На рынке автотранспортных услуг в условиях конкуренции функционирует множество хозяйствующих субъектов, предлагающих перевозки грузов по ценам, компенсирующим издержки на эксплуатацию и получение максимально возможной величины прибыли, и множество потребителей (клиентуры), желающих снизить автотранспортные издержки на единицу полезного эффекта и соответственно цену приобретения услуги. При обеспечении равных условий работы для хозяйствующих субъектов автотранспортной деятельности в соответствующем сегменте рынка (единое правовое поле, отсутствие демпинга, соблюдение налоговой дисциплины), цена за перевозку грузов устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения при согласованном интересе контрагентов перевозочного процесса. Указанная цена является равновесной рыночной ценой (тарифом) при условии определяющего ее влияния на величины спроса и предложения на рынке автотранспортных услуг.
![]() |
Рис. 9.3. Формирование равновесной цены (тарифа):
I — зона дефицита; II — зона избытка провозных возможностей; Бо — точка равновесия спроса и предложения
Рассмотрим механизм рыночного ценообразования при графическом изображении процесса формирования равновесной цены (рис. 9.3). Тенденцию изменения спроса в зависимости от цены перевозки грузов обозначим через С. Тенденция изменения предложения услуг хозяйствующих субъектов автотранспортной деятельности в зависимости от цены предложения обозначим через А. На рынке услуг установится цена Ц (при которой величина спроса Qc0 равна величине предложения QА0,соответствующая точке Во, т.е. Q C0 = Qao = QQ. Если клиент предполагает получить услуги по перевозке грузов по более низкой цене Ць то при этом уровне цены (тарифа) спрос С превышает предложение А, т.е. возникает ситуация дефицита предложения (I), измеряемого разностью Qc1 – Qa1, что будет влиять на рост цены до уровня Цо, при котором спрос сравняется с предложением.
Если же перевозчики намерены предложить услуги по более высокой цене Ц2, то в этой ситуации возникает избыток провозных возможностей (II), измеряемого разностью QA2 - QC2, что повлияет на процесс уменьшения тарифа до уровня равновесной цены Цо. На рынке автотранспортных услуг могут реализоваться различные сценарии изменения спроса и предложения. На величину спроса могут влиять неценовые факторы, например более высокий уровень требований клиентуры по качеству автотранспортного обслуживания (срок доставки, ценность перевозимого товара, реализация технологий и т.п.), что предопределит смещение кривых спроса при фиксированном характере функции предложения (независимой от неценовых факторов). Как видно из рис. 9.4, по мере увеличения спроса (учет неценовых факторов) соответствующая кривая перемещается из положения С1 в положение С2 и далее в положение С3, при этом точка равновесия перемещается из В1 в В2 и затем в В3.. Равновесная цена соответственно возрастает от величины Ц1до Ц2 и Ц3. При рассмотрении ситуации снижения спроса наблюдается обратный процесс снижения уровня равновесной цены на перевозки грузов.
![]() |
Рис. 9.4. Влияние изменения спроса Q на величину равновесной цены:
С1, С2, С3 — кривые спроса на перевозки; А — функция предложения; Ць Ц2, Ц3 — равновесные цены; Ви Въ В3 — точки равновесия спроса и предложения
В настоящее время определенные сегменты рынка автотранспортных услуг характеризуются избыточным предложением (в связи с отсутствием системы мониторинга спроса и предложения, наличием нелигитимных участников автотранспортной деятельности) при неизменной функции спроса (независимой от неценовых факторов).
![]() |
Рис.9.5. Влияние изменения предложения услуг А на величину равновесной цены Ц:
А1, А2, А3 — функции предложения;
С — функция спроса;
В1 В2, В3 — точки равновесия спроса и предложения;
Ц1, Ц2, Цз — равновесные цены
Анализ рис. 9.5 показывает, что по мере снижения уровня предложения с А3 до А2 и затем А] при фиксированной функции спроса С точка равновесия спроса и предложения перемещается в зону более высокой равновесной цены с Ц3 в Ц2 и затем в Ць что позволяет перевозчикам не только компенсировать текущие издержки по эксплуатации, но и обеспечить более высокий уровень финансовой устойчивости (в случае зависимости предложения от неценовых факторов). Если на рынке автотранспортных услуг действуют ценовые и неценовые факторы изменения функций спроса и предложения, равновесная цена определяется в зависимости от тех факторов, которые окажут наибольшее воздействие на ситуацию.
Как показано ранее, формирование тарифной политики в ситуации, близкой к совершенной конкурентной среде, осуществляется под влиянием спроса и предложения в конкретном сегменте рынка автотранспортных услуг. Но практически на данном этапе развития рынка услуг по перевозкам грузов превалирующее влияние оказывает на уровень тарифов стремление участников рынка к компенсации автотранспортных издержек и получении максимальной прибыли с использованием принципов ведения автотранспортного бизнеса в условиях несовершенной конкурентной среды. С учетом этого необходимость реализации мер государственного регулирования по созданию равных условий для хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности, места регистрации и обеспечению налоговой дисциплины является объективным условием функционирования рыночного механизма ценообразования на автотранспортные услуги.