Окончание – значимые части слова




ИЛИ

 

2. Выполните работу письменно, сфотографируйте её и отправьте фотографию через социальную сеть «ВКонтакте» https.: vk.com/id476480229

ИЛИ

3. Выполните работу письменно, сфотографируйте её и отправьте фотографию через Viber/ WhatsApp (номер телефона: 8-908-082-12-88)

4. Если возникли вопросы – пишите мне: 8-908-082-12-88

 

Карта урока русского языка

Жирным шрифтом выделено всё то, что вы должны переписать в тетрадь.

 

Открой тетрадь и запиши

 

Двенадцатое октября

Классная работа

- Найдите и подчеркните в каждой группе «лишнее» слово, объясните свой выбор.

Сел..дь, гуаш.., печ.., конеч..ный.

Не)волить, (не) участвовать, (не)здоровится, (не)взвидеть.

Смотриш.., пишеш.., печ.., пряч..ся.

Син..ор, раз..яснить, с..езд, об..ездчик.

- Какое слово встретилось дважды? Правильно, слово «печь». Подумайте, какой частью речи является слово «печь».

- Слово «печь» может быть глаголом или существительным. Слово «печь» (существительное) и слово «печь» (глагол) являются омоформами.

Запиши

Омоформы – это слова, разные по звучанию, но совпадающие по звучанию и написанию только в одной форме. Примеры: русская печь (сущ.) – блины печь (глаг.), на самолёте лечу (летать) – ребёнка лечу (лечить).

Запишите эпиграф к уроку

Найти корень слова – это значит найти

Его внутренний, затаённый

Смысл – то же, что зажечь внутри огонёк.

М.А. Рыбникова

- Объясните, как вы понимаете его смысл.

- Запишите в тетрадь тему урока

 

Почему корень, приставка, суффикс и

окончание – значимые части слова

– Тема урока для вас непростая, чтобы было легче ее усвоить, я и позвала в гости сказку.

Будет сказка занимательна, читайте, ребята, её внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.

Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемика жили маленькие морфемы. Они всегда были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и все!

– Вы знаете такие слова? Назовите их.

Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить.

– Смотрите, слово РИСОВАТЬ устало,
Решило отдохнуть.
Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
Приставка – раз, приставка – два!
Совсем новые у нас получаются слова.

 

– К слову рисовать добавим приставку на-, при-, с-, пере-.

– Запишите слова, которые получились. Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Конечно.

Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики:

-оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда, как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом: «Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать». Приставки и Суффиксы пробовали–пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: «За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок, а у Суффиксов ^. А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе.

Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются ».

– А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?

– Так какую же роль отвели окончанию?

Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.

– Понравилась вам сказка? Кто из веселых морфем понравился больше всего? А кто не понравился?

– Откройте тетрадь для правил и запишите

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются состав, строение слова (морфемы).

Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.

– Выполните упражнение 105 (устно)

Таблицу перепишите в тетрадь для правил.

Следующее задание выполните в рабочей тетради.

Пользуясь словариком значения морфем (учебник, стр. 310) покажите, какое значение в словах имеют приставка у- и суффикс -тель. Запишите по два-три слова с этими морфемами.

- Выполните морфемный разбор данных слов (морфемный разбор – разбор слова по составу)

Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, нести, приморский, реченька, ледокол.

- Выполните упражнение 111 (стр. 43) (устно).

- Если вы внимательно прочитали текст упражнения 111, то легко ответите на вопросы (устно).

– Для чего нужно учитывать значение морфем?

– Какие слова являются однокоренными?

– Почему морфемы называются значимыми частями слова?

– Как избежать ошибок в разборе слова по составу?

 

– На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

– Выполните письменно упражнение 112. (Словарик значения морфем находится на странице 310).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: