Методы патопсихологического исследования




Практическая работа: патопсихологическая диагностика.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ - это один из разделов клинической психологии.

Патопсихология ориентирована в ос­новном на психиатрическую клинику, но при этом она имеет свой особый предмет, который следует отличать от предмета психиатрии и психопатологии.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных. Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Психиатрия направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология изучает закономерности распада психиче­ской деятельности и свойств личности.

При всей близости объектов исследования психиатрия и па­топсихология отличны по своему предмету.

Первая изучает ре­зультат распада психики, вторая - процесс распада.

Методы патопсихологического исследования

С развитием эмпирической психологии и психофизиоло­гии в патопсихологию начинает внедряться метод эксперимента
(В. Вундт, Г. Эббингауз, Э. Титченер), проникший в практику
неврологии и психиатрии. В крупнейших клиниках (В. М. Бех­терева - в Ленинграде, Э. Крепелина - в Лейпциге, С. С. Корса­кова - в Москве) открываются психологические лаборатории.
Долгое время в этих и других клиниках господствовал метод
количественного измерения
психических процессов. Испытуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задачи, складывание фигуры, рассказ по картинке и др.),
т. е. проходит определенное испытание. Получаемые в результате данные соотносятся со специально разработанной шкалой, на
основании чего исследователь делает заключение о наличии,
особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого.

Появление способа количественных измерений психических процессов было, безусловно, шагом вперед к утверждению в психологии объективного метода.

Поэтому, наряду с чисто количественным методом, в по­следнее время в патопсихологии широко применяются методи­ки, которые направлены исключительно на выявление личност­ных особенностей.

Проективные методы. Задание, которое предлагается испытуемому, не предусматривает каких-либо определенных способов решения. «Проективный» метод использует любую задачу лишь как повод для того, чтобы испытуемый мог про­явить свои переживания, особенности своей личности и харак­тера. В качестве конкретных методик применяются: описание картин с неопределенным сюжетом (ТАТ), пятна Роршаха, тест руки, сюжетные картинки. Последние представляют собой изо­бражение действий или поз персонажей. Испытуемый должен описать картинку, рассказать, что на ней нарисовано, о чем ду­мают, что переживают изображенные персонажи, что с ними произойдет, что предшествовало изображенному событию. При этом, по мнению некоторых авторов проективного метода, про­исходит известное отождествление испытуемого с изображен­ным персонажем, «личность отражается с помощью этого мето­да, как объект на экране» (отсюда и название «проективный»).

Если проанализировать, о каких личностных переживаниях и установках идет речь, то оказывается, что исследователи пы­таются вскрыть при помощи этого метода бессознательные, скрытые мотивы и желания больного. Отдельные особенности восприятия испытуемого (например, видит ли он объекты в движении или в покое, обращает ли он внимание при описании пятен Роршаха на крупные части рисунков или на мелкие детали и т. п.) исследователи интерпретируют как показатели личност­ных особенностей. Рациональное зерно, содержащееся в «про­ективном» методе, безусловно, должно быть использовано. Од­нако следует иметь в виду, что выявленные с его помощью пе­реживания, особенности, не могут служить единственными ин­дикаторами строения личности, устойчивой иерархии ее моти­вов и потребностей. То есть, проективные методы должны сами стать объектом исследования.

Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психиче­ских нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. При любой степени психиче­ского недоразвития или заболевания всегда происходит даль­нейшее (пусть замедленное или искаженное) развитие ребенка. Психологический эксперимент не должен ограничиваться уста­новлением структуры и уровня развития психических процессов больного ребенка - он должен выявить прежде всего его потен­циальные возможности. Это указание было впервые сделано еще в 30-х годах Л. С. Выготским. В своей работе «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» он пи­сал: «Состояние умственного развития ребенка может быть оп­ределено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух уров­ней - уровня актуального развития и зоны ближайшего разви­тия». Под зоной ближайшего развития Л. С. Выготский понимает те потенциальные возможности ребенка, которые само­стоятельно, под влиянием тех или иных условий, не выявляются, но которые могут быть реализованы с помощью взрослого.

Поэтому психическое развитие ребенка характеризуется не столько его актуальным уровнем, сколько уровнем зоны его ближайшего развития.

Мы столь подробно остановились на этом хорошо извест­ном положении Л. С. Выготского потому, что оно определяет принципы построения психологического эксперимента приме­нительно к аномальным детям. Поэтому при решении практиче­ских задач, например, при отборе детей в специальные школы, помимо констатирующего, в обязательном порядке должен применяться и обучающий эксперимент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: