских станций рекомендуются следующие значения режима работы: Д рг = 305дн; С =1,5; Т см = 6,67 - при шестидневной рабочей неделе;

среднегодовой пробег -10000 км (по исходным данным);

Нормативы трудоемкости технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) автомобилей в расчете на 1000км пробега в зависимости от класса легковых автомобилей для городских СТО не должны превышать величин, приведенных в таблицы 2[2].

Таблица 2 - Нормативы трудоемкости

Тип подвижного состава Нормативы трудоемкости, чел. - ч.
При ТО и Р на 1000 км пробега, Разовая на 1 заезд
Уборка мойка, Приемка и выдача, Предпродажная подготовка, Противокоррозионное покрытие автомобилей
Особо малого класса 2,0 0,15 0,15 3,5 3,0
Малого класса 2,3 0,2 0,2 3,5 3,0
Среднего класса 2,7 0,25 0,25 3,5 3,0

 

Примечание. Трудоемкость уборочно-моечных работ и работ по антикоррозийному покрытию автомобилей в показатели удельной трудоемкости ТО и Р на 1000км пробега автомобилей не включаются [2].

 

1.1 Расчёт СТО по заданному количеству автомобилей

Корректирование удельной трудоемкости ТО и Р, в зависимости от климатических условий, чел. - ч./1000 км, рассчитывается по формуле

, (1.1)

где - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей особо малого, малого и среднего классов, чел. - ч. (таблица 3);

- коэффициент, учитывающий климатические условия.

Средневзвешенное значение откорректированной удельной трудоемкости ТО и Р, tор. ср, чел. - ч../1000км, рассчитывается по формуле

 

, (1.2)

где А СТОi - количество автомобилей i - го класса, шт;

А СТО - общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт.

 

Определение ориентировочного значения годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей T’ор , рассчитывается по формуле

, (1.3)

где L г – годовой пробег одного автомобиля, км.

чел. – ч.

 

Определение ориентировочного количества рабочих постов, , рассчитывается по формуле

, (1.4)

где 0,75 – доля постовых работ;

К нп – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, Кнп=1,15;

Ф я – годовой фонд явочного рабочего, ч; Фя =2008 ч.;

С – количество рабочих смен в сутки, С=1,5;

Р п – количество рабочих на одном посту, чел., Рп=2;

- коэффициент использования поста; = 0,95.

 

Корректирование удельной трудоемкости в зависимости от количества постов, рассчитывается по формуле

, (1.5)

где - коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и Р в зависимости от количества постов[2].

Значения коэффициента - Количество рабочих постов = св 5 до 10,
= 1.

 

 

Годовая трудоемкость ТО и Р автомобилей особо малого, малого и среднего классов рассчитывается по формуле

. (1.6)

 

Определение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р, Т ор,

(1.7)

 

Распределение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения. Данное распределение следует выполнять в форме таблицы 3. Доли соответствующих видов работ в % берут из таблицы 1.7[2] в зависимости от количества постов, а по месту выполнения из таблицы 1.8[2].

Таблица 3 - Распределение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения.

Виды работ Распределение трудоемкости ТО и Р по видам работ Распределение трудоемкости ТО и Р по месту их выполнения
на постах Тпi на участках Тучi
% чел.- ч. % чел.- ч. % чел.- ч.
Контрольно-диагностические работы         - -
Техническое обслуживание в полном объеме         - -
Смазочные работы         - -

Продолжение таблицы 3

Регулировка углов управляемых колес         - -
Ремонт и регулировка тормозов         - -
Электротехнические работы            
Работы по системе питания            
Аккумуляторные работы       93,6   842,4
Шиномонтажные работы            
Ремонт узлов, систем и агрегатов            
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные)            
Окрасочные и противокоррозионные работы         - -
Обойные работы            
Слесарно-механические работы     - -    
Итого       35661,6   11138,4

 

Определение годовой трудоемкости уборочно-моечных работ

Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и Р или как самостоятельный вид услуг.

Годовая трудоемкость определяется по формуле

, (1.8)

где - количество заездов автомобиля в год на пост моечно-уборочных работ

перед ТО и Р; = ;

- удельная трудоемкость уборочно-моечных работ, чел. - ч.

, (1.9)

Количество уборочно-моечных постов, nум определяется по формуле

, (1.10)

где - количество рабочих на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, чел. =1 чел.;

Кнп = 1,5 для СТО от 10 постов.

Чтобы пост уборочно-моечных работ не простаивал, его нужно загрузить уборочно-моечными работами сторонних автомобилей, как обычная городская мойка.

Суммарная годовая трудоемкость уборочно-моечных работ, когда мойка полностью загружена определяется

, при Х= 1900 чел. – ч.

Суммарная годовая трудоемкость уборочно-моечных работ по СТО определяется по формуле

(1.11)

 

Определение годовой трудоемкости работ по приемке и выдаче автомобилей, Т пв, находится по формуле

, (1.12)

где - количество заездов одного автомобиля в год на пост приемки и выдачи, = ;

- трудоемкость приемки и выдачи 1 автомобиля, чел. - ч. [2].

 

Общий годовой объем работ определяется по формуле

. (1.13)

Определение годовой трудоемкости вспомогательных работ и распределение ее по отдельным видам.

Кроме вышеперечисленных работ на СТО выполняются вспомогательные, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, хранение и выдача материальных ценностей и т.п., , определяется по формуле

(1.14)

В таблице 4[2] приведено распределение трудоемкости вспомогательных работ по отдельным видам

Таблица 4 – Распределение трудоёмкости вспомогательных работ по видам

Виды вспомогательных работ Доля работ, % Трудоемкость, чел. - ч.
Ремонт и обслуживание технологического оборудования    
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования    
Прием, хранение и выдача материальных ценностей    
Перегон подвижного состава    
Обслуживание компрессорного оборудования    
Уборка производственных помещений    
Уборка территорий    

 

1.2 Определение количества рабочих постов.

Количество рабочих постов ТО и Р по каждому виду работ определяется по формуле

, (1.15)

где – трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел.×ч (таблица 3);

– коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост,

= 1,15;

– количество рабочих на i-м посту, чел., =1 - 2;

– коэффициент использования поста: = 0,95.

 

Например, для шиномонтажных работ,

.

Результат оформляем в виде таблицы 5.

Таблица 5 – Число рабочих постов с учётом совмещения

Виды работ , чел. - ч. Число рабочих постов
Расчетное Принятое
ТО в полном объеме Смазочные работы   2,72  
Контрольно диагностические работы Регулировка углов управляемых колес Ремонт и регулировка тормозов   1,41  

Продолжение таблицы 5

Электротехнические работы Работы по сист. питания Аккумуляторные работы   2,26  
Кузовные и арматурные работы Обойные работы   1,03  
Ремонт узлов, систем и агрегатов Шиномонтажные работы   2,82  
Окрасочные и противокоррозионные работы   0,94  

 

Получаем в итоге 11 постов.

 

Общее количество рабочих постов СТО, n рп определяется по формуле

(1.16)

 

1.3 Определение количества вспомогательных постов.

Количество постов приемки и выдачи автомобилей, nпв определяется по формуле

, (1.17)

где Kнп = 1,25;

=1 чел.

 

Количество постов приемки и выдачи получилось 0,28, значит эти работы стоит выполнять на постах ТО и Р, т.к. получилось менее 0,8[2].

Количество постов подготовки к окраске принимается из расчета 2..3 вспомогательных поста на один пост окраски [2].

Принимаем 4 вспомогательных поста на 2 поста окраски

 

Число автомобиле-мест ожидания и хранения определяется по формуле

, (1.18)

Количество автомобиле-мест хранения автомобилей, прошедших ТО и Р, nхр определяется по формуле

, (1.19)

n хр = 11 = 33.

Количество автомобиле-мест стоянки автомобилей клиентов и персонала СТО вне территории следует принимать из расчета 1 место на один рабочий пост, определяется по формуле

(1.20)

 

1.4 Расчет персонала станции.

Явочное количество рабочих в зоне постовых работ ТО и Р, определяется по формуле

, (1.21)

где - количество постов для проведения i-х работ;

- принятое количество рабочих на i-ом посту, чел.

.

 

Явочное количество рабочих в производственных участках определяется с учетом технологически совместимых работ:

- агрегатно-механический по ремонту узлов, систем и агрегатов;

- универсальный для выполнения прочих участковых работ

, чел; (1.22)

где - годовая трудоемкость i- го вида работ, выполняемая на i-м участке, чел. ч.

Определяем количество рабочих для слесарно-механических работ

 

Результаты заносим в таблицу 6

 

 

Таблица 6 – Явочное количество рабочих в производственных участках

Виды работ ,чел. ч Явочное количество рабочих
расчетное принятое
Слесарно-механические работы   1,24  
Кузовные и арматурные работы Работы по системе питания   2,33  
Ремонт узлов, систем и агрегатов   1,55  
Электротехнические работы Аккумуляторные работы Шиномонтажные работы Обойные работы   2,01  
Итого      

 

При количестве рабочих на i-м участке менее 0,8 следует проводить совмещение работ.

- агрегатно-механический по ремонту узлов, систем и агрегатов:

а) шиномонтажные работы;

б) ремонт узлов, систем и агрегатов.

- универсальный для выполнения прочих участковых работ:

а) электротехнические;

б) ремонт системы питания;

в) аккумуляторные работы.

Определяем количество вспомогательных рабочих по формуле

, (1.23)

где - годовая трудоемкость i- х вспомогательных работ, чел. - ч.

Рассчитываем количество вспомогательных рабочих на ремонт и обслуживание технологического и инженерного оборудования:

.

 

Результаты заносим в таблицу 7.

 

 

Таблица 7 – Количество вспомогательных рабочих

Виды вспомогательных работ , чел.ч Количество вспомогательных рабочих
расчетное принятое
Ремонт и обслуживание технологического оборудования Ремонт и обслуживание инженерного оборудования 3458,09 1,15  
Прием, хранение и выдача материальных ценностей Перегон подвижного состава Обслуживание компрессорного оборудования 3074,23 1,02  
Уборка производственных помещений Уборка территорий 1152,7 0,38  

 

Общее количество вспомогательных рабочих составляет 3 человека.

Определяем общее количество ремонтных рабочих, по формуле

+ + (1.24)

чел.

Численность персонала инженерно-технических работников и служащих станции (Р а) в зависимости от размера СТО следует принимать по данным таблицы 8.

Таблица 8– Состав и численность административно обслуживающего персонала

Наименование функции управления, персонала Численность персонала при количестве рабочих постов, Ра, чел.
от 10
Общее руководство  
Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты  
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность  
Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство  
Материально-техническое снабжение  
Производственно-техническая служба  
Младший обслуживающий персонал  
Итого:  

 

 

1.5 Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений.

Площадь зоны постовых работ ТО и Р, F З.ОР определяем по формуле

, (1.25)

где - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2;

- количество постов ТО и Р, расположенных в зоне постовых работ;

- коэффициент плотности расстановки автомобилей на рабочих постах;

Кп=4-5 – при двухстороннем (более экономичном) расположении постов.

- коэффициент плотности расстановки автомобилей на постах ожидания; =2,5.

 

.

 

Площади окрасочного и уборочно-моечного участков рассчитываются по формуле

(1.26)

где - количество рабочих постов i -го участка;

- количество вспомогательных постов i -го участка;

= 4.

Площадь участков:

.

 

Площадь кузовного участка определяется по формуле

(1.27)

где = 4…5.

Определяем площадь кузовного участка:

.

Площадь агрегатно-механического и др. участков, в которых не предусматривается заезд автомобилей, определяется по удельной площади на одного работающего, по формуле (1.28):

(1.28)

где - удельная площадь на первого рабочего, м2;

- удельная площадь на последующего рабочего, м2;

p ’ – количество рабочих, работающих в первую смену, чел.

Рассчитываем площади агрегатно-механического, электротехнического, аккумуляторного и шиномонтажного участков:

;

;

;

 

Общая площадь производственных помещений, , рассчитывается по формуле

(1.29)

где - суммарная площадь производственных участков, м2.

 

Рассчитываем общую площадь производственных помещений:

 

Площадь складских помещений СТО легковых автомобилей определяется произведением удельных нормативов, приведенных в таблице 9 на каждые 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей.

Таблица 9 – Удельные площади складских помещений

Наименование запасных частей и материалов Площадь складских помещений на 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей, м2 Площадь складских помещений, м2
Запасные части и детали    
Двигатели, агрегаты и узлы    
Эксплуатационные материалы    
Склад шин    
Смазочные материалы    
Итого -  

 

Рассчитываем площадь технических помещений (обойный, вентиляторная, тепловой узел, компрессорная и т.д.) по формуле

, (1.30)

м2.

Рассчитываем площадь помещения для клиентов по формуле (1.31):

, (1.31)

2.

Рассчитываем площадь магазина по продаже запасных частей и авто-принадлежностей по формуле

, (1.32)

2.

Рассчитываем площадь офисных помещений по формуле

, (1.33)

где - количество административно-обслуживающего персонала, чел

2.

Рассчитываем площадь бытовых помещений по формуле

, (1.34)

м2.

 

Рассчитываем общую площадь здания СТО по формуле

(1.35)

м2

Корректировка площади кратной 6 получаем, м2

 

1.6 Расчет площади территории станции

Рассчитываем площадь открытой стоянки автомобилей по формуле

(1.36)

где - коэффициент плотности расстановки автомобилей на площадке стоянки, =3 [2];

м2.

Рассчитываем необходимую площадь земельного участка для проектируемой СТО по формуле

(1.37)

где - плотность застройки земельного участка, %, =50 [2]

га.

 

Вывод: Структура технологического расчета СТО зависит от конкретных задач, поставленных в задании. В данном случае нам было дано количество автомобилей, мы, по расчету, определили количество постов (12) и персонала станции (27 ремонтных рабочих и 14 рабочих административно-обслуживающего персонала). Площадь здания равна 1260 м2. На основе этих данных построим план здания СТО, со взаимным расположением постов, участков, складских, офисных и бытовых помещений, а также ворот для въезда и выезда автомобилей (приложение А).


 

2 ОПРЕДЕЛЕЛИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРУДОВАНИИ

На СТО применяются следующие виды оборудования[2]:

а) инженерное (вентиляционные установки, тепловой узел и инженерные коммуникации);

б) компрессорное (передвижные и стационарные компрессоры, система трубопроводов для подачи сжатого воздуха);

в) технологическое (диагностические стенды и приборы, ремонтное и разборочно-сборочное оборудование);

г) осмотровое (подъемники, опрокидыватели, домкраты, эстакады и канавы);

д) подъемно-транспортное (краны подвесные, консольные, напольные передвижные);

е) организационная оснастка (верстаки, стеллажи, столы, шкафы);

ж) технологическая оснастка (инструмент, приспособления)

з) информационное оборудование и связь

В таблице 10 [2] приведен примерный перечень оборудования для СТО различной мощности.

Таблица 10 – Перечень оборудования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: