Формулировка темы
Часто, когда человек начинает осваивать йогу, перед ним становится ряд наиболее типичных для этапа адаптации вопросов. Как делать асаны, что этому должно сопутствовать, что основное в занятиях и т.д. Ниже изложены некоторые практические аспекты йоги, которые будет полезно помнить и учитывать на первых порах. За основу изложения взяты асаны – ведь именно с их освоения обычно делаются первые шаги в йоге.
Что такое асана?
Чтобы в дальнейшем было проще, следует запомнить и впредь исходить именно из того, что асана – это, согласно Сутрам Патанджали, “устойчивое и удобное положение”. И не более того! При этом достигается асана, как говорит первоисточник, при “снятии напряжения и сосредоточении на бесконечном”.
Из этого хорошо понять, что, во-первых, при выполнении асан должно быть абсолютно комфортно и удобно. Если Вы пытаетесь по неясной причине и с не менее загадочной целью во что бы то ни стало сложиться в три погибели, как некто на красивой иллюстрации, то важно будет вовремя для себя отметить, что к йоге это действо может не иметь никакого отношения (даже если в конечном счете тело загнулось в заветные формы). Если комфорт в позе потерян, то как ни изгибайтесь – это уже чистой воды гимнастика. Не позволяйте себе стать жертвой стереотипа о том, что для выполнения асаны нужно как-нибудь эдак изогнуться, что нужно стремиться к “идеальной форме”. Все, что Вам нужно – всего лишь прибывать в комфортном, удобном, устойчивом положении тела, устранив при этом напряжение, и “сосредоточиться на бесконечном”. Ограничивая на данном этапе вопрос чисто “физическими” рамками, получаем, что асана (исключаем из рассмотрения ментальный аспект) – это любое удобное, устойчивое положение. Именно от этого и имеет смысл отталкиваться.
|
Некоторые посмотрят на иллюстрации асан, задумаются на тему удобства в них и зададут вполне, казалось бы, резонный вопрос: “Ну, и как я смогу сделать такое, как на картинке, если буду делать так, как мне это удобно?” Здесь можно было бы поговорить на тему влияния умеренных регулярных нагрузок на тело; что при регулярной практике асан тело медленно, но планомерно приближается к каноническим формам… Однако, ответ будет другим, возможно, несколько неожиданным: “А с чего Вы взяли, что Вам нужно сделать так, как на картинке?”, “Почему Вы решили, что асана достигается при максимально похожем на иллюстрацию её повторении?”
Как выполнять асаны?
Отнюдь! Нигде не говорится, что для достижения асаны нужно научиться закладывать ноги за шею или складываться пополам. Также нигде не запрещается упрощать, подгонять под свои собственные физические кондиции, которые вы имеете на сегодняшний день (и которые изменяются во времени), тот канонический вид позы, который столь привлекает своей красотой на страницах книг или журналов. Первоисточник говорит нечто совсем другое, а именно, что асана достигается “при устранения усилия и сосредоточении на бесконечном”. Таким образом, для достижения асаны нужно максимально расслабиться физически (убрать всё то напряжение, которое не участвует в поддержании позы) и сосредоточиться на бесконечном (рассредоточиться, уйти от мыслей). В свою очередь это является на порядки более сложной задачей, нежели изнуряющие попытки завязать себя буквой "зю". Тем не менее, многие делают именно это, не придавая значения тексту Сутр, в котором чётко написано “боль, депрессия, дрожь тела, неритмичное дыхание – признаки, сопровождающие ментальное отвлечение”.
|
При выполнении асан следует придерживаться понимания того, что должно этому сопутствовать. А именно:
1) Вы приняли положение такое, чтобы в нем не было ни малейшего дискомфорта, абсолютно никакого, пусть даже форма позы при этом лишь отдаленно и с завидной долей воображения напоминает иллюстрацию в книжке - это не важно.
2) Переключаете внимание на тело и начинаете наблюдать за ощущениями, возникающими в нем. При этом следует расслабить всё, что доступно. Напряженными остаются лишь те участки тела, те мышцы, которые непосредственно участвуют в поддержании положения.
3) Вы можете цеплять внимание за какие-то наиболее яркие ощущения в теле (тепло в ладонях, давление в переносице и т.п.), или за дыхание, или за какой-то образ. Как только Ваше внимание "съезжает" в сторону, отвлекаясь на мысли, регистрация Вами перечисленных выше ощущений прерывается, Вы их теряете. Возвращайтесь к ним, если такое произошло. И тогда мыслям будет всё сложнее вклиниться в процесс практики.
4) Не вникайте в появляющиеся мысли, позвольте им идти отдельно от Вас, не спорьте с ними, не гоните их усилием воли – отстраняйтесь от них, они сами по себе – Вы сами по себе.
5) Если у Вас возник малейший дискомфорт, сбилось дыхание, стало тяжело, жарко, тем более – больно – следовало ещё до этого выйти из асаны. Учитывайте это в следующий раз и вовремя выходите из асаны.
|
Принцип действия недействием
О том, как выполнять асаны, Вы только что прочитали. Немного формализуем общий принцип этого процесса. Практика асан – это не обычная, более того в большей степени ментальная, а не физическая, работа. Асану не нужно выполнять в буквальном понимании. Следует принять специфичное положение тела для конкретной асаны и затем просто в нем пребывать, работая уже не с физической составляющей асаны, а с ментальной. При нахождении в асане физическая компонента начинает жить своей жизнью. Тело может начать “проседать”, положение тела может деформироваться. Но всё это происходит само по себе – без Вашего прямого участия. Вы можете регулировать положение тела, опираясь на меняющиеся внутренние ощущения. Но здесь Вы подстраиваетесь под требования или пожелания тела, а не наоборот, как это происходит в случае, например, гимнастики. Слушайте тело, и оно само очертит дозволенные границы манипуляций с ним. Более того, оно само эти манипуляции и выполнит, позволяя Вам лишь вносить незначительные штрихи.
Таким образом, сначала Вы задаете исходные физические условия – начальное положение тела. Затем Вы создаете ментальные условия для релаксации: следуете 3-ему и 4-ому пунктам из перечисленных в предыдущем разделе. Как результат начинают рушиться логические цепочки, в голове наступает определенного рода хаос, возникает некоторая дистанция между мыслями, крутящимися в голове, и Вами – происходит ментальная релаксация. В ответ на неё, тело начинает также расслабляться и “плыть” в соответствии с заданными физическими условиями. Получается, что наша единственная задача – создав начальные условия и бережно их поддерживая, не мешать дальнейшему развитию событий. Мы остаемся только в роли наблюдателей, которые по необходимости могут процесс прервать. В этом и заключается принцип действия недействием, именуемый также у-вей. Вместо того, чтобы тащить траву из земли, в надежде, что она быстрей вырастет – полейте её.
Миф об идеальной форме асан
Каждый раз, глядя на иллюстрацию какой-нибудь йоговской книжки или журнала, человек испытывает желание “хочу тоже так уметь”. Для чего он так хочет, насколько оно ему надо, что он с этим будет делать, человек обычно не особо задумывается – “Красиво, необычно – ну, и отлично!” В результате, даже, если человек ознакомился с вышеописанными аспектами, он зачастую всё равно пытается добиться той формы, что увидел где-то в чьём-то исполнении, вместо того, чтобы следовать указаниям первоисточника. Почему большинство так жаждет научиться сгибаться “как на картинке”, не совсем ясно. Возможно, человек хочет сам себе что-то доказать (причем это почти всегда абсолютно не связано с йогой), и тут физические кондиции становятся одним из потенциальных инструментов это сделать, так сказать реабилитировать себя в своих же глазах. Так человек начинает стремиться к “идеальной” форме. Но что есть идеал? Как Вы хотите сгибаться? Как Айенгар, или как кто-то ещё? Почему Вы решили, что именно этот человек идеально выполняет асану? Идеальной асана будет ровно тогда, когда Вы сумели найти в ней комфорт, устойчивость, максимально расслабить все лишнее и уйти от мыслей. В каком при этом положении будет тело – не суть важно. Оно может принимать канонические формы Айенгара, или ограничиваться 5% от этих амплитуд. Поэтому не стоит зацикливаться на физической составляющей асаны. Да, кто-то может сложить ноги за шею, ощущая при этом абсолютный комфорт и прибывая в расслабленном состоянии, но кто-то может после таких экспериментов и в реанимацию угодить. Кроме того, не стоит верить увещеваниям о том, что, если заниматься определенным образом каждый день – Вы через какое-то время согнётесь, как “тот йог с картинки”. Гибкость развивается до предела при регулярных корректных занятиях, но предел этот у каждого – свой. К тому же, вновь это подчеркнем, степень развития гибкости и других физических качеств никак не характеризует успешность в освоении асан. Мастерство в выполнении асан оценивается, как мы помним, совсем другими критериями. Помните об этом.
Сколько находиться в асане?
Не забывая теперь о вышесказанном, разберем вопрос о том, сколько по времени следует выдерживать асаны, и как это время можно отслеживать. Обычно для каждой асаны есть свое среднее время, которое рекомендуется в ней прибывать. Но как это время засекать? В данном случае вариантов может быть несколько, особенно по началу. Можно ставить какой-нибудь таймер, можно считать про себя, однако наиболее правильным, наверное, все же будет наблюдение за собственными ощущениями. Как только они начинают приближаться к уровню дискомфорта – следует выполнение асаны завершить (чтобы дискомфорта не успело наступить). Если в теле неудобства не возникает – также обращайте внимание на то, что происходит с мыслями. Если от них удалось отвлечься, но через какое-то время поток вновь начинает усиливаться – тоже верный признак того, что асану следует завершить. Если после выполнения асаны в теле появляются неприятные ощущения (даже если во время пребывания в асане ничего подобного не наблюдалось) – необходимо сократить время выдержки позы или упростить её, так как дискомфорта не должно проявляться в результате выполнения асан ни в процессе, ни сразу после, ни даже на следующий день.