Гройс: Концептуализм в общем значении – творчество, отказывающееся от производства материальных объектов (картин, скульптур и пр. – того, что можно продать) и занимающееся производством идей и акций.
Лев Рубинштейн (поэт), Дмитрий Пригов (поэт, художник),
Илья Кабаков изначально – иллюстратор детских книг. Особенность советского варианта концептуализма – литературность, гипертрофированность текста, комментария к изображению.
«10 персонажей» - альбомы про жизнь и исчезновение вымышленных лиц и версии произошедшего от вымышленных же персонажей (рационал. Каган, мистик Шефнер и болтушка Лунина): «Вокноглядящий Архипов», «Вшкафусидящий Примаков», «Мучительный Суриков», «Украшатель Малыгин».
Вообще развитая бытовая тема («Чья это муха?», картины-стенды 1970-80х «График выноса помойного ведра», «Кухонная серия», «Гастроном»). 1980-90е – «тотальные инсталляции» (16 верёвок, Красный вагон, Случай в музее и др.)
Эрик Булатов («Тоннели», «Горизонт» 1971-72), Небо с предупреждающими надписями («Опасно», «Не прислоняться», «Слава КПСС»).
Иван Чуйков (Окна, Панорамы 1970х - объекты-коробки с нарисованными видами).
Франсиско Инфантэ.
Соц-арт термин 1972 – по аналогии с Pop-art'ом. Только в СССР потребление не вещей, а идей.
Разоблачение поведенческих клише и бытовых стереотипов.
Виталий Комар и Александр Меламид («Двойной автопортрет» 1973 –в виде мозайки метро в профиль, «Цветотерапия» 1975, по сути первая инсталляция СССР – «Рай» 73, перфоманс «Котлеты «Правда» - фарш из газеты 1975).
В 1975 эмигрировали в США. 1979 – телеграмма генсеку ООН, в которой они взяли на себя ответственность за землетрясение в Иране. 1979 акция «Продажа душ» (Энди Уорхолл и др. посетители продавали им души). 1981-82 «Ностальгический соцреализм» с обнажёнными музами около Сталина.
|
Александр Косолапов
Леонид Соков
Группа «Гнездо»
Скульптура: Борис Орлов, Ростислав Лебедев.
Перестройка – самороспуск.
В Ленинграде:
Газаневская культура (в ДК Газа и ДК Невский в Ленинграде)
Газаневские выставки, "Газаневщина", неофиц. худож. движение сер. 1970-х - нач. 1980-х гг. Собирательное назв. происходит от первых разрешенных властями крупных выставок художников-нонконформистов, состоявшихся в ДК им. И. И. Газа (22-25.12.1974, ок. 50 художников) и ДК "Невский" (10-20.9.1975, ок. 90 художников). Среди участников выставок: Е. З. Абезгауз, А. Д. Арефьев, А. Н. Басин, А. П. Белкин, Г. С. Богомолов, Я. А. Виньковецкий, В. В. Гаврильчик, А. Б. Геннадиев, Ю. А. Жарких, Г. Г. Зубков, В. А. Мишин, В. А. Овчинников, Е. Л. Рухин, И. В. Тюльпанов, В. Н. Шагин. Выставки стали важными вехами истории ленингр. независимой культуры и вызвали всплеск обществ. интереса к совр. иск-ву, к-рое впервые предстало перед зрителем в широком многообразии стилевых направлений - от абстракционизма и поп-арта до разл. форм салона. Г. к. вывела из подполья мн. мастеров, не входивших в Союз художников и отвергавших каноны "социалистич. реализма". Она положила начало череде легальных групповых выставок независимого иск-ва и способствовала развитию зародившейся еще в 1960-х гг. традиции квартирных выставок. В кон. 1975 группа участников Г. к. образовала Т-во эксперим. выставок (ТЭВ), в нояб. 1981 - Т-во эксперим. изобразительного иск-ва (ТЭИИ), под эгидой к-рого в дальнейшем устраивались выставки.
|
Лит.: Газаневская культура о себе / В компмляции и ред. А. Басина. Иерусалим, 1989.
О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
Е- 1990е
Тимур Петрович Новиков (1958-2002) российский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств. авангардистская группа «Новые композиторы», с того же 1980 года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» С. Курёхина, а также работал с группой «Кино» в качестве художника-оформителя концертов. Организует Академию Всяческих искусств (с 1989 – Новая Академия Изхящных Искусств). С 1990 с Сергеем Бугаевым (Африкой) и Иреной Куксенайте издаёт журнал «Кабинет». 1990 – первая выставка в ГРМ. 1997 – во время поездки в Нью-Йорк заболе и ослеп, попродолжал активную деятельность (в т.ч. читал лекции в СПбГУ).
Митьки (с 1984) Учителями признали Арефьевский круг (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов) Владимир Шинкарёв, Дмитрий Шагин, Александр и Ольга Флоренские и др. Культурно-фольклорный герой, целая субкультура.
ГРМ:
В советские времена собрать коллекцию неофициального искусства было для музея практически невозможно. Власти осуждали директора Русского музея Василия Пушкарева за его симпатии к "группе одиннадцати", с которой историки сегодня ассоциируют представление о "левом ЛОСХ" (Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Константин Симун, Виталий Тюленев, Леонид Ткаченко, Виктор Тетерин, Валентина Антипова, Ярослав Крестовский и другие). По инициативе Пушкарева в конце 1960-х - 1970-е годы в музей поступили произведения художников "левого крыла" МОСХ - Виктора Иванова, Гелия Коржева, Ефрема Зверькова, Виктора Попкова, Николая Андронова, Эдуарда Браговского, Дмитрия Жилинского, Андрея Гончарова, Екатерины Григорьевой, Павла Никонова, Александра и Петра Смолиных. Нередко, вопреки указаниям Министерства культуры, работы этих художников демонстрировались в постоянной экспозиции советского искусства. Лишь в конце 1970-х годов возникает ситуация, которая давала несколько большую свободу выбора. Спустя еще 10 лет музей осуществил первую закупку произведений "левых" художников, однако восполнить тем самым недостающие страницы истории нашей культуры в полной мере, естественно, так и не удалось. Художники-диссиденты или просто художники с ярко выраженной индивидуальностью вызвали в свое время огромный интерес у коллекционеров на Западе и немногих энтузиастов и коллекционеров-оригиналов в России, что компенсировало ограниченные возможности музея.
|