Кинетическое искусство, коммуна «Движение» (сущ. с к. 50х до 1970, эмиграция лидера Льва Нусберга в США)




Русское неофициальное искусство 1950-1970-х годов.

А — Я. Журнал неофициального русского искусства. 1979—1986. Репринтное издание. Под ред. Игоря Шелковского и Александры Обуховой. М.: АртХроника, 2004

«Другое искусство»: Москва 1956—1976. Т.1. М.: Московская коллекция; СП «Интербук», 1991

Аймермахер К. «От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950—1970-х годов». М.: РГГУ, 2004

«Другое искусство»: Москва 1956—1988. М.: ГАЛАРТ, 2005

Герчук Ю. «Кровоизлияние в МОСХ, или Хрущев в Манеже 1 декабря 1962 года». М.: Новое литературное обозрение, 2008

Борис Гройс «Московский романтический концептуализм» (статья)

Екатерина Дёготь «Русское искусство ХХ века»

Л. Гуревич

 

 

"Оттепель" в общепринятом значении – это реабилитация повседневности, освобожденной не только от строгих предписаний (дисциплинарной идейности, обязательной культурности), но и от тотальной однородности. Допущение возможности приватного, субкультурного, специализированного.
В публицистике, литературе и кино среднего поколения интеллигенции это более поэтическая реабилитация обыденности. Но культивируемая здесь "правда жизни" также не носит героического (и, следовательно, исторического) характера – выступая в виде "искренности" (как категории бытового существования), то есть душевной открытости, мягкости, понимания, теплоты, юмора.

Наиболее мифологизированная (в частности, в знаменитой повести Эренбурга) стилистическая идея искусства середины 50-х, пленэрная "этюдность", сама по себе не была художественной революцией даже для СССР. Она вполне укладывалась в эстетику позднего сталинского стиля (имевшего одним из своих источников живописность школ Коровина и Архипова). И тем не менее "этюдность" тоже была феноменом свободы – в частности, освобождением от дисциплины большого стиля.

Знакомство в начале шестидесятых с философией русского экзистенциализма, а также общее увлечение переводами А. Камю, Ж. Сартра, Ф. Кафки, С. Беккета, Э. Ионеско пробудило у некоторых художников интерес к религиозной метафизике, к православной теологии, иконе и мистике как праформам языка культуры и трансцендентного опыта.

"Оттепель" в молодежной культуре середины 50-х – это инфантильная эйфория свободы Она понимается как неожиданные и незаконные каникулы. Джаз, буги-вуги или новая французская живопись (показанная на выставке 1955 года) – это пространство рекреации: не сдерживаемого никакими ограничениями, почти экстатического самовыражения на телесном уровне. 1957 – выставка американских художников на Московском фестивале молодёжи, мода на абстракционизм.

 

«Новая реальность»: Юлий Белютин и мастерская

Еще в 1948 году возникло объединение молодых художников, в 1954-м превращенное Белютиным в Студию экспериментальной живописи и графики: отсюда пошло массовое художественное направление "Новая реальность".

Элий Белютин (р. 1925). С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (преподаватели — А.В. Лентулов, П.В. Кузнецов, Л.А. Бруни и др.).

После войны помогал восстанавливать памятники. Юного Элия клеймили как "космополита" и "формалиста" - для аспиранта Художественного института роковыми стали зарисовки памятников зодчества Севера: формализм приемов, интерес к религии, пессимистическое видение деревни... К тому же староста творческой мастерской Белютин пригласил руководителями "ранее осужденных в их антисоветском творчестве" Павла Кузнецова и Льва Бруни. Сегодня «наследник» художественного авангарда 1920-х, чьи произведения хранят 54 музея (Третьяковка, Русский музей, Центр Помпиду, музеи США), - художник-легенда: он создал школу, существующую полвека, и вошел в историю как замечательный педагог и ниспровергатель канонов. Множество наград, включая Золотую медаль Римского фестиваля "Сетторе интернационале" (1970) и Большую Золотую медаль Итальянской академии современного искусства "За выдающиеся достижения и деятельность" (1971), а также премии Дженаццано, Монтекаттини, Ассоциации американских художников "Вудсток", Коммуны Венеция, Ассоциации культуры Кастель Маджоре.

В мире Белютина знают как создателя уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. Е. Дёготь: по сути это первая советская мастерская абстрактной живописи (после Московсеого фест 1957 г.).

 

МАНЕЖ 1962

Громкую известность ему, как и многим "альтернативным" мастерам его поколения, принес Манеж 1962 года. Точнее, разгром, устроенный там Никитой Хрущевым: обвинения раздались именно в адрес студийцев Белютина, среди которых был Эрнст Неизвестный.

К началу 60-х "Новая реальность" объединяла около двух тысяч живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов и дизайнеров. Из работ "белютинцев" создали революционную Таганскую выставку русских абстракционистов (ноябрь 1962-го) и первую выставку русского авангарда в Манеже, которая должна была пройти параллельно с экспозицией "XXX-летие МОСХ".

После окрика генсека - репрессии со стороны Союза художников: "белютинцы" лишились права участвовать в любых официальных выставках, получать кисти, краски, холсты и мастерские (следствие – создание подпольных институтов, подпольных выставок и подпольного рынка, часто для дипломатов). "Запрет на Белютина" продлился почти 30 лет - до декабря 1990-го, когда после извинений в партийной печати открылась грандиозная выставка "белютинцев" на весь Манеж: 400 участников, свыше 1000 произведений.

До 1990-х Белютин оставался "невыездным", хотя за рубежом сменяли одна другую его персональные выставки; Польша и родина семьи Италия были наглухо закрыты. Когда он впервые смог выехать в США в 1991 году, встретил восторженный прием. Отзывы о его методе собраны в книге мастера, вышедшей к 50-летию студии, - "Искусство в тебе. Педагогическая система Элия Белютина. "Новая реальность-2004". Эту книгу он посвятил французскому писателю и искусствоведу Жану Кассу - "Черному Жану", создателю движения Сопротивления и Центра Жоржа Помпиду. Фундаментальное издание содержит воспоминания всей жизни и размышления о законах искусства, изложение системы обучения и рисунки. Здесь же письма, статьи и фрагменты книг его друзей и последователей в Европе и США, как, разумеется, и России. На реальном материале объяснен "феномен Белютина" - это понятие ввели в обиход французские критики еще в 1961 году, на Биеннале Парижа.

В основе белютинской методы - "теория всеобщей контактности", трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. При чтении так и тянет взять краски и попробовать рисовать: система кажется ясной, легкой, особенно привлекает свобода самовыражения, за которую автор борется более полувека.

Абстракционисты 50-60х: Владимир Слепян, Михаил Кулаков, Юрий Злотников.

 

Кинетическое искусство, коммуна «Движение» (сущ. с к. 50х до 1970, эмиграция лидера Льва Нусберга в США)

Лев Нусберг, Франсиско Инфантэ. Геометрические сетки, пространственные построения. Истоки – кинетические опыты 1920-х (Наум Габо). «Идеологический дизайн» - проекты украшения светом городов для массового восприятия (экраны, вспышки света) не встретили энтузиазма со стороны властей. «Живые машины». В 1967 украсили к юбилею Октября Ленинград.

После 1970 Инфантэ занялся концептуальным акционизмом, но не для зрителей - им демонстрировались только сделанные во время акции фото.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: