Поговорим о том, какие бываю асаны. Здесь всё достаточно просто. Можно выделить несколько основных групп асан: стоячие, ползучие, перевернутые. Ползучие можно в свою очередь подразбить на наклоны вперёд, прогибы назад, скручивания, силовые, на баланс, медитативные.
Говоря о некоторых практических аспектах всех групп асан, следует отметить следующее. Многие асаны могут быть выполнены симметрично в противоположную сторону или аналогично, но со сменой скреста рук или ног. В таком случае их следует выполнять симметрично – сначала в одну сторону, потом в другую (или сменив скрест рук/ног). Причем, следует учитывать, что если в одну сторону асана получается легче, чем в другую, то в ту сторону, где асана выходит сложнее, следует делать два раза. Обычно сперва выполняют асану в сложную сторону, затем – в простую, и повторяют в сложную. Желательно перед выполнением асаны в противоположную сторону встать или удобно сесть и расслабиться, как следует, причём это может быть дольше, чем выполнение самой позы.
Остановимся еще на стоячих и силовых асанах. Стоячие и силовые асаны, безусловно, являются нагрузочными, и в них присутствует определенная доля мышечного напряжения. Однако это не значит, что выполняются они по другим правилам, нежели ползучие или медитативные. Для них всё так же справедливы все 5 пунктов, перечисленные выше в подразделе “Как”. Выйти за границы этих 5 пунктов можно как при выполнении медитативных асан, так и при выполнении стоячих и силовых. Просто в силу своей специфики при нахождении в стоячих и силовых асанах это может произойти значительно быстрее. Не нужно пытаться удержать силовые и стоячие дольше, чем это сейчас получается. Прошло 15 секунд, и дыхание сбилось – выполняйте впредь асану 7 секунд и заканчивайте, даже если где-то написано, что время выдержки данной позы – минута. Поэтому помните, что выполнение стоячих и силовых асан может и должно оставаться удобным и комфортным процессом, и что с этой целью можно свободно маневрировать временем выдержки и формой. Вам не должно становиться от них тяжело, Вы не должны от них уставать – и это более чем достижимо. Вы спросите: "Как ж я могу расслабиться в позах, требующих основательного напряжения мышц?" Сделайте иначе. Капитально расслабившись в процессе своего занятия - постарайтесь не прервать это состояние при выполнении силовых поз. А как только это начнет происходить - вновь возвращайтесь к асанам, максимально способствующим Вашему расслаблению.
|
И ещё один важный момент по поводу стоячих асан, который не следует забывать. Во всех стоячих асанах, если нога удерживается прямой – коленная чашечка этой ноги должно быть “подтянута”. То есть ноги напряжены в той степени, в которой это необходимо для фиксации коленного сустава. Это достаточно важный момент, так как в случае его несоблюдения можно заработать при регулярных занятиях проблемы с коленями.
В завершение ещё два чисто практических момента. Первый – при выполнении любой асаны Вы можете (и это абсолютно оправдано) по необходимости использовать стенку в качестве опоры. Если Вам не хватает равновесия, или нужно отрегулировать положение тела в асане – используйте стенку ровно столько, пока в этом не пропадет нужда. И второе – при выполнении асан и при переходе из одной асаны в другую оставляйте глаза закрытыми. Ваше внимание должно быть фиксировано не на внешних факторах, а на внутренних. Попадание в зону Вашего внимания дополнительных визуальных раздражителей будет способствовать лишь отвлечению от самой практики.
|
Зачем делать асаны?
Теперь попробуем ответить на вопрос: “А зачем вообще делают асаны?” Для того, чтобы развить гибкость? Но это, как мы теперь понимаем – не цель йоги. К тому же, если такое допустить, то рано или поздно человек дойдёт до предела своей гибкости – и что тогда? И что с теми людьми, которые обладают природной гибкостью, которой могут “позавидовать” известные йоги – они, получается, йоги от природы? Конечно, нет. У асан есть два основных назначения.
Первое связано с ментальным отвлечением от мыслительного потока. При выполнении асан – а они являются положениями весьма для человека нестандартными – внимание вынуждено переключаться на тело, на его положение в пространстве, на ощущения, возникающие в нем, на отслеживание равновесия. Таким образом, внимание перестает быть привязано (по крайней мере, не так сильно, как обычно) к постоянному, привычному мыслительному потоку. Асаны запускают, инициируют процесс отвлечения от мыслей.
Второе назначение асан – всесторонняя проработка тела. В результате регулярного пребывания в асанах прорабатываются суставы, связки, мышцы, внутренние органы, нормализуется работа желез – то есть, по сути, охватывается весь организм. Развивается гибкость, которая необходима в той степени, чтобы обеспечить здоровье тела. И первое, и второе назначение асан важно, и нельзя игнорировать ни одно из них.
|
Шавасана
Поговорим о шавасане – позе, которая поначалу является для многих загадкой. Для чего она? Мы ведь и так спим ночью в таком же положении – зачем его принимать в процессе занятия? Во-первых, выполняя шавасану, Вы снимаете напряжение, возникшее в теле в результате выполнения других асан. Если Вы находились в стоячей асане – это особенно актуально. Необходимо, чтобы каждую следующую позу Вы выполняли, будто первую, словно до этого ничего не делалось вовсе – без намека на усталость. Помните, что йога – это не затратная, а напротив – восстанавливающая практика. Состояние расслабленности и пониженного тонуса сознания Вам хорошо пронести через всю практику. Удерживать нужное состояние и углублять его помогает шавасана.
Вначале шавасана может действительно быть просто лежанием на спине, но со временем в ней появится навык достаточно качественно и быстро гасить мыслительный поток. Шавасану можно по праву считать самой сложной из асан, несмотря на её элементарную физическую компоненту. Тело в ней никак не нагружено и пребывает в естественной для него форме, тем самым внимание полностью устремляется во внутренний мир человека, начинает вовсю цепляться за мысли – тем сложнее сохранять тишину ума.
Шавасану следует выполнять не только в конце занятия, но и в процессе в промежутках между другими асанами по мере необходимости, например через каждые 2-3 асаны. Если выполняются стоячие, то можно и после каждой. Не следует считать, что, если Вы не устаете, то выполнение шавасаны можно исключить. При корректной практике Вы не должны уставать в принципе, но шавасану все равно следует выполнять для поддержания “ментального вакуума”.
Регулярность
Для успешных занятий йогой, то есть для таких занятий, которые будут оказывать на Вас реальное воздействие, основным условием помимо корректности практики является её регулярность. Регулярность подразумевает от 4 занятий в неделю, продолжительностью не менее часа, а лучше 2, каждое. Можно ли научиться рисовать, пробуя это раз-два в неделю? Можно ли научиться иностранному языку, занимаясь с такой же периодичностью? Едва ли. А если какие-то навыки и результаты будут проявляться, то, увы, через весьма продолжительное время, и успехи будут весьма скромными. Абсолютно аналогично обстоит дело и с йогой. Разница лишь в том, что опыта практики йоги Вы не имели вообще никогда в своей жизни в отличие от рисования и владения речью… Если Вы занимаетесь йогой с целью получить какой-то результат или ощутить её воздействие (А иначе – зачем Вы ей занимаетесь?), то регулярность практики – это необходимое условие.
Иногда задается вопрос, можно ли разбивать занятие на 2 части, чтобы было проще встроить их в жизнь. Так вот лучше этого не делать. Ваша задача ведь не сделать зарядку, а войти в определенное состояние сознания, отличное от обычного, и, пребывая в нем, продолжать свою практику. Разбивая занятие на 2 части, Вы в лучшем случае успеете дойти до нужного состояния ментальной тишины, но не продолжить занятие, оставаясь в нем.