Многообразие игр для развития мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной, костной.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Приемы развития мелкой моторики, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми
• Пальчиковая гимнастика:
- игровое упражнение «забавные узелочки»;
- расскажи стихи руками;
- пальчиковый театр;
• Логоритмика;
• Логосказки.
«Пальчиковые игры ».
Упражнение «забавные узелочки»: берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами перебирает узелки, (со словами):
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
При закреплении звуков ребенок перебирает узелки и проговаривает слоги, слова на автоматизируемый звук. Можно закрепить дни недели, времена года…
На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками ». Это делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие (смотрите папку с пальчиковыми играми).
Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи.
В систему логопедической работы, я включаю логоритмические упражнения. Они направлены на согласование речи с движением. Ребенок вместе со взрослым, рассказывая стихи, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
|
Логосказки.
Вот, например, персонажи к сказке «Репка»:
Репка – показываем руками круг;
Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;
Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;
Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;
Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;
Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;
Мышка – показываем кулачок.
С помощью таких движений можно рассказать сказку. К другим сказкам можно придумать свои движения.
Упражнения для подготовки руки к письму
• раскрашивание картинок;
• обведение плоских фигур;
• обведение трафаретов;
• рисование различных линий: прямых, фигурных;
• рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
• выполнение штриховок;
• графический диктант.
Вы можете предложить ребенку простым карандашом обводить свои ладошки, а также любые предметы, например, блюдце, формочки для приготовления печений, геометрические фигуры из картона или пластика. Так же для этой подходят плоскостные игрушки, фигурки.
Ребенок обводит предмет, а потом раскрашивает или штрихует.
Такие трафареты можно приобрести в магазине. Они имеют различную тематику, например: "Насекомые", "Овощи" и т. д. Можно самим сделать трафареты из картона, линолеума…
|
А можно использовать для обведения линейку с различными по размеру геометрическими фигурами.
Для следующих упражнений вам необходимо приобрести специальные тетради.
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки или фигурной, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Ребенка просят провести фигурные дорожки, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Ребенка просят нарисовать фигурку по точкам, как на образце. Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.
Ребенка просят выполнить различные виды штриховки по образцам: вертикальные (ведет линию сверху вниз, горизонтальные (ведет линию слева направо, наклонные, "клубочками". Линию ребенок должен вести не отрывая карандаша от бумаги. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.