Нарушения отвлечения и обобщения могут принять и другой характер, являясь как бы антиподом только что описанных. Если суждения описанных выше больных не выходят за пределы частных, единичных связей, то у больных, о которых пойдет речь, «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Их суждения отражает лишь случайную сторону явлений, а не существенные отношения между предметами.
Подобные нарушения мыслительной деятельности обозначают как искажение процесса обобщения. Они встречается чаще всего у больных простой шизофренией, вялотекущей и при галлюцинаторно-параноидной форме течения болезни, но могут наблюдаться и при других формах этого заболевания. Такие больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, случайным, явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего характера, но часто не в состоянии ответить на конкретный вопрос. Приведем примеры диагностики данного вида расстройства.
Пример 1. В методике «Сравнение понятий» (в данном случае это были «луна» и «чернильница») больной говорит: «Оба эти предмета в себе содержат что-то; луна что-то содержит и чернильница. Луна из чего-то состоит и чернильница. Обе круглые. И обе с отверстиями: в чернильнице - горлышко, на луне — кратеры. Еще сходство - луна светит, и если в чернильницу положить чернила и писать, то они тоже светят. Грамотность - свет. А различие - луну нельзя положить на стол, а чернильницу можно где угодно держать».
Нарушение динамики мыслительной деятельности
По словам И. М. Сеченова, мысль имеет определенное начало, течение и конец. Болезненные состояния мозга приводят чаще всего не к операциональным, а к динамическим нарушениям мышления.
Выделяют четыре типа нарушения динамики мышления: непоследовательность суждений, лабильность, откликаемость, инертность.
Непоследовательность суждений
Характерная особенность этого нарушения состоит в неустойчивости способа выполнения задания.
Способы действия этих больных при выполнении ими задания «Классификация предметов» примерно следующие. Больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям задачи, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но, спустя некоторое время, оставляют правильный путь решения. Приведем выписку из истории болезни, по Б. В. Зейгарник.
Больной Н. (закрытая травма головного мозга), который начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы растений и животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести мухомор: «Он же вредный, отнесу-ка в сторону». Точно так же он не знает, куда отнести жука: «Положу его к книге и тетради, его же изучают в школе». После того как экспериментатор попросил больного работать внимательнее, он несколько растерянно сказал; «Подождите. Да, у меня есть здесь посуда, растительный мир... Конечно, к нему принадлежит и гриб, безотносительно к тому, вреден он или нет; а жука положу к животному миру». В конце концов у больного получаются следующие группы: люди, животные, растения, посуда, мебель, школьные принадлежности, предметы домашнего обихода. Экспериментатор просит объединить некоторые группы. Больной: «Людей с животными, да? Растения... Ну а дальше как? Ведь остальное не объединишь: как же соединить домашнюю утварь с канцелярскими предметами».
Больной заметно устает, наступает легкий тремор рук, потливость. Экспериментатор начинает беседу на тему, не относящуюся к эксперименту. Спустя 5 минут больной по просьбе экспериментатора возвращается к работе и тут же самостоятельно правильно и обобщенно ее выполняет.
Анализ подобных случаев позволяет выделить три типичные ошибки непоследовательности:
- чередование обобщенных и ситуационных решений.
Выполнение заданий на уровне обобщенных решений
не бывает стойким;
- логические связи подменяются случайными сочетаниями. Например, правильное выполнение задания классификации предметов нарушалось тем, что больные объединяли объекты в одну группу лишь потому, что карточки оказались рядом;
- образование одноименных групп: больные часто выделяют предметы по правильному общему признаку, но
тут же начинают выделять аналогичную по смыслу
группу. Так, например, больной мог выделить группу
людей, в которую входили врач, ребенок, уборщица, и
тут же выделял еще одну группу людей, куда входил
моряк, лыжник и т. п.
Лабильность мышления
В этом же случае нарушение динамики мышления носит более стойкий характер, изменяя само строение мышления. Лабильность суждений становится как бы постоянным модусом мыслительной деятельности больных. Подобная постоянная лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. При этом осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспериментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления, а представляет собой цепочку неуправляемых ассоциаций. Рассмотрим примеры.
Пример 1. При раскладывании картинок в последовательном порядке больные такого типа, осмыслив сюжет, раскладывают их в любом порядке - сменилась задача!
Пример 2. Понимая смысл пословицы, больные не могут ее объяснить. Нередко какое-нибудь слово пословицы вызывает «цепочку» ассоциаций. Так, больной в гипоманиакальном состоянии объяснил пословицу «Не все то золото, что блестит» следующим образом: «Золото - это прекрасные золотые часы подарил мне брат, он у меня очень хороший. Когда мы вместе учились, мы ссорились, но потом жили мирно. Брат очень любил театр, мы видели с ним пьесу...» и т. д. Хаотичный характер ассоциаций помешал правильному объяснению пословицы, слово «золото» сразу повело к целой цепи воспоминаний.
Откликаемость
Одной из форм лабильности является «Откликаемость». При таком нарушении неустойчивость способов выполнения работы достигает у некоторых больных чрезвычайно утрированной формы: они не только не в состоянии удерживать ход своих суждений в установленном раньше направлении, но и начинает реагировать на любой раздражитель, к ним неадресованный.
Например, услышав, как другой больной говорит, что сегодня ему на завтрак давали колбасу, испытуемый, передававший рассказ о том, как галка, перекрасившись, полетела в голубятню, говорит: «И голуби ее угостили колбасой».
Инертность мышления
Инертность мышления является антиподом только что описанных видов нарушений. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.