Период новорожденности и его особенности




Период новорожденности — это период с момента рождения до одного месяца.

Социальная ситуация развития определяется полной зависимостью от ухаживающего за младенцем взрослого.

Ведущий вид деятельности—физиологические отправления.

Личностные новообразования — способность активно бодрствовать, появление перцептивной памяти.

Рождение ребенка — качественный скачок, резкое изменение в ситуации развития.

Первый критический период развития ребенка — период новорожденности.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Родовой кризис обнаруживается как острое жизненное противоречие между пренатальной формой витального единства матери и ребенка (психобиологический симбиоз) и тотальным разрывом связей между ними. Данный разрыв и противостояние двух жизней, с точки зрения В. И. Слободчикова и Е.И. Исаева, должен быть преодолен практически — как совместное простраивание новой формы со-бытийности в новых условиях существования. Взрослый всегда реализует культурно заданную программу ухода за ребенком.

В вопросе о длительности родового кризиса и о критериях его преодоления среди медиков и психологов нет единства взглядов. Медики ориентируются на такие объективные показатели благополучного переживания ребенком кризиса рождения, как нормальный прирост веса (на 10—12 день), отражающий приспособление ребенка к новым условиям жизни, и в первую очередь к новому типу питания. Для психологов этот критерий вторичен, а первично включение у ребенка ряда органических систем и их координация (соотнесение) друг с другом.

Акт рождения — переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Символом начала жизни человека является первый крик новорожденного при появлении на свет. Крик знаменует и важный шаг в развитии младенца: начинает работать основной орган собственной дыхательной системы ребенка, меняется функционирование системы кровообращения. После рождения начинает функционировать собственная пищеварительная система, т. е. он переходит от плацентарного к оральному питанию. Происходит становление телесности (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), так как многие физиологические системы начинают работать заново.

Уход за ребенком со стороны взрослого уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь ребенка с матерью сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его близкими. Развитие через других, через взрослых — основной принцип жизнедеятельности ребенка в этом возрасте. Ребенок беспомощен в момент рождения, у него нет ни единой сложившейся формы поведения. В первые недели жизни ребенок лежит на спине со сжатыми в кулачки ручками. Он часто вздрагивает и кричит при внезапных изменениях положения или же воздействии на него, а также в ответ на резкие звуки, яркий свет, толчки кроватки.

Приспособиться к новым для него условиям ребенку помогает наследственно закрепленные безусловные рефлексы: пищевые, защитные и ориентировочные.

Ориентировочный пищевой рефлекс — рефлекс «поиска груди» вызывается прикосновением к углам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и вытягивает губы, как будто ищет сосок.

Рефлекс шуганья проявляется в том, что когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног создают иллюзию ходьбы.

При хватательном рефлексе малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче (эффект защелкивания).

Поведение новорожденного ребенка фрагментарно и состоит из небольшого числа элементарных и изолированных рефлексов, физиологических отправлений двигательных органов. Простые единицы телесного поведения (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы) составляют исходную основу его последующего развития. Атавистические рефлексы (рефлекс Робинзона — «автоматическая походка») вскоре исчезают. Им на смену приходят (уже в первые 10 дней жизни) условные рефлексы.

Новорожденность — период времени, когда ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически. В нем все находится в состоянии негармоничного разлада: у него нет движений в собственном смысле этого слова, это физиологические отправления двигательных органов. У новорожденных нет поведения, так как отсутствует ориентировка.

Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности: потребности в получении новых впечатлений, в движении, в общении со взрослыми, на их основе осуществляется психическое развитие.

Л. С. Выготский выделял три момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного:

1) преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения;

2) неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения:

3) реагирование прежде всего на комплексные эмоционально окрашенные ситуации, нежели на отдельные ее элементы.

Ведущий вид деятельности — непосредственно-эмоциональное общение.

Первый объект длительного сосредоточения — человеческое лицо. Зрительное и слуховое сосредоточение — физиологический критерий конца новорожденности, основа развития ориентировочного рефлекса. Из сосредоточения на лице матери возникает важное психологическое новообразование периода — комплекс оживления. Комплекс оживления — эмоциональная реакция на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения. Возникновения комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчества.

Основные вехи в развитии новорожденного и младенца и примерные (статистические) сроки их появления отражены в таблице 4.

Период младенчества длится приблизительно с одного месяца до одного года.

Социальная ситуация психического развития ребенка этого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», ситуация комфорта. Показателем такой ситуации является положительный эмоциональный фон, который служит условием нормального физического и психического развития ребенка. В случае неудовлетворения жизненно важных потребностей ребенка можно говорить о психической депривации — психическом состоянии, возникающем при понижении количества сенсорных (сенсорная) и эмоциональных стимулов (эмоциональная депривация). Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает неблагоприятное воздействие на все последующее психическое развитие ребенка. События первого года жизни (по Эриксону Э.) формирует у ребенка «основу доверия» или недоверия в отношении внешнего мира. Тяжелые последствия недостатков общения в младенческом возрасте (задержка психического развития, недостатки эмоционально-волевой сферы и т. д.) получили название госпитализма. Постоянное сосание пальца, повторяющиеся раскачивания, закрывание лица руками — первые симптомы эмоционального неблагополучия ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность в младенчестве — эмоциональное общение.

Период младенчества состоит из двух подпериодов:

1-й подпериод — до 5—6 месяцев — интенсивное развитие сенсорных систем, голосовых реакций и артикуляционного аппарата,

2-й подпериод — от 5—6 месяцев до 12 месяцев — появление хватательных движений и манипулирования с предметами.

Акт хватания — первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания. Хватание связано с возникновением предметного восприятия, оно стимулирует указательный жест, — предметно соотнесенный и содержащий в себе зародыш слова. Этот жест сначала понимается другими и позже становится для самого ребенка указанием. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительного восприятия.

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Восприятие приобретает предметность и константность. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти: первым — является узнавание, к 8 месяцам — воспроизведение. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребенка. Ориентировочные рефлексы младенца перерастают в любознательность.

Важным новообразованием этого возраста является появление первого слова, носящего характер указательного жеста. Речь в младенчестве носит переходный характер, она ситуативно, автономна, эмоционально окрашена и понятна только близким (таблица 4).

 

Рече-мыслительное развитие младенца

Возраст Характеристики речевого развития
1 месяц Возникновение первых спонтанных вокализаций. Особые звуки при ощущении комфорта или дискомфорта. Крик на одной ноте. Простые звуки тапа: а-а, у-у, э-э
2 месяца Беспорядочные крики — жалобы. Подражание звуковым символам
3 месяца Короткое гуканье. Использование спонтанных вокализаций в «разговоре» со взрослым. Играет со звуками
4 месяца Гуканье в ответ на ласковую речь близких. Певучее гуление (звучание криков ближе к а, о, э, ы, реже и, м, б, п. д). Различает высказывания взрослых по интонации
5 месяцев Подолгу певуче гулит. Овладение смехом, плачем
6 месяцев Исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми. Ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику. Переход к лепету как шаг к развитию активной речи. Повторение простых слогов. Связывает воспринимаемый предмет с его именем
7 месяцев Хорошо лепечет. Вокализация при манипуляциях. Пользуется «псевдословами» — сочетанием звуков, которые выполняют номинативную, или сигнальную функцию и еще не обладает постоянными обобщенными значениями. «Псевдослова» приобретают предметную соотнесенность
8 месяцев Произносит звуки, а затем и целые слова (односложные, типа «баба», «мама») по заданному взрослыми образцу. Выполняет простые движения по словесной инструкции
9 месяцев Подражает слогам, которые имеются в лепете. Период лепетных слов по форме близок к звуковой форме слов родного языка
10 месяцев Выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями. Повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. Наряду с эмоционально-жестовым и речевым общением наблюдается предметное общение
11 месяцев Начинает переход от дофонемной к фонемной речи. Употребляет первые слова, например: «ав-ав», «дай»
12 месяцев Легко подражает новым словам. Воссоздает правильную структуру употребления отдельных слов (па-па, ма-ма). Произносит несколько слов. Увеличивается запас понимаемых слов (до 10—20 слов)

Переходный период между младенчеством и ранним детством — кризис одного года. Он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, спровоцированных непониманием взрослыми его слов, жестов, мимики или неудовлетворением его потребностей.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, уже многое может. Он ходит или пытается ходить, выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи взрослых: начинает говорить (таблица 5). Познавательное и эмоциональное развитие ребенка в первую очередь основывается на потребности в общении с взрослым — центральным образованием данного возрастного периода.

Таблица 5

Показатели психофизиологического развития ребенка
с рождения до одного года

Возраст Сенсомоторное развитие и манипулятивная деятельность Двигательное развитие Эмоциональное развитие
1 месяц Слуховое (2—3 недели), зрительное (3—5 недель) сосредоточение Диффузная двигательная активность. Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе Крик. Первая улыбка на разговор взрослого
2 месяца Развитие реакций: фокусировки, конвергенции, фиксации взгляда на висящей перед глазами игрушке Поднимает грудь Спокойно бодрствует. Расширяется диапазон эмоциональных реакций, появляется хныканье
3 месяца В вертикальном положении сосредотачивает взгляд на лице говорящего с ним взрослого. Тянется за предметом, но, как правило, промахивается Лежит на животе, несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову. Поддерживаемый под подмышки, крепко упирается ногами Комплекс оживления на говорящее лицо
4 месяца По звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука. Активно развивается слуховое восприятие. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки. Во время кормления придерживает руками бутылочку Во время бодрствования двигается, выпрямляя и сгибая руки и ноги. Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки Комплекс оживления на яркий предмет. Реакция на новизну. Крик становится модулированным. Появляются реакции удивления, тревожности, расслабления. Паузы в плаче для восприятия реакции взрослого
5 месяцев Развитие слухо-зрительно-моторной координации как основы умственного развития. Манипуляции направлены на предметы. Рассматривает предметы на близком расстоянии. Различает Основные цвета и формы. Хорошо берет погремушку, которую держат у него над грудью (акт хватания) Хорошо берет погремушку. Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается на живот со спины. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под подмышки Улыбается отражению в зеркале. Различает тон, с которым к нему обращаются. По-разному реагируют на близких и чужих людей. Смех (с 20 недель), негативные реакции при отнятии игрушки (с 20 недель)
6 месяцев Прослеживает взгляд взрослого, повторяет с предметами одно и то же действие (круговые реакции), бросает предметы на пол, осваивает действия похлопывания, размахивания, выпускания из рук предметов. Хорошо ест с ложки Передвигается по манежу, переставляя руки, или ползает. Переворачивается с живота на спину Выражает отношение к предметам. Появление плача
7 месяцев Появление соотносимых действий: вкладывание маленьких предметов в большие. Совершенствование восприятия глубины. В манипуляциях — устойчивая направленность на результат. На вопрос: «1йе часы?», «Й*е мишка?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте Сидит, размахивая погремушкой. Хорошо ползает. Встает на четвереньки Появляется страх расставания
8 месяцев Долго занимается игрушками. Стучит игрушкой об игрушку, рассматривает их. В совместных действиях со взрослым ярко проявляется способность подражать. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например, «Ладушки» Сам садится и ложится. Придерживаясь руками за барьер, встает и стоит. Встает на четвереньки Усиливается страх расставания
9 месяцев Знает свое имя, поворачивается на зов. С предметами действует по-разному в зависимости от его свойств: катает шар и т. д. Придерживает чашку, из которой пьет Ходит, слегка придерживаясь за предметы Развитие эмоциональной привязанности к близким людям
10 месяцев Специфические манипуляции, т. е. действия, которые можно совершать с определенным предметом, нажимание кнопки звонка, вращение подвижных деталей. Функциональные действия: катает машинку и т. д. По просьбе взрослого находит и дает названный предмет. Принимает участие в играх: «Догоню- догоню» и др. Переступает, держась обеими руками за подвижную опору Совершенствование эмоциональных реакций в процессе сотрудничества со взрослыми
11 месяцев По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами. Расширяется диапазон «соотносящихся» действий (нанизывание колец пирамиды и др.): «орудийных» действий (манипулирование предметами) Стоит самостоятельно, переступает с поддержкой Стремится к эмоциональному контакту с близкими, который сопровождается совместными действиями
12 месяцев Совершает действие нанизывания, открывания, вкладывания, действия с предметами разными способами. Интерес к способам обследования предметов, играм с водой, мелкими предметами, переворачиванию страниц, простым механизмам Самостоятельно ходит, переступает, встает Появляются аффективные реакции, когда взрослый не понимает желаний ребенка, его жестов, мимики, потребностей, а также при очередном «нельзя» и «нет»

 

2. Особенности периода раннего детства

Период раннего детства — это период с года до трех лет.

Социальная ситуация развития: К году ребенок становится независимым от матери, разрушается ситуация «Мы», в раннем возрасте наступает психологическое отделение ребенка от матери.

Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность.

Личностные новообразования: У ребенка интенсивно развиваются психологические функции и к трем годам появляются зачатки самосознания.

Движущий тип развития: прямохождение, предметная деятельность, речевое общение, пассивная (импрессивная) речь, активная (экспрессивная) речь, индикативная, номинативная функции, первичная самооценка.

Прямохождение обеспечивает широкую ориентацию в пространстве, приток новой информации. Высвобождаются руки для манипулирования, ориентировочной деятельности, конструктивной творческой работы. Происходит совершенствование мышечного чувства как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания.

Предметная деятельность развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Под руководством взрослого развиваются соотносящие и орудийные действия, осуществляется знакомство со значениями и свойствами предметов, создаются условия для появления новых видов деятельности: игровой и предметной (рисования, лепки, конструирования, аппликации).

Предметные действия в раннем возрасте (по ЭльконинуД.Б.) развиваются по двум направлениям:

1) от совместного со взрослыми действия через показ и словесные указания переходят к самостоятельному исполнению;

2) отмечается совершенствование способов ориентации, перенос действий. Это способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, налаживанию общения через предметную деятельность. Деятельность ребенка становится продуктивной, т. е. содержит попытку преобразовать реальность и отличается от репродуктивной, предполагающей копирование действительности (подражание). В продуктивной деятельности проявляется семиотическая функция — способность использовать символы, замещающие реальные объекты, которые они представляют (например, игрушки — предметы, моделирующие предметы взрослого мира). С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы, подражание и моделирование деятельности.

Речевое общение позволяет усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, быстрее приобщаться к человеческой культуре посредством сотрудничества со взрослым. Слово выступает регулятором поведения, элементом знаковой системы, имеющим предметное значение. Благодаря переходу в другие ситуации, оно открывает путь от предмета к обобщению.

Общие тенденции развития речи в раннем детстве (таблица 6).

1. Пассивная речь (импрессивная, речь — понимание) опережает активную (экспрессивную, речь — говорение) и влияет на обогащение словаря. Сначала ребенок

понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее — смысл инструкций и поручений и, наконец, рассказы, сказки, т. е. контекстную речь.

2. Наблюдается переход от автономной к связевой речи, от многозначности слов к функциональным обобщениям, «пробуждается чувство языка».

3. Пополняется словарь посредством вопросов: «Что это? Кто это?»

4. Фонематический слух опережает развитие артикуляции, поэтому ребенок сначала учится «правильно слышать», а потом «правильно говорить».

5. Постепенно усваивается фонетика и грамматика, происходит овладение почти всеми синтаксическими конструкциями, наблюдается переход от условных предложений (до 1,5 лет) к сложным предложениям.

6. Индикативная (указательная функция речи) замещается номинативной (обозначающей).

7. Формирование активной речи происходит в игровой и предметной деятельности и служит основой психического развития ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: