1. Изучите гигиенические требования к составлению расписания уроков учащихся. Основную информацию законспектируйте в тетрадь для практических работ.
Гигиенические требования к расписанию уроков в школе
· Общая учебная нагрузка не должна превышать указанную в учебных планах Российской Федерации (1 – 3 классы – 25, 5 класс – 31, 6 класс – 32, 7 класс – 34, 8 – 9 классы – 35, 10 – 11 классы – 36 часов в неделю соответственно).
· В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.
· Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5 - 9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут.
· В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
· При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
· Школьное расписание уроков строится с учетом динамики дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.
· В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность школьников невысока; наивысшая работоспособность отмечается на 2 - 3 уроке; на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности; на 5 и 6 уроках возможен некоторый подъем активности (рис. 1).
· В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность; в четверг работоспособность снижается; в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая; в субботу возможно повышение работоспособности (рис. 2).
|
![]() | ![]() |
2. Проанализируйте, исходя из гигиенических требований к расписанию, один из предложенных учебных дней и учебную неделю. При выполнении задания, используйте следующий алгоритм действий:
Ход работы:
1. Выписать в тетрадь дневное и недельное расписание занятий для учащихся Вашего класса.
2. Оценить расписание одного из учебных дней (по выбору студента), всё недельное расписание:
2.1. Против каждого предмета проставляют оценку в баллах по ранговой шкале трудности уроков (см. приложение 1 в конце работы).
2.2. Подсчитывают сумму баллов за каждый день недели. Полученные цифровые данные используют для построения графика, где на оси абсцисс обозначены дни недели, а на оси ординат - сумма баллов за каждый день (рис.4).
2.3. Выбрать один из учебных дней для анализа. Полученные данные используют для построения графика (рис. 3).
2.4. Сравнить полученную кривую с динамикой работоспособности в течение учебного дня, недели, используя дополнительную информацию.
3. Если расписание составлено нерационально, предложить альтернативный вариант, соответствующий гигиеническим требованиям.
4. Оформление работы. Зафиксировать в тетради недельное, дневное расписание класса, дать его оценку в баллах, построить графики распределения недельной и дневной нагрузки, составить альтернативный (правильный) вариант расписания. Предложите альтернативные графики изменения работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели.
|
Приложение 1
Ранговая шкала трудности уроков
(САНПиН, 2002)
Предмет | Баллы | Предмет | Баллы |
Математика, алгебра, геометрия | Естествознание, ОБЖ, география, биология | ||
Иностранный язык | Физкультура, ритмика | ||
Физика, химия | Труд, основы вычисл. техники | ||
История, экономика | Черчение, рисование | ||
Русский язык, МХК, литература | Пение |
Приложение 2