Основные этапы жизни и творчества Н.С.Лескова




Урок

Тема: Жизнь и творчество Н.С.Лескова

Цель. Познакомиться с жизнью и проблематикой творчества Н.С.Лескова

Задачи

1.Выделить и коротко охарактеризовать этапы жизненного и творческого пути писателя

2.Познакомиться с проблематикой творчества Н.С.Лескова

Задание.

1. Познакомьтесь с содержанием учебника и презентации о писателе (учебник Литература часть 1, Обернихина Г.А., стр. 198-213, приложение)

2. Составьте хронологическую таблицу или очерк жизни и творчества Лескова Н.С

Урок

Тема: Особенности русского национального характера, пути духовных исканий Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» Н.С.Лескова

Цель. Познакомиться с этапами становления характера русского праведника – главного героя повести

Задачи

1. Понять смысл странствий, неожиданных, нелепых поступков, а потом последующих испытаний Ивана Флягина (презентация)

2.Объяснить смысл названия повести «Очарованный странник»

Конспект урока №1 «Пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя»

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.

Урок посвящается биографии Лескова и обзору его творчества.
В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:
— По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
— Это у вас болезнь зрения.
— Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято Господу».
Тематика индивидуальных сообщений обучающихся (по желанию)
1. Карикатура на общественную жизнь России в романе «Некуда».
2. «Соборяне» как роман о праведниках и богатырях духа.
3. Любовь как критерий истины в повести «Несмертельный Голован».
4. «Удивительные и даже невероятные люди» в сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах» (с обобщением ранее изученного).
5. Тема праведничества в рассказе «Заячий ремиз».

Основные этапы жизни и творчества Н.С.Лескова

1. Незаурядность и сила личности родителей Лескова. Ранняя смерть отца.
2. Невозможность юного Лескова получить систематическое образование.
3. Трехлетняя служба в Орловской уголовной палате.
4. Служба в Казенной палате в Киеве. Путешествия по России на службе у Шкотта.
5. Переезд в Петербург. Нейтральная общественная позиция в борьбе консерваторов и революционеров-демократов в 1860-е гг. Разрыв с революционерами-демократами. Невозможность участвовать в передовой русской печати.
6. Отъезд за границу. Полемические романы. (роман «Некуда».) Общественное одиночество Лескова.
7. Жесткая критика творчества Лескова в статье Писарева «Прогулка по садам российской словесности». Публикации лесковских произведений в журнале «Отечественные записки». (роман «Соборяне».)
8. Любовь в жизни Лескова. Глубокое чувство к Катерине Степановне Савицкой.
9. Формирование своего, особого литературного стиля. «Лесковский человек». (повесть «Несмертельный Голован».)
10. «Удивительные и даже невероятные люди» в творчестве Лескова. (сказ «Левша» и рассказ «Человек на часах».)
11. Духовный кризис писателя в 1870-е гг. Разрыв с Катковым и журналом «Русский вестник». Вторая поездка за границу. Изменение отношения к Церкви. Гнев духовенства и правительственной администрации. Сближение с Л. Толстым.
12. Сатирические тенденции в творчестве писателя в 1890-е гг. (рассказ «Заячий ремиз».)
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Как вы понимаете смысл слова «праведник»?
2. Возможно ли праведничество в наши дни?
3. Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?
Итог урока. Истиной жизни считал Лесков евангельскую «беззаботливость к себе». Его положительные герои уже потому праведники, что готовы прийти на помощь другому человеку, сострадать ближнему. Лесковские герои незаметны, нетщеславны, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него». Но стать праведником можно только в результате тяжелой душевной работы, духовного очищения, к которым всю жизнь стремился и сам писатель, человек необычный, ни на кого не похожий. Такие акценты в изучении личности и судьбы Лескова и героев его произведений помогут школьникам в восприятии характера Ивана Флягина из повести «Очарованный странник».

Конспект урока № 2 «Русский человек со всем справится»

«Очарованный странник». Пути духовных исканий Ивана Флягина. Особенности русского национального характера

В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом, внешней и духовной биографией главного героя. Важно помочь ученикам заметить, что композиция произведения совпадает с динамикой образа Флягина и посвящена эволюции героя от рядового конэсера к «очарованности» и праведности.
Проблемный вопрос урока
— Прав ли философ В. В. Розанов, который утверждал: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому в грехе“». Как эта мысль соотносится с характером главного героя повести «Очарованный странник» Ивана Флягина?
Ключевые эпизоды повествования
Группа 1. Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).
Группа 2. История с кошкой и голубятами (глава третья).
Группа 3. В няньках на воспитании девочки (глава четвертая).
Группа 4. Поединок с Савакиреем «наперекором» (глава шестая).
Группа 5. Побег из татарского плена (глава девятая).
Группа 6. Служба у князя конэсером (глава десятая).
Группа 7. Цыганка Груша (глава тринадцатая)
Группа 8. Смерть Груши (глава восемнадцатая).
Группа 9. В рекрутах под именем Петра Сердюкова (глава девятнадцатая).
Группа 10. В монастыре: прозрение (глава двадцатая).

Примерный план анализа эпизодов повести

1. Озаглавить фрагмент.
2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом.
3. Определить духовно-нравственное состояние героя.
4. Выявить авторскую оценку образа.
5. Сделать выводы.
Учащимся можно предложить составить цитатный план и подготовить рассказ о «внешней» биографии Ивана Флягина, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни:
1. «Моленный сын... сын обещанный».
2. «Заплакал я и пошел в разбойники».
3. «Взялся хранить дитя и берегу его».
4. «Я с Савакиреем сяду потягаться на мировую».
5. «Подщетинен я был после первого раза».
6. «Как разбежался, всю степь перебежал».
7. «Привезли меня в наш город, высекли в полиции и в свою губернию послали».
8. «Лучше служи ты у меня конэсером».
9. «Это называется магнетизм».
10. «Поет ее голос, точно колокол малиновый».
11. «Краса природы совершенство».
12. «Ударь меня раз ножом против сердца».
13.«Сдали меня там вместо сына в рекруты».
14. «Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».
15. «Мне за народ очень помереть хочется!»
Подводя итоги урока, можно зафиксировать в таблице главные черты характера Ивана Флягина, которые были выявлены в процессе анализа ключевых эпизодов.

«Внешняя» биография и духовная эволюция Ивана Флягина

Характерные черты Духовный рост
— Бездумность — Слепой азарт — Сила молодости — Смелость — Наивность — Смекалка — Доброта — Любовь — Живучесть — Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) — Пробуждение духа — Осознание грехов — Проповедь Николая Чудотворца и Христа — Борение плоти и духа — Праведность

Итог урока. Повесть «Очарованный странник» делится на крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего. В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которому «очень за народ помереть хочется!».

«Лесков — самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны»

Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть «Очарованный странник» называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий (от кучера до солдата и артиста), ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!
Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», беглого крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.
Вопросы для обсуждения названия сказа
1. Почему Флягин назван странником? (Странник — это не турист, не пассивный созерцатель окружающей жизни, не искатель приключений на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.) Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и за ним стоит поиск смысла жизни — не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности — ничто в сравнении с высокой идеей бытия в Боге. Итак, странничество не cтолько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное — в постижении высшего смысла жизни.
2. Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? (Жизнь для Флягина — чудо, которое он должен увидеть сам. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он захотел стать. Это окружающая странника природа; его страстный интерес ко всему живому; привязанность к ребенку, которого он нянчил; восхищение мужеством и духовной силой татар, вставших «наперекор» в сцене поединка; взволнованность музыкой и песней; восторг при любовании красотой женщины и ожидании любви; страстная привязанность к лошадям, не покидающая его всю жизнь; выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.)
(ПО ЖЕЛАНИЮ) Исследование языка сказа и речевых характеристик героя в разных эпизодах учащиеся могут провести в группах, которые проанализируют необходимые для аргументации фрагменты текста, приведут примеры, сделают выводы и обобщения.
Группа 1. Картины природы (выявление особенностей языка лесковского пейзажа).
Группа 2. Интерес ко всему живому (речевая характеристика героя в истории с голубятами).
Группа 3. Привязанность к маленькой девочке (речевая характеристика героя, находящегося «в няньках»).
Группа 4. Восхищение поединком татар (речевые характеристики Флягина и его знакомца, мастерство Лескова в создании диалога).
Группа 5. Тяга к музыке и песне, которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон» (анализ состояния героя в эпизоде с гармонью; речевая характеристика героя в сцене пения Грушеньки).
Группа 6. Трепет перед женщиной и любовью: «...вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется» (особенности авторского стиля и речевые характеристики Флягина в эпизодах с Грушенькой).
Группа 7. Страстная привязанность к лошадям, их красоте и совершенству (работа с текстом).
Группа 8. Спокойствие от приобщения к Богу (особенности авторского стиля и речевая характеристика Флягина в рассказе о жизни в монастыре).
В итоговой беседе следует обобщить наблюдения над языком повести, а также выявить особенности ее жанра и композиции.
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Докажите, что повесть «Очарованный странник» имеет в себе стилевые черты сказа.
2. Чем произведение близко жанрам фольклора? Приведите примеры включения в текст элементов фольклорных жанров.
3. Какой смысл имеет «диалоговый» характер повествования? Проанализируйте конфликт, реплики персонажей, особенности слов автора и подтекст одного из диалогов.
4. Какой смысл придает лесковскому повествованию мотив странничества? Как он связан с философским смыслом темы пути в русской литературе (на примере 1—2 произведений)?
5. Охарактеризуйте основные особенности языка произведения. Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?
6. Критик Н. Михайловский считал, что композиционно в «Очарованном страннике» «есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою», а все в поведении Флягина случайно («Литература и жизнь». 1897). Критик С. Дмитриенко подчеркивал, что все истории с Флягиным — это «его попытки, пусть бессознательные, вырваться из-под чар предначертанной судьбы», и объяснял повороты в судьбе героя или становлением его личности, или давлением на него обстоятельств. Подтвердите или опровергните каждую точку зрения.
7. Можно ли считать судьбу Флягина фатальной, а само произведение еще одним ответом на вопрос о фатальности судьбы русского человека?
8. В чем видит Флягин свое единство с Родиной и русским народом? Прокомментируйте смысл финала повести. Почему Флягин не хочет довольствоваться спокойной жизнью в монастыре, а собирается воевать, чтобы помереть за свой народ. Как в этом отразились мировоззренческие позиции самого Лескова?
9.Чем образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца, упомянутого в главе первой? Сопоставьте этих героев.
Итог урока. Особенности жанра, композиции, языка и стиля повести «Очарованный странник» связаны с философскими размышлениями автора о судьбе русского человеке, о его богатырской натуре, поставленной в условия рабского существования. Жизнь Флягина напоминает историю Ильи Муромца. И дело здесь не только в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли калики перехожие и исцелили его от духовной спячки. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит! Однако его очарование проявлениями жизни не дает ему сразу выбрать путь, предначертанный свыше, и он сознательно или в силу обстоятельств идет по своей дороге. Мотив странничества наделяется в повести философским подтекстом.
Богат и своеобразен язык и стиль произведения, близкий русскому фольклору. Даже речь главного героя становится выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».

Домашнее задание.

1.Ответить на10 вопрос учебника Литература,ч.1 с.213 (Можно ли однозначно (плохо или хорошо) оценить характер и поступки Ивана Флягина? Объясните свою точку зрения, приведя примеры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: