О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С МВФ ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН




СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

В целях расширения своих кре­дитных возможностей МВФ практикует создание спе­циальных фондов (англ. facility - устройство, меха­низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кре­дитования предназначен для кредитования стран-чле­нов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них фактора­ми. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импорте­рах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, ва­лютные поступления которых сокращаются в резуль­тате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование не­предвиденных потерь для помощи странам, испытыва­ющим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудно­сти платежного баланса вызваны лишь снижением эк­спортной выручки либо увеличением расходов на им­порт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использова­нии странами кредитов Фонда для возмещения убыт­ков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кре­дитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредито­вания с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буфер­ных (резервных) запасов для оказания помощи стра­нам, участвующим в создании подобных запасов сы­рьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный ба­ланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой под­держки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развива­ющихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-долж­никам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспече­ния основного долга при обмене по паритетной сто­имости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или рас­ширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически вели­чины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу­чая, с учетом “степени радикальности” программы макроэкономической стабилизации и структурной пе­рестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентиро­ван на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и поли­тических реформ. Поводом для его использования мо­жет быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос­нованной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости им­порта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Пред­оставление кредитов в данном случае обусловливает­ся выполнением страной - заемщицей набора более “мягких” макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномас­штабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках “промежуточного”, или “переходного”, кредитования до 50% их квоты. Кре­диты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требова­ния МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредит­ным долям. Использование страной ресурсов специ­альных фондов может увеличивать находящийся в рас­поряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специаль­ных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их форми­рования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным спе­циальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ре­сурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преоб­ладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государст­вами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процент­ные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении на­циональной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур­сам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расхо­дов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золо­того запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: стра­ны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получа­емых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из довери­тельного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорциона­льно их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фон­да — предоставлять за счет заемных средств допол­нительные кредиты странам, испытывающим особен­но резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресур­сы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-чле­нов МВФ, а также Швейцарского национального бан­ка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, фун­кционировал в 19811992 гг. Цель фонда пред­оставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балан­сов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших раз­мерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою дея­тельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим разви­вающимся странам, испытывающим хронический кри­зис платежного баланса в целях осуществления средне­срочных программ макроэкономической и структур­ной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, пред­оставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной пере­стройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функци­онирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Алба­нию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактиче­ски - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возмож­ность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились уча­ствовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите насе­ления и совершенствованию структуры государствен­ных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут пред­оставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адап­тации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испыты­вающим потребность в кредитах. Одновременно, ока­зывая силовое воздействие на экономическую полити­ку стран - заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТ­НО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МВФ осуществляет наблюде­ние и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структур­ные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широ­кого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кре­дитных отношений, авторитетного центра междуна­родного кредитования, координатора межгосударст­венных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран - заемщиц. Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений “семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласова­ния национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным институтом, накопил боль­шой и полезный опыт.

 

МВФ – КЫРГЫЗСТАН

В Центральной Азии Кыргызстан выделяется тем, что избрал западную модель политического и экономического развития. В отсталой, слаборазвитой азиатской республике бывшего СССР предпринята попытка построить общество, основанное на западных ценностях. С 1993 по 1996 год республика получала на душу населения в виде кредитов больше долларов чем любая другая страна СНГ. Только на поддержание национальной валюты - сома - Кыргызстана ежегодно выделалось примерно по 100 миллионов долларов. В 1996 году МВФ предоставил Кыргызстану режим наибольшего благоприятствования и увеличил размеры помощи. Несмотря на это экономическое положение страны непрерывно ухудшалось. Поступаемые в КР средства используются главным образом для освоения ресурсов страны, создания инфраструктуры для вывоза сырья и подпитку местной элиты.

Низкий платежеспособный спрос, ослабление производственных связей, неконкурентноспособность отдельных видов выпускаемой продукции, отсутствие материальных и финансовых ресурсов, рост кредиторской и дебиторской задолженности - все это подорвало основы и без того весьма слабой экономики страны. Темпы спада промышленного производства в 1992 г. составили 26,4 %, в 1993 - 24,6, в 1994 - 27,9. (по другим данным до 50%), в 1995 -50% В 1997 г. деиндустриалилизация в КР завершилась.

В обществе произошло резкое имущественное расслоение. В стране установился значительный разрыв между богатыми (3% населения) и бедными (97%). Местные коммерсанты вывезли из страны все что можно - цветные металлы, машины, станки, свинцово-цинковую руду, шерсть, кожу и т.д. В отсутствие наличности бараны превратились в денежную единицу. Расчеты на периферии, особенно в отдаленных населенных пунктах, нередко производятся с помощью баранов. Внедрение западной модели, проведенное прямолинейно, без учета местных традиций и особенностей, привело к обострению внутренних противоречий и проблем. Наиболее опасной из них является регионализм.

Политическая и хозяйственная элита Киргизии с давних пор была разделена на два региональных клана - северный и южный. В 70-80 годах между ними установилось равновесие. Сферы влияния были разделены и сложившееся положение устраивало обе стороны. Последовавший в 1992-1995 годах передел собственности привел к нарушению равновесия. При А.Акаеве северный клан стал быстро набирать силу. Он и раньше превосходил южный по численности и потенциалу. Но в настоящее время это положение закрепилось еще больше. Представители севера держат в своих руках основные рычаги власти и собственность.

Противоречия между севером и югом уже стали причиной внутриполитического кризиса в 1994 году. Сегодня приходится констатировать, что А.Акаев и его окружение не контролируют в полном объеме обстановку на юге страны. Город Ош сегодня является перевалочным центром наркоторговли. Его называют региональной столицей наркобизнеса. Время от времени появляются сообщения о действующих в труднодоступных, горных районах южной части Кыргызстана лагерей боевиков афганских и таджикских оппозиционеров.

Другим следствием проводимого в КР эксперимента является полная зависимость страны от финансовых вливаний запада. Без дотаций экономика КР уже не может существовать. Запад ссужает под залог наземных и подземных ресурсов (золото, серебро, сурьма, ртуть и прочее). Таким образом наиболее вероятное будущее КР - это повторение пути наиболее отсталых государств Африки и Латинской Америки.

О взаимоотношениях КР с МВФ подробнее:

БИШКЕК, 27 мая. Директор-распорядитель Международного валютного фонда высоко оценил действия Кыргызстана по переходу к рыночной экономике. Мишель Камдессю выступил 27 мая на праздновании пятой годовщины введения национальной валюты Кыргызстана - сома на проходящей в Бишкеке конференции "Задачи и перспективы переходных экономик". В работе конференции участвуют также эксперты из Всемирного и Азиатского банков. Мишель Камдессю отметил, что Кыргызстан со времени вступления в МВФ /май 1992 года/ получил по его кредитным линиям более 420 миллионов долларов США, опередив другие страны СНГ в ведении национальной валюты /май 1993 года/. К прошлому году республика снизила инфляцию с 1259 процентов до уровня однозначных величин /14,8 процента/, а уровень производства прочно занял 7-процентную отметку. МВФ и далее готов сопровождать Кыргызстан на пути к созданию эффективной рыночной экономики и интеграции в глобальную экономику, подчеркнул Мишель Камдессю. В свою очередь президент Кыргызстана Аскар Акаев заявил, что "с помощью МВФ и других международных организаций по сравнению с 15-процентным падением ВВП в 1993 году в 1997 году рост валового внутреннего продукта в Кыргызстане составил 10 проц. Уровень инфляции, который в 1993 году измерялся в 1333 проц., в прошлом году составил 14 проц. В 1997 году, сказал Аскар Акаев, Киргизия завершила первый антикризисный этап реформ с помощью программы МВФ. С 1998 по 2001 год начнет работу вторая программа МВФ, которая предусматривает закрепление устойчивого экономического роста в Киргизии. В то же время, отметил Аскар Акаев, "правительство республики не может постоянно ориентироваться на внешние заимствования. Обязательства растут. Величина внешнего долга к 2000 году увеличится с 974 миллионов долларов до 1 миллиарда 345 миллионов долларов". Аскар Акаев назвал пять основных задач дальнейшего развития киргизской экономики: приватизация до 2000 года стратегических базовых отраслей /энергетика, транспорт, связь, развитие инфраструктуры рынка, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение прямых иностранных инвестиций/.

 

ВАШИНГТОН. 30 июня. Международный валютный фонд одобрил выделение Киргизии нового трехлетнего займа в размере 86 млн. долларов в рамках программы структурных экономических преобразований. Половина первого транша в размере 29 млн. долларов выделяется немедленно, а вторая будет передана через полгода. По оценке МВФ, в результате первого трехлетнего этапа структурных преобразований, который закончился 31 марта текущего года, Киргизия добилась значительного прогресса в макроэкономической стабилизации и начала строительство новых рыночных отношений. В распространенном заявлении фонда отмечается, в частности, что в республике "в течение 2-х последних лет наблюдался рост экономики, в то время, как инфляция опустилась ниже уровня в 15 проц. Были проведены ключевые структурные реформы в финансовом секторе и бюджетных процедурах".

 

БИШКЕК, 12 ноября. Международный валютный фонд выделяет Киргизии 11 миллионов долларов для преодоления последствий кризиса в России. Об этом сообщил 12 ноября журналистам премьер-министр страны Кубанычбек Жумалиев. Прямые последствия российского кризиса в Киргизии оцениваются в 35 миллионов долларов. Половину из них, как сообщали раньше в киргизском правительстве, республике пообещал покрыть Международный валютный фонд.

 

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С МВФ ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН

ВАШИНГТОН, 2 апреля. Международный валютный фонд одобрил выделение второго кредита Таджикистану в 10 млн долларов на преодоление последствий вооруженного конфликта. Первый кредит на такую же сумму МВФ выделил Таджикистану 19 декабря прошлого года. В пресс-релизе МВФ подчеркивается, что в декабре Душанбе получил от МВФ помощь в соответствии с программой, которая ставила целью "укрепление макроэкономической дисциплины, ускорение структурных реформ и активизацию усилий по отсрочке выплаты долгов внешним кредиторам". МВФ утверждает, что "таджикская экономика благоприятно откликается на усилия по ее стабилизации, о чем свидетельствуют уменьшение темпов инфляции и повышение доверия к национальной валюте". "В 1997 году в Таджикистане впервые с момента приобретения им независимости произошел рост реального валового внутреннего продукта", - подчеркивается в пресс-релизе. Ныне выделяемый кредит направлен на поддержку правительственной экономической программы на 1998 год, которая предусматривает рост ВВП на 4-5 проц, снижение темпов инфляции до 18 проц в годовом исчислении и рост валютных резервов, необходимых для импорта. Чтобы достичь этих целей, правительство намерено снизить дефицит бюджета с тем, чтобы он не превышал 3 проц ВВП, и усилить поток поступлений в бюджет при одновременном сокращении кредита центрального банка правительству. Таджикистан вступил в МВФ в 1993 году, а сумма предоставленных ему с тех пор кредитов составляет 30 млн долларов. Нынешний кредит предоставлен под полпроцента годовых на 10 лет с отсрочкой начала выплат на пять с половиной лет.

ДУШАНБЕ, 10 июня. Обещание, данное международным сообществом в мае на парижской встрече Консультативной группы по Таджикистану об оказании стране финансовой помощи в размере 280 миллионов долларов США, будет выполнено только при продвижении мирного процесса. Об этом сегодня заявил в ходе встречи с председателем Комиссии по национальному примирению, лидером Объединенной таджикской оппозиции Саидом Абдуллло Нури заместитель специального представителя Генсека ООН в этой центральноазиатской республике Паоло Лембо. Он сообщил, что поддерживает регулярную связь с Международным валютным фондом и Всемирным банком, который организовал встречу Консультативной группы. По словам Лембо, эти влиятельные финансовые институты с пристальным вниманием следят за ходом реализации общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. МВФ и Всемирный банк недвусмысленно дают понять о безусловном и скорейшем выполнении таких положений общего соглашения, как реинтеграция вооруженных формирований оппозиции в правительственные силовые структуры, завершение интеграции представителей оппозиции в правительство согласно предусмотренной 30-процентной квоте. Кроме того, как подчеркнул Лембо, необходимо и положительное решение вопроса по закону о политических партиях. В противном случае, сказал представитель ООН, навряд ли следует ожидать от международного сообщества и, в частности, МВФ и Всемирного банка помощи в полном объеме. По мнению Лембо, во избежание впредь разногласий между правительством Таджикистана и оппозицией Комиссии по национальному примирению необходимо ускорить работу над внесением дополнений и изменений в ныне действующую Конституцию.

ВАШИНГТОН, 25 июня. Заем на структурную перестройку экономики в размере 128 млн долларов предоставил Таджикистану Международный валютный фонд. Деньги должны быть истрачены на поддержку экономической программы правительства в 1998-2001 годах. Первый годовой транш в 48 млн долларов разделен на две равные суммы. Первая половина выделяется немедленно, а вторую можно будет получить через полгода. Сообщая о предоставлении займа, МВФ указывает, что со времени подписания в июне 1997 года соглашения об окончании гражданской войны в Таджикистане правительство этой страны пытается укреплять макроэкономическую дисциплину, ускорять осуществление реформ и реструктурировать свои долговые обязательства. На этом пути уже достигнуты определенные успехи: уменьшились темпы роста инфляции, поддерживается стабильный курс таджикского рубля, впервые со времени провозглашения независимости возобновился экономический рост. Ускорилась приватизация, сделаны первые важные шаги к реформированию банковского сектора. Дальнейшие планы правительства предусматривают рост ВНП в 1999-2001 гг на уровне 4-4,5 проц в год, снижение инфляции к 2001 году до 8 проц против почти 164 проц в 1997 году. Фискальный дефицит должен в те же сроки сократиться с 3,3 проц до 0,3 проц, причем в целях ужесточения финансово-бюджетной дисциплины с середины 1999 года предусматривается отказ от финансирования бюджета центральным банком. Власти намерены и впредь проводить асимметричную валютную политику, реагирующую на тенденции к снижению курса, но допускающую свободное его повышение. Бюджетозамещающий кредит предоставлен Таджикистану на льготных условиях: под 0,5 проц годовых сроком на 10 лет с отсрочкой платежей на 5,5 лет.

ДУШАНБЕ, 7 октября. Ведущие мировые финансовые институты намерены и впредь оказывать поддержку Таджикистану в проведении экономических реформ, - заверения в этом были получены на переговорах правительственной делегации республики с высопоставленными чиновниками Международного валютного фонда и Всемирного банка /ВБ/ в Вашингтоне. Об этом сообщили корр.ИТАР-ТАСС в пресс-службе главы государства Переговоры были проведены накануне очередной сессии руководителей МВФ и Всемирного банка. Таджикистан на переговарах представляли премьер-министр Яхъе Азимов, министр финансов Анваршо Музафаров и государственный советник президента по вопросам экономики Гуломжон Бабаев. Были обсуждены вопросы, связанные с реализацией трехлетней экономической программы правительства Таджикистана. На ее поддержку МВФ и ВБ выделили кредиты в размере 340 млн долл., причем первые транши уже поступили в Нацбанк республики. Правительственная делегация проинформировала кредиторов о проекте бюджета-99 и намерении в ближайшее время ввести в действие новый Налоговый кодекс. В целом, как отметили в пресс-службе президента Таджикистана, представители финансовых институтов выразили удовлетворение шагами правительства республики и высказались за расширение сотрудничества. В частности речь шла о поддержке частного предпринимательства - малого и среднего бизнеса.

ДУШАНБЕ, 22 октября. Оценку состояния социально-экономического развития Таджикистана за девять месяцев 1998 года должна дать миссия Международного валютного фонда, начавшая работать в Душанбе. В представительстве МВФ в Таджикистане, миссию 2-го европейского управления МВФ возглавляет Тапио Саавалайнен. До второго ноября, она соберет материал для экономического обзора с учетом реализации задач среднесрочной экономической стратегии правительства Таджикистана на 1998-2001 годы, разработанной при участии экспертов МВФ. Стратегия ориентирована в первую очередь на создание благоприятных условий для экономического роста за счет экспорта путем содействия развитию частного сектора и иностранным инвестициям. МВФ принял решение о предоставлению Таджикистану для этих целей кредит в сумме 120 миллионов долларов США, по 40 миллионов ежегодно. Первый транш в 20 миллионов американских долларов был выделен в июле 1998 года. Вопрос о выделении второго транша во многом будет зависить от выводов и заключения, которое даст миссия МВФ.

ЛОНДОН, 8 декабря. С призывом к иностранным инвесторам обращаться непосредственно к высшим должностным лицам казахского правительства в случае проявлений коррупции со стороны государственных чиновников обратился первый заместитель премьер-министра Казахстана Ураз Джандосов. Он выступил на открывшейся 8 декабря в Лондоне ежегодной конференции "Инвестиционные возможности в Казахстане". По словам первого вице-премьера, в текущем году экономика республики столкнулась с серьезными трудностями, вызванными глобальным финансовым кризисом и падением цен на сырье. "В результате предприятия фактически оказались отрезанными от рынка свободного частного капитала", - отметил он. В целях выправления ситуации недавно было принято решение о значительном расширении предоставления государственных гарантий под различные проекты. "Если в текущем году под государственные гарантии правительства Казахстана было получено 200 млн долларов, то в будущем эта сумма составит 500 млн", - подчеркнул Джандосов. Он сообщил, что в конце нынешней недели парламент республики должен одобрить госбюджет на будущий год. "Дефицит государственного бюджета установлен на уровне трех процентов. Финансироваться он будет в основном за счет кредитов Международного валютного фонда и ряда других финансовых институтов", - отметил Джандосов. По его словам, 15 декабря в Вашингтоне пройдет заседание совета директоров МВФ, на котором будет рассмотрена программа казахского правительства на будущий год. "Мы уверены, что программа будет одобрена и Казахстан получит необходимые средства", - заявил первый вице-премьер. Он также сообщил, что сейчас в центре внимания правительства находится промышленная политика и те меры законодательного характера, которые способны привлечь инвестиции в реальный сектор экономики. "Мы намерены продолжать предоставлять налоговые льготы для промышленного капитала, а также значительно упростим приватизацию, которая будет в основном осуществляться за "живые деньги", - отметил Джандосов. В работе инвестиционной конференции принимают участие крупнейшие британские нефтедобывающие и строительные компании, а также представители банков. Как заявил корр.ИТАР-ТАСС сотрудник компании "Бритиш петролеум", "Казахстан сумел избежать развала финансового рынка и банковской системы, что сегодня делает республику одним из наиболее привлекательных рынков внутри СНГ".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: