« Не беспокойся, я позабочусь о том, чтобы ты попал в Бомбей, — заверила меня Тара, — но вначале тебе нужно что-нибудь попросить
— Но я не хочу ничего, кроме того, чтобы вернуться в Бомбей.
— И всё же ты должен попросить о чём-нибудь, — настаивала Тара, улыбаясь.
— Вначале забери меня отсюда. Отправь меня в Бомбей, а затем я уже попрошу что-нибудь.
Тара засмеялась и велела мне закрыть глаза. Я так и сделал, а когда открыл их вновь, то увидел, что нахожусь в спальне своего дома в Бомбее. Всё моё тело было всё мокрым от пота, вызванного ужасом и нервным напряжением. По меньшей мере пятнадцать минут я пребывал в оцепенении и даже не знал, где я нахожусь. Я как зомби бродил из комнаты в комнату, пытаясь убедить самого себя, что действительно вернулся домой. Постепенно я удостоверился, что нахожусь в Бомбее, и эта мысль дала мне некоторое облегчение. Я был по-прежнему пьян, поэтому не оставалось ничего другого, как лечь спать.
Проснувшись в одиннадцать часов утра, я чувствовал себя ужасно. Тогда я не знал, что причиной моего состояния было похмелье, ибо раньше со мной ничего подобного не было. Я знал только то, что моя голова буквально раскалывается, лопается по швам. Я позвал своего слугу Дхонду и велел ему принести мне аспирин фирмы Байер. Тогда он выпускался в порошке, и я принял сразу две чайные ложки. Через полчаса у меня началось потоотделение, и головная боль прошла.
Я чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы начать размышлять над планом мести Джина Чандра Сури за то, что он соврал мне насчёт целей нашей прогулки и за то, что из-за него я попал в такое положение: « Я хочу никогда больше не видеть его. Нет, я уничтожу его. Пусть он только вернётся в Бомбей, посмотрим, как долго его голова продержится на плечах ».
|
Размышляя таким образом, я внезапно вспомнил о янтре и о чётках, которые по-прежнему были со мной. И тогда я сказал себе: « Погоди-ка, здесь, у себя дома, я в полной безопасности. Испробую-ка я всё это ». У меня были некоторые сомнения относительно происшедшего — может всё это было сном или плодом воображения? Просто ради эксперимента я уселся в удобную позу и начал выполнять джапу. Не успел я сделать и сотни повторений, как передо мной вновь предстала Тара и спросила чего я от Неё хочу.
Я ответил: « Ма, у меня действительно не было никакого намерения выполнять шава садхану, и я не хочу от Тебя ничего ».
Она улыбнулась и сказала: « Попроси меня о чём-нибудь ». Когда Ма желает дать тебе нечто, Она создаёт такую ситуацию, что ты должен принять это. Наконец мне пришлось сказать: « Ма, я никогда ничего такого не хотел, но теперь, когда я добился успеха, больше всего я бы хотел, чтобы Ты ежедневно приходила ко мне и позволяла поклоняться Тебе ».
Она ответила: « Но я не могу являться сюда. Тебе придётся самому ежедневно приходить на смашан ».
Именно это я и сделал. В то время Бомбей не был так густо населён, как сегодня, и смашаны были довольно пустынными. Я начал со смашана Уорли. Один из моих друзей отвозил меня туда каждую ночь. Пока я был занят своим делом, он ожидал меня в машине. Я также договорился с одним человеком, что каждый вечер он будет приносить мне свежую кокосовую воду. Предложив её Ма, я выпивал остаток в качестве прасада, Её дара мне. Неподалёку от кладбища жил факир по имени Мишкин Шах, он знал, зачем я каждую ночь посещаю это место. Мы познакомились и подружились с ним, часто устраивая совместные чаепития.
|
Ма являлась ко мне каждую ночь и беседовал со мной. Через некоторое время, когда я узнал Её поближе, я попросил Её показать мне все свои формы: Чиннамасту, держащую свою голову в руках и пьющую собственную кровь, которая струится из шеи; Багаламук-ху, с головой журавля или цапли, а также все остальные формы великой Богини. Для достижения успеха в садханах, ведущих к видению всех этих форм, требовалось проведение множества ритуалов. Кроме того, мне ещё дважды пришлось повторить шава садхану, каждый раз с применением новых техник. Например, когда я выполнял шава садхану второй раз, я сидел на трупе мужчины, а не женщины, а в третий раз я выполнял эту садхану на трупе женщины, которая умерла во время беременности.
Два последних раза, когда я выполнял шава садхану, со мной не было Джина Чандра Сури, который бы « помогал » мне. Через несколько дней после того случая в Джанакпуре он вернулся в Бомбей и пришёл навестить меня. Он начал с восхвалений: « Я так рад за тебя, мой мальчик. Как только я впервые увидел твой гороскоп, я знал, что ты сможешь сделать это. А сейчас делай всё как я говорю, и мы сможем заполучить кучу денег от всех махараджей и купцов ».
Я ответил ему: « Ничего такого я делать не буду. Ты силой заставил меня выполнять садхану, которую я сам никогда бы добровольно не сделал. Я оставляю тебе жизнь только потому, что ты познакомил меня с моей Матерью. Я должен отблагодарить тебя за такую услугу, хотя в твоём грязном и злобном уме были совсем другие планы относительно меня. Если бы не это, я бы попросил Её сделать из тебя фарш, как ты собирался поступить со мной. А теперь, пожалуйста, убирайся ».
|
Вначале он пытался меня уговорить, но увидев мою непреклонность, пришёл в бешенство .» « Тогда я совершу ритуал смерти, и ты умрёшь !»
Тут я чуть было не вышел из себя, но только засмеялся ему в лицо и сказал: « Двадцать четыре часа в сутки я провожу в объятиях своей Матери, так что твои жалкие угрозы не беспокоят меня ни в малейшей степени. Но моей Матери может не понравиться, что ты оскорбляешь Её сына, я бы посоветовал тебе помалкивать ».
Это лишь усилило ярость старика. « Отдай мне мою янтру !» — закричал он. Я твёрдо сказал: « Я ничего тебе не собираюсь давать. Тебе пора уходить », — и выставил его из своего дома. И что же? Через некоторое время он изнасиловал девочку-подростка. Это положило конец всем его духовным устремлениям. С тех пор он зарабатывал на жизнь тем, что изготавливал янтры для богатых купцов-джайнов по цене от 10,000 до 15,000 рупий каждая (примерно 1,000 — 1,500 долларов).
Однако мы по-прежнему поддерживали с ним отношения. Думаю, причиной этого было то, что он знал силу Смашан Тары — ведь он поклонялся Ей в течение сорока лет — и, наверное, надеялся, что сможет через меня получить от Неё какую-то пользу. Иногда он приходил ко мне домой, но отношения между нами были натянутыми.
Он был по-своему уникален. В области астрологии, хиромантии и физиогномики он был настоящим мастером. Он мог разыскать множество зарытых сокровищ и текстов. Я не встречал никого в этом мире, кто бы обладал большей способностью, чем он, делать других людей богатыми. Он постоянно говорил мне: « Зачем ты тратишь своё время на духовные вещи? Выполни свой тапас, затем извлеки из этого деньги и наслаждайся жизнью. Ты из купеческой семьи — значит, тебе предназначено делать деньги, а не заниматься духовностью. Духовность — для браминов ».
Сам он в молодости владел чайными плантациями и был влюблён в девушку-англичанку, дочь своего партнёра, который также занимался выращиванием чая. Все были против этой любви, и их отношения были в конце концов разрушены. Вся эта история вызвала в нём такое отчаяние, что он всё бросил и стал аскетом.
Хотя он поклонялся Смашан Таре в течение сорока лет, он сам никогда не осмеливался совершить шава садхану, так как знал, что не сможет добиться успеха. Однажды он заставил выполнять шава садхану некого Рати Бхая, но как только тот пришёл на смашан, его охватил такой ужас, что он наложил в штаны и потерял сознание. И по сей день он полностью не избавился от пережитого тогда потрясения.
К несчастью для Джина Чандра Сури, я был человеком совсем другого склада и не обращал на него никакого внимания. Я слушал одну лишь свою Мать, Смашан Тару. Только благодаря Её милости я достиг всего, что я имею в этой жизни.
Имейте в виду, я никогда не говорил Ма, что он должен изнасиловать ту девочку. Я против насилия, оно возмущает меня до глубины души. Это одно из трёх действий, которое нельзя искупить и за которое не получить прощения — наряду с убийством своего гуру и азартными играми. С Джина Чандра Сури произошло то, что Ма сняла с него свою защиту, и его ум оказался охваченным желанием. Он мог удовлетворить своё желание иными путями, но не сумел сдержать себя, и вот к чему это привело. Кроме того, в этой ситуации, была ещё какая-то кармическая связь, иначе у него не было бы возможности находиться с той девушкой достаточно долгое время для того, чтобы совершить изнасилование. Если бы старик был в здравом уме, он мог бы отложить оплату этого кармического долга на будущее, но из-за того, что равновесие его ума было потеряно, его природная похоть, подавлявшаяся все эти годы, внезапно всплыла наружу. Накопление великой духовной силы — прекрасная вещь, но если вы теряете контроль над ней, то оказываетесь в большой опасности.
Знаете, как бывает: один человек может выполнять садхану долгие годы и не добиваться никаких результатов, в то время как другой может получить огромный успех после непродолжительного периода практики, как это было со мной в моей шава садхане. Это кажется несправедливым, не так ли? Но человек, легко достигающий успеха в этой жизни, должен был провести множество предыдущих жизней в строжайшем тапасе, как это делал Калидас, чтобы достичь той точки, от которой лишь небольшое дополнительное усилие приведёт к результату. Когда-нибудь я расскажу вам историю Калидаса. А сейчас у меня для вас есть другая история. Слушайте!
Однажды некий агхори решил выполнить шава садхану. Конечно, он не мог сделать это в городе, ибо люди пришли бы в негодование, обвинили бы его в использовании чёрной магии и могли даже убить. Чтобы избежать всего этого, он достал труп, оттащил его глубоко в джунгли, уселся на него и начал выполнять джапу.
В это время мимо проходил дровосек и, увидев агхори, сидящего на трупе, очень испугался и залез на дерево, чтобы спрятаться. Сидя на дереве, дровосек подслушал мантру, которую агхори повторял вслух, чтобы улучшить своё произношение. Как видно, он был ещё новичком в этом деле, ибо настоящий агхори никогда не произносит мантру вслух.
Вдруг откуда ни возьмись появился тигр и одним ударом лапы убил агхори, после чего немедленно принялся лакать истекающую из мёртвого тела кровь. Тигры всегда поступают так со свежей добычей. Как раз во время утоления своей жажды крови тигр услышал какой-то звук и, испугавшись, бросился в заросли кустарника.
Дровосек знал, что тигры всегда возвращаются к своей добыче, но его охватило такое сильное любопытство, что, несмотря на опасность, он слез с дерева, чтобы выяснить обстановку. Затем он подумал: « Почему бы мне самому не испробовать это? » — и, усевшись на свежий труп агхори, начал повторять подслушанную мантру. Не успел он сделать и ста повторений, как перед ним предстала Богиня и сказала: « Проси, что хочешь !»
Дровосек ответил: « Ма, я сделал это только из любопытства », на что Она сказала: « Это не имеет значения. Важно то, что я явилась к тебе. А теперь проси что-нибудь ».
Тогда дровосек сказал: « Хорошо, скажи мне, согласно какому закону этот парень не смог достичь успеха даже после длительной практики тапаса, а я добился его в течение нескольких минут? »
Ма улыбнулась и сказала: « Закрой глаза ». Закрыв глаза, дровосек увидел, что он выполнял эту садхану на протяжении десяти последних жизней. Ма продолжала: « Теперь ты понимаешь? Если бы ты не занимался этим раньше, как бы ты мог запомнить мантру? Как бы у тебя хватило смелости попытаться выполнить садхану, зная, что тигр в любой момент может вернуться? Я и была тем тигром, который убил агхори. Это я заставила его прийти сюда, так как знала, что ты будешь ждать. Я помогла тебе запомнить мантру и выполнить садхану. Для обретения сиддхи тебе нужно было совершить всего несколько джап, оставшихся с прошлой жизни, и теперь ты достиг успеха. Этому же агхори нужно прожить ещё две жизни, пока он получит такую же возможность. А теперь проси меня о чём хочешь !»
Дровосек сказал: « Ма, всё, что я хочу — это чтобы Ты никогда не спускала с меня своих прекрасных глаз ». И в то же мгновение он достиг.
Когда я говорю, что он достиг, я имею в виду, что он обрёл сиддхи. Не кайя сиддхи, то есть бессмертие, или Майя сиддхи, то есть контроль над миром. Если вы обладаете одним из них, то, конечно же, имеете и другое. Нет, я имею в виду сиддхи, позволяющее находиться рядом с Ма двадцать четыре часа в сути. Ма овладела им — не его телом, ибо в этом случае он стал бы бессмертным, — Она овладела его умом; Она подключила его ко Вселенскому Компьютеру с тем, чтобы он мог получать ответы на любые вопросы, а также чтобы он мог постоянно играть с Ней.
Ко мне Ма пришла таким же образом. Только благодаря тем усилиям, которые я совершил в прошлых жизнях, у меня возникло желание обучаться у Джина Чандра Сури, ведь я бы мог запросто отказаться. И если бы я не делал этого в предыдущих жизнях, я бы никогда не согласился на шава садхану, даже под страхом смерти. Просто Ма хотела, чтобы я совершил её, вот и всё. То, что я обрёл, достигнув успеха в Её садхане, невозможно передать никакими словами. Она научила меня передвигаться в тонком теле, Она сделала меня ясновидящим и ясномыслящим. Я могу попасть в любую точку мира, не вставая со стула; ничто не может быть сокрыто от меня.
Я говорю так, как будто я делал всё это, на самом же деле я не могу ничего. Только Ма может делать это, Она всё и делает. Когда ко мне приходит человек с какой-нибудь болезнью, Ма объясняет мне, какое лечение ему необходимо. А иногда Она говорит: « Этот человек не заслуживает того, чтобы выздороветь », или: « Этому человеку не предначертано судьбой получить излечение ». И тогда я спрашиваю Её: « Зачем же Ты послала этого человека ко мне, если Ты не хочешь, чтобы я как-то помог ему? » И тогда проявляется всё Её сострадание и происходит нечто непостижимое — человек выздоравливает. Я всегда молюсь Ей: « Ма, сделай меня прокаженным, делай со мной что угодно, но никогда не лишай меня своего присутствия ». И я знаю, что Она слышит меня. На этом основана вся моя уверенность в своих способностях. Обладаю ли я какими-то способностями? Ха! Всё исходит от Ма.
Все мои представления принадлежат мне одному, кроме меня никто не знает о них. Люди иногда спрашивают меня: « Как вы могли изучить столько всего за небольшой период жизни в шестьдесят лет? » Я отвечаю им: « Я обучался в джнанагандже в манасасароваре ». Джнанагандж — это огромная масса знаний, манасасаровар — это океан ума. Всё моё знание — это ниджаджнана, знание изнутри, идущее от Ма. Мой наставник обучил меня чудесному методу, дающему возможность настраиваться на получение знаний отовсюду, с помощью Ма.
Другие люди спрашивают: « Как вы можете относиться к такому ужасающему существу, как Смашан Тара, как к своей Матери? » Они задают такие глупые вопросы из-за своего неведения. Как только вы познаете значение той формы, в которой вы видите Смашан Тару, вы сможете понять, почему Она является Матерью всего сущего.
ГЛАВА 2
ШАКТИ
Когда я сыт по горло миром, когда я испытываю отчаяние, я всегда обращаюсь к своей Матери. Она является ко мне в любой форме, в какой я попрошу, и так мы играем с Ней. Иногда она предстаёт предо мной как моя Мать, иногда — как моя жена, иногда — как мой ребёнок. Она всегда со мной. Она никогда не покинет меня. Давным-давно мы дали друг другу обещание быть всегда вместе. Если она когда-нибудь покинет меня, я не проживу и мгновения. Кто Она? Моё эго, Шакти, отождествившаяся с моим телом. Если Она покинет меня, я должен буду умереть. Большинство людей не знают истинной ценности эго и неверно обращаются с Ма. Я же, как мне кажется, являюсь самым счастливым человеком в мире, ибо моя Смашан Тара раскрыла мне всё относительно моего эго, а также научила постижению Её как Адьи, Изначальной Шакти. Она является тем, к постижению чего мы стремимся.
Майя Шакти
Ма является источником всех знаний, источником как иллюзий, так и освобождения от иллюзий. Она — основа и опора этой Вселенной и всех других возможных вселенных. Она носит имя Адья, поскольку Адья означает « то, что является первым и поэтому вечным, то, что не имеет ни начала, ни конца, то, что существует всегда ». Только так она может составлять основу всего Космоса. Если бы она была подвержена созданию и уничтожению, разве была бы Она основой? Нет, Она вне пределов чего бы то ни было, и вместе с тем Она — источник всего.
Хотя Она не имеет ни начала, ни конца, Она может существовать как в проявленном, так и в непроявленном состоянии. Будучи проявленной, Она действует как источник Вселенной. Это Её кинетическое состояние. Когда же Вселенная растворяется, Она становится непроявленной. Это Её потенциальное состояние. Энергия остаётся энергией и в кинетическом и в потенциальном состоянии; меняется лишь её форма.
И помните, если вы прилагаете достаточно усилий, вы можете в конце концов чёму-то научиться, но вы никогда не сможете обнаружить источник происхождения Вселенской Матери, Адьи. Вам даже не нужно пытаться искать его, ибо постичь его невозможно. Он непостижим. Но когда вы сами становитесь Матерью, тогда исчезают все вопросы о различии между познающим и познаваемым. Как может быть какое-либо знание о Ма, если вы стали Ею?
Ма, Шакти, Майя — эти три слова являются Её описанием. Но каждое из них подчёркивает различное качество. Майя — это Её иллюзорный аспект, Её способность связывать с ограниченными формами. Шакти — Её аспект силы и энергии. А как же насчёт Ма? Ма указывает на Её материнский аспект, материнское качество Бога.
Все испытывают страх по отношению к Майе, поскольку Её роль состоит в том, чтобы заманивать, завлекать людей в ловушку, не давать им уйти от бесконечной цепи рождений и смерти. Если бы люди были уверены, что смогут противостоять Её соблазнам, разве они боялись бы Её? Но неужели Она испытывает ненависть или зависть или другие эгоистические эмоции по отношению к существам, которых порабощает? Разве Она способна на это? Она просто делает своё дело.
Все эти так называемые свами, утверждающие, что Майя — это зло, абсолютно неправы. Как Она может быть злом? Она — Мать всех миров. Я бы даже не мог назвать этих шарлатанов свами, ибо « свами » означает « владелец » или « хозяин ». Настоящий свами — хозяин самого себя, а если ты хозяин самого себя, как может Майя оказать на тебя какое-либо воздействие? У тебя не может быть причин бояться или ненавидеть Её. Эти обманщики создают такую путаницу в этом вопросе, что её становится тяжело распутать и дать Действительное объяснение реальности.
Вы должны попытаться понять, что Майя может существовать только в том случае, если есть дуальность. Вселенная состоит из пар основополагающих принципов: мужское и женское, позитивное и негативное, активное и пассивное. Согласно нашей философии, есть только одна Душа, неделимая и пребывающая в состоянии сат-чит-ананды (бытия-сознания-блаженства). Но эта Душа не может получать удовольствие при отсутствии наблюдателя, кого-либо, кто мог бы воспринимать Реальность. Наблюдающие же не могут существовать, если вся Вселенная находится в состоянии не-дуальности, поскольку в этом случае всё едино, и никакого разделения на наблюдающего и наблюдаемое быть не может. С целью удовлетворения потребности в наличии наблюдающего Шакти совершает проецирование самой себя. Эта Шакти есть Адья, недифференцированная форма, тотальность всех вселенных. Она безгранична и абсолютна, как и Вселенская Душа и Атман, и единственное различие между ними состоит в том, что Она ощущает себя отдельной от Него, мужского принципа, неизменного Атмана, и это даёт Ей толчок к попытке найти Его и воссоединиться с Ним.
Сама Адья не осознаёт то, как происходит Её проецирование. Весь этот процесс является спонтанным, в его основе лежит радость, безграничная радость существования сат-чит-ананды. Этот процесс проецирования неизвестен большинству людей, поэтому он и именуется Майей.
Затем начинается индивидуализация самой Адьи, в Её пределах развиваются обособленные эго, становящиеся индивидуумами. На каком-то этапе эти множественные формы начинают стремиться к тому, чтобы обнаружить Конечное, и Вселенская Душа получает наблюдателей, которых Она так жаждала. Каждый индивидуум начинает этот поиск неуверенно, нерешительно, но рано или поздно достигает воссоединения с Непроявленным. В отдельности друг от друга Душа и Адья не имеют силы, вместе же они являются творцами прекраснейшей игры. Когда игра завершена, проекция втягивается обратно в « проецирующего » до следующего цикла сотворения. Разве это не чудо?
Люди по-прежнему спрашивают меня: « Зачем Майя завлекает нас, если Она является неотъемлемой частью материнского аспекта Бога? » Понять это не так-то сложно. Каждый мужчина и каждая женщина представляют собой часть космических Женского и Мужского Принципов. В каждом человеческом существе, в самых глубинах его сущности сокрыта память о неописуемом блаженстве Единства, о радости, которая была первопричиной всего процесса проецирования. Однако этот изначально чистый импульс радости должен пройти через каузальное, тонкое и физическое тела, которые, подобно оболочкам, обволакивают пребывающую в них Душу. При прохождении импульса к обыденному сознанию он слегка преломляется и искажается из-за нашей ограниченности. На каждом из этапов прохождения чистота импульса немного снижается, и к тому времени, когда импульс достигает сознания, он становится в той или иной степени нечистым, в зависимости от особенностей каждого индивидуума. Это и есть истинная Майя: первоначально чистый импульс, пройдя в наши ограниченные сознательные умы, побуждает нас совершать определённые кармы, которые ещё больше закрепляют нашу связанность Самсарой.
Каждая индивидуальная личность, будучи переполненной радостью, создаёт множество мыслеволн, которые проецируются для осуществления. Этот процесс подобен космическому проецированию, но в силу отсутствия чистоты он весьма ограничен. Мыслеволны проецируются из каузального тела и являются результатом прошлых карм, поэтому они несовершенны. Большинство людей забывают, что эти мысли являются лишь временным проявлением, и пытаются цепляться за них или, напротив, избегают их, если они доставляют неудобство. Но если вы обладаете определёнными знаниями относительно них, вы можете выбрать способ их уничтожения. Мой наставник учил меня, что полное удовлетворение желания является единственным путём, ведущим к освобождению от Майи. Лишь с устранением всех несовершенных проекций вы можете обрести видение реального.
Майя очень устрашающа, это верно. Вселять страх — Её истинная функция. Майя всегда пугает вас или пытается сделать это, но Она никогда не нанесёт вам удар, если вы попытаетесь приблизиться к Ней. Люди боятся, что если они отбросят то, чем занимаются в жизни, им придёт конец: « Если я потеряю все свои деньги, что со мной будет? » Но каждому из нас рано или поздно придёт конец. Если вы скажете Майе: « Я пришёл в этот мир нагим, и нагим его и покину. Пожалуйста, делай всё, что Тебе угодно, мне всё равно », — тогда вы добьетесь успеха в садхане. Духовный подвижник должен быть бесстрашным, ибо тогда ему не грозит никакая опасность: она возникает только от его страха. Особенно это относится к агхори. Духи, обитающие на кладбище, будут пытаться вселить в вас ужас, и, поверьте мне, они знают, как это делать. Если же вы будете начеку, они ничего не смогут сделать вам. Однако достаточно одного небольшого сомнения, — и вы можете совершить ошибку в своей садхане. Даже малейшая оплошность может означать мучительную смерть и вечное членство в братстве духов.
Майя представляет собой внешнее одеяние Вселенной. Когда женщина хорошо одета, с хорошим макияжем и дорогими украшениями, она может выглядеть красивой, но как только вы оголите её, вы сможете сосчитать все её дефекты, шрамы, пятна, чрезмерный волосяной покров и т. п. Когда вы видите Майю, вы должны смотреть вглубь, чтобы обнаружить её истинную природу.
Зелёный плод манго выглядит очень аппетитным, но на вкус он кислый. Однако, имея некоторое понимание, вы осознаете, что незрелость манго — это лишь определённая стадия в его развитии. И когда вы видите золотистый плод, вы знаете, что он должен быть сладким. Вы должны понимать непостоянство состояния незрелости и не ждать, что оно будет вечным.