Характерные черты расцвета русской культуры в XVII в




XVII в. стал веком расцвета русской культуры, особенно вторая его половина. Наиболее серьезные изменения произошли в религиозно сфере, архитектуре. Конец XVII в был ознаменован реформами Петра, затронувшими все сферы культуры. В 1653 году тогдашний патриарх Никон объявил об исправлении церковных книг и обрядов по новогреческому образцу, что привело к расколу и возникновению старообрядческой церкви, первым идеологом которой стал протопоп Аввакум.

Особенной чертой российской культуры является ее принципиальная полярность, дуализм, когда основные культурные ценности четко поляризуются, не оставляя некой нейтральной зоны, как это происходит на Западе. В итоге происходит движение вокруг одних и тех же понятий, которые лишь наполняются новым содержанием в зависимости от историко-культурного момента. В этих изменениях и проявляются неизменные аспекты российской культуры.

XVI – XVII века в качестве идеала выдвинули лозунг возвращения к «старине», что было связано со значительным недовольством общим укладом русской жизни, распространившимся в разных слоях тогдашнего общества. Это и нашло свое полноценное выражение в расцвете ересей, в народных восстаниях и, конечно, в расколе. Представление о том, что движение вперед есть движение назад, к забытым ценностям и идеалам, было настолько сильным, что даже среди сторонников Никона, исправившего церковные тексты и обряды по новогреческому образцу, жила идея о современном возрождении того, что было ранее, а ныне испорчено. В умах же староверов противопоставление «старого, языческого» и «нового, христианского», возникшее в период Крещения Руси, переросло в антитезу «старого, христианского» и «нового, языческого».

В качестве примера рассмотрим развитие русской архитектуры в XVIIв. Русское барокко проявилось в избыточности чисто русских архитектурных украшений: ряды закомар и кокошников, колончатые украшения, например оконных проемов, сочетание штукатурки с кирпичной кладкой, золочение и др. украшение куполов. Затем возникла архитектура т.н. «нарышкинского барокко» – явно западной ориентации, с использованием кружевной лепнины, граненых куполов, колончатых барабанов. Исчезает былое разительное отличие церковной архитектуры от светской. Разумеется, на этом этапе (конец XVII в) прямых аналогов между элементами русского и западного барокко нет: если суть западного барокко в свободном перетекании объемов, плавности волютных обводов, то «нарышкинское барокко» – нагромождение многогранных клетей на квадрифолии (четырехлепестковом в плане здании).

Западное барокко было завезено уже при Петре итальянскими и французскими мастерами.

В первые годы царствования Петра ориентация на протестантские страны отразилась в архитектуре Доменико Трезини, скупо использовавшем барочные формы, что придало особое обаяние облику северной столицы. Сухой практицизм изменил характер русской живописи: созданное в 1724 г. художественное отделение при Академии наук призвано было подчинить искусство задачам научного изучения природы.

Дальнейшее следование по пути сакрализации абсолютизма отразилось в привлечении в Россию мастеров барокко и классицизма. Откровенное стремление превзойти роскошью Версаль отразилось в творении французского архитектора Леблона – Петергофе, загородной резиденции Петра. Вполне получило признание в России творчество уже не востребованных на Западе мастеров барокко – особенно отца и сына Растрелли. Но духу дворцового волюнтаризма больше соответствовал стиль рококо, к которому и тяготело искусство 18 в.

В течение смутного времени Русь находилась в состоянии разорения. Монументальная архитектура и живопись не развивались, не строили новых палат, храмов, не писали фресок. Строители и живописцы покидали Москву и другие крупные города. Отдельные станковые иконы (произведения строгановских мастеров) отражали тревоги и муки своего времени. Икона «Боголюбская Богоматерь» (нач. XVII в.), изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых, взывающих о спасении Руси. Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин и др.) представляет горький пессимизм, ущербность образов.

В 17 столетии, после изгнания иноземцев древнерусская архитектура переживает новый подъем. Московский Кремль становится символом величия Руси. Сооружения и стены восстанавливаются и получают дополнительное декоративное убранство. Спасская, Арсенальная угловая, Москворецкая угловая, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная угловая и др. башни увенчаны каменными шатрами с государственным гербом. Декоративный каменный верх Спасской башни надстроен в 1625г. английским архитектором Христофором Галофеем и русским архитектором Баженом Огурцовым. Удачно сочетается шатровая русская форма с готическими мотивами. Шатровые верхи других кремлевских башен возведены в XVII в. русскими строителями.

Московский Кремль становится одним из наиболее оригинальных творений архитектуры. Верхние части органично сливаются со своими основаниями. В XVII в. в Кремле возведено множество построек: приказных палат, церквей, монастырских подворий, боярских домов и дворов. Переизбыток больших и малых зданий сделал Кремль тесноватым. Утеряв стройность и четкость архитектурной застройки, Московский Кремль приобрел в XVII в. сказочную красоту древнерусского барокко. В 1636г. возводится Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов и Трофим Шарутин). 3-х этажное каменное здание на подклете имело ярусный характер. Белокаменные расписные наличники, золоченые крыши с репьями, карнизы составляли богатое убранство зданий.

Башни Троице-Сергиевой обители также получили новый облик в стиле древнерусского барокко. Прототипами русских храмов XVII в. являлись московские кремлевские сооружения (Успенский собор 1479 г. итальянского зодчего Аристотеля Фиорованти). На основе московского зодчества создается общерусская архитектура, прививавшая понятие о территориальной и политической целостности Руси. Неистощимой выдумки и творческого изобретения полны лучшие образцы церковного зодчества 1 пол. XVII в: Казанский собор на Кремлевской площади, построенная князем Дмитрием Пожарским церковь Троицы в Никитниках в Москве. Обширное здание Патриаршего двора в Кремле (1655) с церковью Двенадцати апостолов, поставленной на сводах выездных ворот, положило начало строительству архиерейских домов и трапезных палат. Большая Крестовая палата этого сооружения была перекрыта сомкнутым сводом и не имела опорных столбов. Во 2 половине XVII в. каменное зодчество на Руси принимает монументальный размах и исключительную декоративность. Шатровые храмы уже не строятся. Зодчие развивают мотивы 5-главых и 9-главых храмов: пышность и великолепие храма Троицы в Останкине, церковь Николы в Хамовниках (1679), Покровский собор в Измайлове. В сер. и 2 пол. XVII в строительство идет в Ярославле, Угличе, Костроме, Ростове Великом.

Храм Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Воскресенский собор в Новом Иерусалиме под Москвой (2 пол. 17в.). Столпы-звонницы, сооруженные по образцу Ивана Великого – в Саввино-Сторожевском, Новоиерусалимском, Новодевичьем и в др. монастырях. Древнерусская архитектура в причудливых формах, в вычурных декорациях зданий переходит к стилю барокко. Церковные главы в форме воинского шлема приобретают формы, близкие к луковице или груше. Древнерусское барокко было родственно западно-европейскому: Новоиерусалимский монастырь, дворец в Коломенском (1681), Крутицкий теремок в Москве (1680).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: