Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг




 

Транспорт, наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная, заслуживающая комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ценообразующих факторов и в первую очередь — издержек производства. Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.

Общеэкономические:

• изменения в налоговой и амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;

• изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

• обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;

• изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

• общий уровень инфляции.

Отраслевые:

• изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах рано г транспорта;

• резервы снижения собственных затрат транспорта;

• изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по иидам работ и услуг;

• результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.

Необходимым элементом современной тарифной политики является государственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основных видах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должны способствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг.

Основной целью государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).

При регулировании цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:

на федеральном уровне — осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; устанавливают цены и тарифы, регулируемые на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен тарифов в отраслях естественных монополий на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;

на уровне субъектов Российской Федерации — осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов в отраслях естественных монополий на транспорте; определяют перечни видов услуг естественных монополий на транспорте, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг
цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям-монополистам транспортных услуг.

Государственное регулирование цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте должно способствовать: оптимизации экономических связей; пропорциональному размещению производительных сил и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; созданию условий для развития конкуренции на рынке транспортных услуг; обеспечению равного доступа потребителей к инфраструктуре; эффективности процесса ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте.

Система цен (тарифов) должна способствовать повышению качества транспортных услуг и внедрению прогрессивных технологий. Государственное регулирование цен (тарифов) на транспорте включает определение (установление) тарифов и сборов или их предельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в действующие руководства; разработку и введение в действие новых базовых тарифов и определение принципов их изменения; определение правил ценового регулирования и контроля за установлением тарифов и сборов и правил их применения.

При регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий на транспорте применяются следующие методы ценового регулирования:

- установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности);

- методы текущей корректировки тарифов;

- совершенствование тарифных систем и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: